Слайд 2
«Научная революция»
Термин «научных революций» был введен
Томасом Куном (англ. Thomas Samuel Kuhn; 18 июля 1922,
Цинциннати, Огайо — 17 июня 1996, Кембридж, Массачусетс) — американский историк и философ науки.
Согласно Куну, научное знание развивается скачкообразно.
Слайд 3
«Науку следует воспринимать не как постепенно развивающуюся и
накапливающую знания по направлению к истине, но как явление,
проходящее через периодические революции, называемые в его терминологии «сменами парадигм»
Слайд 4
Научная революция стала возможной благодаря динамичному развитию общества,
уже достигшего значительного технологического прогресса. Огнестрельное оружие, порох и
корабли, способные пересекать океаны, позволили европейцам открыть, исследовать и нанести на карту значительную часть мира, а изобретение книгопечатания означало, что любая задокументированная информация быстро становилась доступной ученым всего континента. Начиная с XVI века, взаимосвязь между обществом, наукой и техникой становилась все более тесной, поскольку прогресс в одной из областей знания подталкивал к развитию других.
Слайд 5
Предпосылки
Предпосылки для формирования Философии. нового времени связаны
с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии
на проблемы натур философии. В тот же период имеют место попытки философии. заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. На рубеже 16 – 17 вв. начинает изменяться картина мира. Уходит в прошлое Возрождение с его представлением о мире как о некоем одушевлённом божественном целом. На смену ему приходит механистическая картина мира; природа «омертвляется», она рассматривается теперь как состоящий из атомов (корпускул) бесконечный универсум, внутри которого все частицы движутся по строгим механическим законам, где господствует строгая необходимость. Если в эпоху Возрождения природа мыслилась по аналогии с живым существом, на неё переносились свойства одушевлённого, органического; то в здесь происходит обратное: живое рассматривается как проявление механических законов, присущих всему мирозданию.
Слайд 6
Ученые того времени
Коперник предложил революционно новую модель мироздания,
кардинально отличавшуюся от известной на тот момент. Он утверждал,
что Солнце является неподвижным центром, вокруг которого вращаются планеты; и что Земля - одна из этих планет. Период обращения нашей планеты вокруг Солнца равен году, кроме того, она вращается вокруг собственной оси и совершает полный оборот за сутки. Ученый также полагал, что Луна - это не одна из планет (как считали в то время), а спутник Земли.
Коперник первым расположил планеты в правильном порядке по степени их удаленности от Солнца. Но Коперник ошибочно считал орбиты планет окружностями.
Слайд 7
Галилей установил существование множества звезд, не видимых невооруженным
глазом, пятен на Солнце, кратеров на поверхности Луны, спутников
Юпитера и фаз Венеры.
Галилей использовал свои открытия для подтверждения гелиоцентрической (с Солнцем в центре) теории Коперника.
Слайд 8
Иоганн Кеплер (1571-1630), который в 1609-19 гг. открыл
три закона движения планет. Коперник и Галилей считали, что
планеты вращаются вокруг Солнца по круговой орбите; Кеплер определил, что орбиты планет являются эллиптическими, и тем самым устранил ошибки своих предшественников.
Слайд 9
Итак, к XVII веку наука действительно далеко продвинулась
в своем развитии. Помимо телескопа, были изобретены такие приборы,
как микроскоп, термометр, барометр и воздушный насос.
Научные достижения постоянно множились. Ньютон открыл волновую природу света и продемонстрировал, что поток света, кажущийся нам белым, состоит из спектральных цветов, на которые его можно разделить при помощи призмы. Двумя другими знаменитыми английскими экспериментаторами были Уильям Гилберт (1544-1603), заложивший основы изучения электричества и магнетизма, и Роберт Гук (1635-1703), который ввел понятие «клетка» для описания того, что увидел через линзы усовершенствованного им микроскопа. Ирландец Роберт Бойль (1627-91) изобрел вакуумный насос и сформулировал закон, известный в наши дни под названием закона Бой-ля-Мариотта. А голландский ученый Христиан Гюйгенс изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, доказав правильность вывода Галилея, что маятниковое устройство можно использовать для контроля за временем.
Слайд 10
Направления в философии Нового Времени
Два основных направления ф.:
Эмпиризм - направление в теории познания которое признает чувственный
опыт как единственный источник знаний. а) идеалистический (Беркин, Юм) Э. опыт совокупность ощущений и представлений, величина мира = величине опыта. б) материалистический (Бекон, Гоббс) - источник чувственного опыта сущ. внешний мир. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинностиф.
Слайд 12
Бенедикт (Барух) Спиноза
Бенедикт(Барух) Спиноза (1632–1677) разработал монистическое учение
о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма: в
своей онтологии он отождествил Бога и природу, которая выступает как природа – творящая и природа – сотворенная. В то же время Б. Спиноза заявил о том, что существует одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой является протяженность и мышление. Таким образом, вся природа является живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление. Одухотворив всю природу, Спиноза тем самым выступил и как философ-гилозоист.
Слайд 13
Он считал, что атрибуты материальной субстанции так же
вечны, как и сама материя: они никогда не возникают
и не исчезают. Много внимания философ уделяет конкретным состояниям субстанции – модусам. Он их разделил на две группы: модусы – вечные, бесконечные и модусы – временные, конечные. Бесконечные модусы определяются атрибутами субстанции – мышлением и протяженностью, а конечные – всеми остальными явлениями и вещами.
Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа «причина самой себя». Движение составляет ее сущность и источник. Однако движение все же у Спинозы не атрибут, а модус (правда, вечный и бесконечный). По мнению Спинозы, движение наблюдается в конкретных вещах, а субстанция лишена движения и изменения и не имеет никакого отношения ко времени.
Слайд 14
Т.Гоббс
Продолжатель философии Ф.Бэкона Т.Гоббс (1588—1679 гг.) в гносеологии
был также в основном эмпириком и сенсуалистом (подчеркивал, что
чувственное познание – это главная форма познания). Первичным актом познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела.
Слайд 15
Томас Гоббс важнейшей задачей философии считал создание нового
метода постижения истины. Но в отличие от Бекона Гоббс
считает, что таким методом может быть только рациональное мышление - Логика. Он пишет: "Логикой мы зажигаем Разум". Для него философское мышление совпадает с мышлением рациональным, логическим. "Философия, - писал он, - это рациональное мышление".
Слайд 16
Будучи рационалистом, Гоббс в тоже время был последовательным
материалистом. Материя, по его учению, является высшей и единственной
"субстанцией", которая отражается в сознании человека. Поскольку Гоббс признавал существования только единой, неделимой и доминирующей в мире основы мира, то с этой точки зрения он был, в отличие от современному ему Декарта, последовательным монистом. В связи с учением о материи он беспощадно критикует Декарта за допущение последним кроме субстанции материальной еще и субстанции духовной. Здесь же Гоббс подвергает критике доказательства существования Бога, которое излагал его великий французский современник Рене Декарт.
Слайд 17
Гоббс доказывает, что по своей природе человек -
недоброе и злое существо. Свое понимание человека он выразил
в афоризме, который широко вошел в культуру: “Homo homini lupus est” (Человек человеку - волк.)
Только с возникновением государства, пишет философ, возникает мораль, культура, цивилизация. Без государства люди превращаются в хищников, в животных. Гоббс в тоже время считал справедливым насильственное изменение общественного строя, оправдывал революции.