Слайд 2
Одним из создателей специальной теории понимания является Вильгельм
Дильтей. Значимым истоком творчества Дильтея явился англофранцузский позитивизм с
его методом психологизма в анализе непосредственных данных сознания, а также идеи Баденской школы неокантианства, противопоставлявшей методы естественно-научного и культурно-исторического познания.
Слайд 3
Дильтея – мыслителя условно можно представить в двух
ипостасях: Дильтей – психолог и Дильтей – творец герменевтического
метода. Именно герменевтическая методология сделала его (наряду с Гуссерлем) создателем мошной оригинальной традиции в философии XX века.
Слайд 4
Центральным понятием философии Дильтея стало понятие «жизни», представляемой
в качестве способа бытия человека в культурно-исторической реальности и
самой этой реальности. Отправным пунктом его исследовании явилось осмысление кризиса современного философского мировоззрения, суть которого, по Дильтею, в отстраненности от конкретного человека, абсолютизации только одной из его познавательных способностей – разума.
Слайд 5
По убеждениям Дильтея, философия не должна больше оставаться
умозрительной, абстрактной и оторванной от человека метафизикой; не может
быть она и простым обобщением данных естественных наук, теряя в них свою исконную мировоззренческую проблематику. Единственным ее объектом должна оставаться жизнь всеобъемлющая, творящая из себя все новые формы духа, нуждающаяся в понимании себя и продуктов своей деятельности.
Слайд 6
В своем главном труде – «Введение в науки
о духе» – Дильтей писал о необходимости положить в
основу объяснения познания и его понятий «представление о человеке во всем многообразии его сил, о человеке как хотящем, чувствующем, представляющем существе», то есть понимание конкретной жизни в ее целостности и полноте. Философия должна повернуться к человеку, «стать реальной метафизикой», изучающей исторический мир, мир человека. Основу же философского знания призван составить так называемый «жизненный опыт. Наше сознание этого мира всегда предполагает его предварительное освоение в акте непосредственного жизненного опыта, в акте переживания.
Слайд 7
В понимании «жизни» у Дильтея четко просматривалась ее
психологическая трактовка. «Жизнь, – писал он, – это прежде
всего непосредственное переживание, и это всегда человеческая жизнь». При этом Дильтей имел в виду не только эмпирическую множественность отдельных человеческих жизней; речь шла скорее о некоем духовном единстве, которое связывает не только жизни сегодня живущих современников, но и жизнь настоящего с жизнью прошлого.
Слайд 8
«Жизнь» у Дильтея глубоко иррациональна, неуловима для разума,
неисчерпаема в своей глубине. Однако Дильтей не противопоставлял разум
и интуицию, считая, что они должны дополнять друг друга. Философия должна быть направлена не на внешний предметный, а на духовный мир человека, на жизнь, акцентируя историчность, духовность человека, и противопоставляя ее всему естественно природному. Философия должна стать учением о мировоззрении, определяющей стороной которого становится не научно-познавательный, а ценностный аспект. Будучи таким образом антропологией или всеобъемлющим учением о человеке, философия в то же время понималась Дильтеем и как методология всех «наук о духе»