Слайд 2
План
Философское понимание природы.
Представления о природе в истории
философии.
Проблема жизни в философии и её решение. Уникальность и
ценность жизни.
Природа и общество.
Слайд 3
Человеческое общество – часть природы
В организме человека протекают
природные химические, биологические и другие процессы
Организм человека
Естественная основа социальной
деятельности человека в области производства, политики, науки, культуры
Слайд 4
Происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму
Природные
закономерности, прежде всего биологические, выступают как биосоциальные
Удовлетворение природных потребностей
людей в пище, тепле, продолжении рода происходит в социальной форме
Слайд 5
У каждого народа имеется своя «кухня»
Построенное жилище отвечает
определённым эстетическим критериям
Слайд 6
Потребность в продолжении рода удовлетворяется с помощью социально
организованного семейного общения
Слайд 7
Природа
Естественная основа существования и развития общества
Слайд 8
Многие свои потребности люди удовлетворяют за счёт природы,
прежде всего внешней природной среды
Обмен веществ между человеком и
природой
Необходимое условие существования человека и общества
Слайд 9
Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс
развития природы, в постоянное взаимодействие с природой
Слайд 10
Органическая связь человека и природы заставляет учитывать природные
факторы в развитии общества
Природа всегда была объектом внимания философов
и философского осмысления
Слайд 11
Вечные философские вопросы
Вопросы, которые волновали философов древности, Нового
времени и современных философов
Выяснение взаимодействия человека и природы
Отношение человека
и общества к космосу, Вселенной
Слайд 12
В различные исторические эпохи люди по-разному понимали природу
и имели к ней различное отношение
Слайд 13
Природа
В широком смысле
Это всё, что существует во
Вселенной
В узком смысле
Совокупность естественных условий существования человека и общества,
всё многообразие материальных и духовных тел и процессов
Слайд 14
Природа бывает неживой и живой.
Уровни неживой природы
Слайд 16
Представления о природе в античной философии
Первые подходы к
истолкованию природы развивали мыслители,
которые появились в ионийском городе
Милет
на малоазийском побережье Средиземного моря. Эта школа называется милетской школой.
Слайд 17
Милетская философия первой поставила научно значимый вопрос о
вечной первоматерии, из которой происходят и в которую возвращаются
все вещи
Объектом исследования милетских философов была природа
Назовите представителей милетской школы.
Слайд 18
Фалес Милетский
624-548 до н.э.
Первоначалом мира, из которого рождается
всё многообразие вещей, является
вода
Слайд 19
Изречения Фалеса
Древнее всего сущего – Бог, ибо он
не рождён
Прекраснее всего – мир, ибо он сотворение Бога
Больше
всего – пространство, ибо оно объемлет всё
Быстрее всего – ум, ибо он обегает всё
Слайд 20
Анаксимандр
610-547/540 до н.э.
Основой мира считал некое вещество,
которое невозможно определить ни как воду, ни как что-либо
другое. Возникновение мира он рассматривал как борьбу и обособление противоположностей, прежде всего тепла и холода
Апейрон
Слайд 21
Анаксимен
585 – 525 до н.э.
Первоосновой всего является
… Разрежаясь, он становится огнём, сгущаясь – превращается в
ветер, затем – в облако, делается водой, потом землёй, камнями и другими веществами
Воздух
Слайд 22
В античной философии появилось слово «космос», которое переводилось
как «вселенная»
Космос – это мир, представлявшийся древнегреческим философам в
качестве упорядоченного единства
Первоначально такое единство мыслилось как то же самое, что порядок, устроение
Слайд 23
Пифагор
570-490 до н.э.
Впервые мир назвал Космосом Пифагор,
который обратил внимание на царящие в нём порядок и
гармонию.
По учению Пифагора, небесные тела «звучат» через определённые интервалы времени, образуя гармонию сфер, и эту гармонию мы воспринимаем только потому, что она воздействует на нас непрерывно.
Слайд 24
В античной философии сложилась так называемая атомистика –
учение о том, что мир состоит из атомов, мельчайших
составных частиц
Левкипп
500-440 до н.э.
Демокрит
460-370 до н.э.
Назовите представителей школы атомистов
Слайд 25
Представление о природе в средневековой философии
В Средние века
распространяется религиозное убеждение в том, что природа сотворена Богом
Истинное
бытие
Бог
Природа
Далеко не совершенное отражение божественного мира, стоящее ниже Бога
Слайд 26
Фома Аквинский
1225-1274
Средневековый философ
Учение о природе выводилось из
признания мысли о творении мира Богом.
Понимание основ природы
питала вера в божественные начала природы.
Слайд 27
Представление о природе в эпоху Возрождения
В философии эпохи
Возрождения природный и божественный миры сливаются воедино
Пантеизм
Учение о
том, что всё есть Бог
Представители пантеизма обожествили Вселенную, создали культ природы, признали бесконечность Вселенной и неисчислимое множество её миров
Слайд 28
Представители пантеизма
Джордано Бруно
1548-1600
Известный итальянский естествоиспытатель и философ
Джордано Бруно, соединяя достижения различных конкретных наук, создал гениальное
пантеистическое мировоззрение. Он проповедовал его с поэтической силой и воодушевлением.
Слайд 29
Основные положения пантеистического мировоззрения Д.Бруно
Вселенная есть Бог
Вселенная бесконечна,
бесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по
своим орбитам
Этот бесконечный, движимый внутренними силами универсум есть единственно сущее и живое
Слайд 30
Представление о природе в Новое время
Начиная с XVII
века постепенно утверждается научное понимание природы и в ряде
наук формулируются её законы (астрономия, механика, математика)
Исаак Ньютон
1642-1727
Английский физик, математик
Иоганн Кеплер
1571-1630
Немецкий математик, астроном
Философия и наука призывают прочитать великую «Книгу природы»,
раскрыть её смыслы и тайны
Слайд 31
Представление о природе в философии Нового времени
Природный мир
сотворён Богом, но существует по своим естественным законам
Деизм
Слайд 32
Представление о природе в философии Нового времени
Природа материальна
и познаваема
Человек должен познать законы природы и покорить её,
заставить служить себе и своим интересам
Слайд 33
Представление о природе в Новейшее время
В Новейшее время
укрепилось утилитарное, потребительское отношение к природе
Человек был убеждён, что
он – царь, хозяин, господин природы, а она его служанка
Это привело к бездумному, хищническому, варварскому отношению к природе
Слайд 34
Природа с точки зрения философии и науки
Мир природы
Это тесное единство живого и неживого, органического и неорганического
Слайд 35
Жизнь
В философии жизнь рассматривается как неотъемлемое свойство природного
бытия
Слайд 36
Альберт Швейцер
1875-1965
Немецко-французский философ, теолог Альберт Швейцер (1875-1965)
рассказывал, как однажды в детстве он с ребятами полез
на колокольню, чтобы стрелять из рогатки по голубям. И вот когда мальчик натянул резинку, чтобы погубить пернатого, неожиданно раздался церковный звон – благовест. Это так потрясло юнца, что он навсегда отказался от покушения на чью бы то ни было жизнь. Более того, ему принадлежит прекрасное выражение «благоговение перед жизнью», которое приобрело огромную популярность.
Слайд 37
Жизнь – способ бытия человека
Жизнь – одна из
форм существования материи, отличающая мир организмов от всей остальной
действительности.
Она закономерно возникает при определённых условиях развития материи.
Различаются три царства жизни –
растительное, животное и человеческое.
Слайд 38
В биологическом смысле жизнь есть основной признак организма
Когда
исчезает жизнь, наступает смерть
Главные признаки жизни
Рост
Размножение
Способность реагировать
на внешние воздействия
Активность
Слайд 39
Сущность жизни не исчерпывается только биологическим содержанием
Жизнь знаменует
собой более высокую ступень эволюции материи
Только живая материя способна
воспроизводить саму себя
Жизнь создаёт предпосылку для появления мыслящей, одухотворённой материи
Слайд 40
Ещё до того как философы обратились к феномену
жизни и попытались выяснить, что можно назвать живым, в
истории человеческой культуры стали рождаться различные истолкования происхождения и смысла жизни.
Мэри Шелли
1797-1851
Английская писательница, автор романа «Франкенштейн, или Современный Прометей»
«Где, часто спрашивал я себя, таится жизненное начало?» - размышляет герой романа «Франкенштейн, или Современный Прометей».
Слайд 41
Сюжет романа М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
Молодой талантливый
учёный Франкенштейн увлечён проблемой оживления материи. Он полагает, что
для исследования причины жизни надо обратиться к смерти. «Я увидел, чем становится прекрасное человеческое тело; я наблюдал, как превращается в тлен его цветущая красота; я увидел, как всё, что радовало глаз и сердце, достаётся в пищу червям. Я исследовал причинные связи перехода от жизни к смерти и от смерти к жизни, как вдруг среди полной тьмы блеснул внезапный свет – столь ослепительный и вместе с тем ясный, что, потрясённый открывшимися возможностями, мог только дивиться, почему после стольких гениальных людей, изучавших этот предмет, именно мне выпало открыть великую тайну.»
Слайд 42
Учёный создал в своём романе живое существо –
некоего монстра, который, страдая от одиночества, вынужден был преследовать
своего творца. Однако великая тайна так и не была открыта. Мы не можем сегодня в лаборатории создать живую клетку, несмотря на то, что располагаем многочисленными химическими и физическими формулами.
Слайд 43
Томас Манн
1875-1955 немецкий писатель
«Что же такое жизнь?
Никто не знает. Никому неведома та точка сущего, в
которой она возникла и зажглась», - эти слова сказал немецкий писатель Томас Манн в романе «Волшебная гора». Герои произведения пытаются осмыслить секреты жизни и смерти. Жизнь столь необычна, высокоразвита, что в мире неорганической материи мы не найдём ничего, хотя бы отдалённо напоминающего жизнь. Между жизнью и неорганической природой зияет пропасть.
Слайд 44
Живое имеет огромное, непреходящее значение. Но сколь оно
мало и ничтожно! Сфера живого в Космосе пугающе незначительна.
За её пределами огромный неисчерпаемый мир безмолвия.
В эпоху античной и средневековой философии земной шар казался слишком великим по сравнению с окружающими его небесными сферами. Земля отождествлялась с центром Вселенной, а небеса были гораздо ближе к человеку и его жизни.
Слайд 45
В Новое время были сделаны открытия о том,
что планеты не вращаются вокруг Земли, что человек помещён
в бесконечное пространство, в котором его бытие представляется всего лишь одинокой и исчезающе малой точкой.
Он окружён безмолвной Вселенной, миром, который совершенно безразличен к его религиозным чувствам, глубочайшим моральным запросам, жизненным мироощущениям.
Слайд 46
Надо обладать воображением астрофизика, чтобы представить себе огромные
просторы Вселенной, в которых неизвестно почему родился драгоценный дар
– жизнь. Сама жизнь может развиваться только в особой среде: необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания.
Слайд 47
Уникальность жизни на планете Земля
Уникальные условия встретились только
на планете Земля.
В настоящее время исследовано большое количество
планет в различных звёздных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни.
Следовательно, мы практически одиноки во Вселенной,
а жизнь на Земле – уникальное явление.
Слайд 48
Возникновение жизни – это чудо
Возникновение жизни на Земле
– это великое чудо, поскольку должны были совпасть десятки
факторов
Одно Солнце
Местоположение планеты Земля – на краю Галактики
Расстояние от Земли до Солнца
Объём планеты и др.
Слайд 49
Жизнь –
неотъемлемое свойство
природного бытия
Главные вопросы в
изучении жизни
Что есть жизнь?
Когда и как она появилась?
В каких
формах существует жизнь?
Слайд 50
Когда и как появилась жизнь?
Материализм
Гилозоизм
Жизнь есть
свойство высокоорганизованной материи, которое появляется на определённой ступени её
эволюции
Жизнь есть неотъемлемое свойство материи, она никогда не появлялась и никогда не исчезнет, вся материя (Космос) является живой
Слайд 51
Философы-материалисты
Карл Маркс
1818-1883
Немецкий философ, социолог, экономист
Фридрих Энгельс
1820-1895
Немецкий философ
Владимир
Ильич Ленин
1870-1924
Российский политический и государственный деятель
Слайд 52
Представители гилозоизма
Платон
427-347 до н.э.
Древнегреческий философ
Анаксимен
585/560-525/502 до н.э.
Древнегреческий
философ
Аристотель
384-322 до н.э.
Древнегреческий философ
Слайд 53
Что есть жизнь?
Материализм
Жизнь воспринимается только в биологическом
смысле
Философия Живой Этики
Жизнь может существовать и в небиологической
– энергетической (полевой) форме
Слайд 54
Жизнь каждого человека уникальна
Осознание конечности жизни придаёт человеческому
бытию особый трагизм и в то же время ценность
Это
означает единственность, неповторимость и невозобновимость человеческой жизни
Слайд 55
Конечность и бесконечность жизни
Конечность жизни означает, что человек
живёт один раз, и это придаёт трагизм человеческому существованию
Но
человек продолжает себя в памяти людей, в своих делах, в детях, внуках, что говорит о бесконечности жизни во Вселенной
Слайд 56
Ценность жизни
Жизнь есть ценность
Это та исходная база,
способ и процесс, в ходе которого мы только и
можем реализовывать все наши положительные качества, нашу человечность, наши ценности
Конечно, существуют болезни, делающие жизнь испытанием, ранние смерти и т.п., но каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она удавшейся по принятым меркам или нет
Слайд 57
Ценность жизни
Жизнь вовсе не является универсальной ценностью
В древнеиндийской
культуре господствовала идея многократного воскрешения души, поэтому люди часто
бросались под священные колесницы или в воды Священного Ганга, чтобы завершить очередное существование и вернуться на Землю в новом телесном облике
Слайд 58
Древняя японская культура
В системе ценностей древней японской культуры
честь оказывалась более значимой, чем жизнь. Самураи добровольно делали
себе харакири (вспарывали живот кинжалом), если это диктовалось соображениями более высокими, чем ценность жизни
Слайд 59
Ценность жизни
Чтобы реализоваться как ценность, жизнь
Должна быть
Должна
сохраняться
Должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться
Слайд 60
Природа и общество
Взаимоотношения между обществом и природой имеют
особенности в зависимости от той или иной человеческой цивилизации.
В
истории выделяют следующие виды цивилизаций: собирательскую (присваивающую), аграрную (земледельческую), промышленную (индустриальную) и постиндустриальную (информационную) цивилизацию.
Слайд 61
Собирательская (присваивающая) цивилизация
Это самый ранний период в истории
человечества, когда человек приспосабливался к природе
Но человек уже в
эту эпоху смог обрести первую власть над силами природы: создал простейшие орудия труда, научился пользоваться огнём
Однако природа воспринималась как огромная таинственная и враждебная сила, поэтому она была предметом обожествления в мифологии и ранних религиях
Слайд 62
Аграрная (земледельческая) цивилизация
Человек должен был по-прежнему жить в
гармонии и согласии с природой
Значительно расширились масштабы практической деятельности
человека
Появились земледелие и скотоводство, торговля и ремесло
В Средние века христианство провозгласило человека «царём» и «владыкой» на планете. Ему поручалось господствовать над рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, населяющими планету
Слайд 63
Промышленная (индустриальная) цивилизация
Завершился процесс выхода человека из-под власти
природы, который привёл к противопоставлению человека природе и обострению
отношений между ними
Природа постепенно стала рассматриваться как мастерская, а человек в ней представлял себя как умелого работника
Формировалась своеобразная психология покорения природы, на которую стали смотреть как на источник прибыли и практической пользы
Слайд 64
Постиндустриальная (информационная) цивилизация
К середине ХХ в. человек фактически
противопоставил себя природе
Произошло резкое превышение допустимой меры вмешательства человека
в природу
В итоге на планете разразился глобальный экологический кризис
Слайд 65
История взаимоотношений между человеком и природой свидетельствует о
нарастающем вторжении человека в природную среду.
В этом состоит стремление
человека к неуклонному расширению масштабов своей деятельности и обретению всеобщей власти над природой. Эта тенденция может принести с собой катастрофические последствия и для природы, и для человека.
Слайд 66
Человек должен преодолеть привычку смотреть на природу глазами
господина – высокомерно и самоуверенно
Евгений Александрович Евтушенко (род.1932 г.)
– русский советский поэт
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте всех зверей внутри себя.
Е.Евтушенко