Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Немецкая классическая философия

Содержание

План Характерные особенности немецкой классической философии.Философия И.Канта.Философская система Г.Гегеля.Антропологический материализм Л.Фейербаха. Историческое значение немецкой классической философии.
Тема урока:  Немецкая классическая философияУрок № 6 План Характерные особенности немецкой классической философии.Философия И.Канта.Философская система Г.Гегеля.Антропологический материализм Л.Фейербаха. Историческое значение немецкой классической философии. Немецкая классическая философияЭтап развития немецкой философии XVIII-XIX вв. Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и Крупнейшие немецкие философыИммануил Кант1724-1804Иоган Готлиб Фихте1762-1814Фридрих Вильгельм Шеллинг1775-1854Георг Вильгельм Фридрих Гегель1770-1831Людвиг Андреас Фейербах1804-1872 Характерные особенности немецкой классической философииЭнциклопедичность – всесторонность охвата предмета исследованияИсследование возможностей человеческого «И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою Кант в своей умственной жизни постоянно касался таких вечных вопросов, на которые На первых страницах «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова мы читаем о том, Иммануил Кант 1724-1804Родился в Пруссии, в Кёнигсберге, в семье ремесленника. Был четвёртым Основные работы И.Канта«Критика чистого разума» (гносеология) – 1781 г.«Критика практического разума» (этика) Периоды творчества И.Канта Философские вопросы И.КантаЧто я могу знать?Гносеология Что я должен делать?Этика На что я могу надеяться?Религия Гносеология И.КантаВ теории познания Кант впервые перенёс акцент с познаваемой вещи на С помощью чувств и рассудка человек познаёт мир явлений: то, какими вещи С давних времён людей волновали три основных вопросаО душе О БогеО космосеЧто Размышляя над этими вопросами, Кант натолкнулся на неразрешимые противоречияантиномии1.Мир имеет начало во Антиномии И.Канта3.Всё в мире совершается по природной необходимости, свободы нет. В мире Обе части этих антиномий можно доказать одинаково строго, не нарушая законов логики. Этика И.КантаИ.Кант искал основание для морального поведения людей – общий принцип, из Категорический императивВсеобщий моральный законИмператив Это требование, категорическое, безоговорочное, требование, без соблюдения которого мораль невозможна Формулировка категорического императива«Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать принципом Другая формулировка категорического императива «Человек человеку всегда цель, но никогда – средство».То Моральный закон содержится в сознании каждого человека, ведь в глубине души мы Легальные поступкиМоральные поступкиПоступки, которые по форме совпадают с рекомендациями морального закона, но Януш Корчак 1878-1942 – польский педагог, писатель, врачЯнуш Корчак, имея возможность уехать Религия Бог Понятие запредельное, т.е. непознаваемоеСуществование Бога не может быть логически доказаноМоральное Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)Родился в Штутгарте. Учился на богословском факультете Тюбингенского Основные труды Гегеля«Феноменология духа» (1807)«Наука логики» (1812-1816)«Энциклопедия философских наук» (1817) Основополагающее понятиеАбсолютная идеяСхоже с понятием БогаНо Идея сама по себе не обладает Абсолютная идеяАбсолютная идея творит из себя природу, а затем человечество. Через деятельность Субъективный духличностьсознаниедуша Объективный дух-право мораль нравственностьАбсолютный дух-философия-религия-искусствоРазвитие духовной культуры (по Гегелю) Высшая ступень духовной жизни человечестваФилософия Идея возвращается к себе, познаёт саму себя Развитие мира и история человечестваРазвитие абсолютной идеиДвижущая сила развитияПротиворечие Общая схема процесса развитияТезис Антитезис Синтез Утверждение Отрицание Отрицание отрицанияЛюбой процесс развития Синтез – это тезис на новом, более высоком уровне развитияЗерно, посаженное в Георг Гегель – отец диалектикиГегель разрабатывает философскую основу для диалектики – учения Законы диалектикиЗаконы диалектикиЗакон единства и борьбы противопо-ложностейЗакон перехода количественных изменений в качественныеЗакон отрицания отрицания Закон перехода количественных изменений в качественныеРазвитие совершается неравномерно, скачкамиПроисходит накопление количественных измененийПри Закон единства и борьбы противоположностейИсточник развития Противоречие внутри самого явленияДля всех процессов Закон единства и противостояния противоположностейВсем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречия, противоположные Закон отрицания отрицанияВозникшее противоречие разрешается («снимается») появлением новой стадии процесса, - происходит Развитие осуществляется по спирали, где следующий виток спирали повторяет траекторию предыдущего, но Людвиг Андреас Фейербах  (1804-1872)Родился в Ландсгуте, в Баварии, в семье известного Через 60 лет на могиле был воздвигнут памятник с цитатами – эпитафиями:«Человек Антропологический материализм ФейербахаОснова философии, её исходный пунктЧеловек Высший продукт природы, неразрывно связанный Человек Человек - этоМир чувств, эмоций, настроений, желаний, размышленийГлавное в жизни человекаЛюбовь Религия «Не Бог создал человека, а человек создал Бога»Божественная сущностьЛучшие духовные качества Природа Природа Телесна, материальна, чувственнаМатерия Вечна, не имеет начала и конца, т.е. Историческое значение немецкой классической философииКлассическая немецкая философия – одно из важнейших выражений
Слайды презентации

Слайд 2 План
Характерные особенности немецкой классической философии.
Философия И.Канта.
Философская система

План Характерные особенности немецкой классической философии.Философия И.Канта.Философская система Г.Гегеля.Антропологический материализм Л.Фейербаха. Историческое значение немецкой классической философии.

Г.Гегеля.
Антропологический материализм Л.Фейербаха. Историческое значение немецкой классической философии.


Слайд 3
Немецкая классическая философия

Этап развития немецкой философии XVIII-XIX вв.

Немецкая классическая философияЭтап развития немецкой философии XVIII-XIX вв.

Слайд 4 Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в

Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли

развитии философской мысли и культуры человечества.
В течение столетия она

даёт миру целую плеяду ярких, самобытных, выдающихся философов, оказавших существенное влияние не только на европейскую, но и на мировую культуру.

Слайд 5 Крупнейшие немецкие философы
Иммануил Кант
1724-1804
Иоган Готлиб Фихте
1762-1814
Фридрих Вильгельм Шеллинг
1775-1854
Георг

Крупнейшие немецкие философыИммануил Кант1724-1804Иоган Готлиб Фихте1762-1814Фридрих Вильгельм Шеллинг1775-1854Георг Вильгельм Фридрих Гегель1770-1831Людвиг Андреас Фейербах1804-1872

Вильгельм Фридрих Гегель
1770-1831
Людвиг Андреас Фейербах
1804-1872


Слайд 6 Характерные особенности немецкой классической философии

Энциклопедичность – всесторонность охвата

Характерные особенности немецкой классической философииЭнциклопедичность – всесторонность охвата предмета исследованияИсследование возможностей

предмета исследования

Исследование возможностей человеческого разума

Разработка целостной концепции диалектики

Рассмотрение проблем

морали, нравственности


Человек – высший предмет философии, ценность и цель общества


Идеалистический характер
(кроме творчества Л.Фейербаха)


Слайд 7
«И чем более я размышляю, тем более две

«И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу

вещи наполняют душу мою всё новым удивлением и нарастающим

благоговением: звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне».
И.Кант

И.Кант – основатель немецкой классической философии


Слайд 8 Кант в своей умственной жизни постоянно касался таких

Кант в своей умственной жизни постоянно касался таких вечных вопросов, на

вечных вопросов, на которые никогда не будет дан окончательный

ответ, поэтому анализ его идей составляет необходимый момент в изучении философии.
Читать Канта не просто. Понимать ещё труднее. Но затраченное умственное усилие вознаграждается, - кантовские идеи расширяют интеллектуальный горизонт, оттачивают мысль.


Слайд 9 На первых страницах «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова

На первых страницах «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова мы читаем о

мы читаем о том, как мессир Воланд поведал Берлиозу

и Бездомному о своей беседе за завтраком с профессором Кантом.
Кант стал знаковой фигурой для всей человеческой культуры.
.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита:
Воланд – О.Басилашвили,
Берлиоз – А.Адабашьян,
Бездомный – В.Галкин


Слайд 10 Иммануил Кант 1724-1804
Родился в Пруссии, в Кёнигсберге, в семье

Иммануил Кант 1724-1804Родился в Пруссии, в Кёнигсберге, в семье ремесленника. Был

ремесленника. Был четвёртым по счёту ребёнком в семье. В

детстве и юности часто болел. Был слаб телосложением. Родители сумели дать ему основательное классическое образование. Он окончил Кёнигсбергский университет, где работал преподавателем до конца жизни. Кант почти никогда не покидал Кёнигсберга, не был женат и вёл размеренный образ жизни, выполняя все свои дела по строгому расписанию. Ровно в 10 часов вечера он ложился в постель, ровно в 5 утра он вставал. Ровно в 19 часов он выходил на прогулку. Жители Кёнигсберга проверяли по нему свои часы. Слава его была так велика, что когда Кант умер, прощание с ним было продлено до 16 дней.

Слайд 11 Основные работы И.Канта
«Критика чистого разума» (гносеология) – 1781

Основные работы И.Канта«Критика чистого разума» (гносеология) – 1781 г.«Критика практического разума»

г.
«Критика практического разума» (этика) – 1788 г.
«Критика способности суждения»

(эстетика) – 1790 г.

Слайд 12 Периоды творчества И.Канта

Периоды творчества И.Канта

Слайд 13 Философские вопросы И.Канта

Что я могу знать?

Гносеология

Что я

Философские вопросы И.КантаЧто я могу знать?Гносеология Что я должен делать?Этика На что я могу надеяться?Религия

должен делать?

Этика

На что я могу надеяться?

Религия




Слайд 14 Гносеология И.Канта
В теории познания Кант впервые перенёс акцент

Гносеология И.КантаВ теории познания Кант впервые перенёс акцент с познаваемой вещи

с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека.

Существуют два

мира


Действительный мир
(мир «вещей-в-себе»)


Этот мир непознаваем


Мир видимости
(мир явлений)


Этот мир познаваем


Слайд 15
С помощью чувств и рассудка человек познаёт мир

С помощью чувств и рассудка человек познаёт мир явлений: то, какими

явлений: то, какими вещи нам являются, каковы они для

нас.


Но человек всегда мечтал познать, каков мир сам по себе, независимо от нашего восприятия, объективно.


Человек пытается узнать, что такое «вещь в себе» - вещь сама по себе, самостоятельно, а не то, как человек её воспринимает.




Слайд 16 С давних времён людей волновали три основных вопроса

О

С давних времён людей волновали три основных вопросаО душе О БогеО

душе

О Боге

О космосе

Что такое моя душа, смертна она

или бессмертна?


Есть Бог или нет, какова его роль в мире?


Что такое сам этот мир, имеет ли он начало в пространстве и времени или бесконечен?


Слайд 17 Размышляя над этими вопросами, Кант натолкнулся на неразрешимые

Размышляя над этими вопросами, Кант натолкнулся на неразрешимые противоречияантиномии1.Мир имеет начало

противоречия

антиномии

1.Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Мир

бесконечен и во времени, и в пространстве

?


2.Любая сложная вещь состоит из простых частей.


В мире нет ничего простого, не существует предела делимости

?


Слайд 18 Антиномии И.Канта

3.Всё в мире совершается по природной необходимости,

Антиномии И.Канта3.Всё в мире совершается по природной необходимости, свободы нет. В

свободы нет.

В мире существует свобода.
?

4.Существует Бог как причина

мира.


Бога нет ни в мире, ни вне его.

?


Слайд 19 Обе части этих антиномий можно доказать одинаково строго,

Обе части этих антиномий можно доказать одинаково строго, не нарушая законов

не нарушая законов логики.
Но получить точные научные ответы

на поставленные вопросы мы не можем.
Человек не может познать мир таким, каков он есть на самом деле.


«Вещи в себе» непознаваемы



Слайд 20 Этика И.Канта

И.Кант искал основание для морального поведения людей

Этика И.КантаИ.Кант искал основание для морального поведения людей – общий принцип,

– общий принцип, из которого бы выводились правила для

различных ситуаций.



В результате И.Кант сформулировал свой знаменитый категорический императив


Слайд 21
Категорический императив

Всеобщий моральный закон

Императив

Это требование, категорическое, безоговорочное,

Категорический императивВсеобщий моральный законИмператив Это требование, категорическое, безоговорочное, требование, без соблюдения которого мораль невозможна

требование, без соблюдения которого мораль невозможна


Слайд 22 Формулировка категорического императива

«Поступай так, чтобы максима твоей воли

Формулировка категорического императива«Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать

всегда могла стать принципом всеобщего законодательства».

То есть, в любой

ситуации поступай так, чтобы твой поступок смог стать образцом для других



Слайд 23 Другая формулировка категорического императива

«Человек человеку всегда цель,

Другая формулировка категорического императива «Человек человеку всегда цель, но никогда –

но никогда – средство».

То есть, человек не может рассматриваться

как средство, как инструмент для достижения цели, имеет высшую ценность, он сам – цель любого поступка и действия



Слайд 24 Моральный закон содержится в сознании каждого человека, ведь

Моральный закон содержится в сознании каждого человека, ведь в глубине души

в глубине души мы всегда знаем, когда поступаем нехорошо,

какие бы отговорки не придумывали.
Категорический императив – мерило для оценки наших поступков.
Но как отличить нравственное поведение от лицемерного, притворяющегося нравственным?
Для этого надо определить мотивы поступков.
В зависимости от мотивов Кант разделил поступки на моральные и легальные.


Слайд 25

Легальные поступки
Моральные поступки

Поступки, которые по форме совпадают с

Легальные поступкиМоральные поступкиПоступки, которые по форме совпадают с рекомендациями морального закона,

рекомендациями морального закона, но их мотивы имеют совсем иной

характер: человек получает от него выгоду, удовольствие, пользу и т.д.


Поступки, которые совершаются из чувства долга, из уважения к нравственному закону, даже когда он противоречит сиюминутным интересам человека




Слайд 26 Януш Корчак
1878-1942 – польский педагог, писатель, врач
Януш

Януш Корчак 1878-1942 – польский педагог, писатель, врачЯнуш Корчак, имея возможность

Корчак, имея возможность уехать из оккупированной нацистами Польши, добровольно

пошёл в Варшавское гетто, чтобы помогать там детям в «Доме Сирот». Когда были получены достоверные сведения, что «Дом Сирот» в полном составе немцы отправляют в концлагерь, в Треблинку , выручать Корчака пришёл один из его учеников – Игорь Неверли. Неверли вспоминал впоследствии: «Когда я пришёл к нему, имея пропуск на два лица, Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения. Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же ты своего ребёнка в несчастье, болезни и опасности. А тут двести детей… Если их оставить, можно ли такое пережить?..» Доктор не покинул обречённых детей. У него была ещё одна возможность остаться в живых: во время отправки эшелона в Треблинку немецкий комендант спросил Корчака, не он ли написал одну из известных книжек. «Да, а разве это как-то связано с отправкой эшелона?» - спросил Корчак. «Нет, просто я читал Вашу книжку в детстве. Хорошая книжка. Вы можете остаться, доктор…» - «А дети?» - «Невозможно, дети поедут.» - «Вы ошибаетесь, - крикнул Корчак, - Вы ошибаетесь, дети прежде всего!» - И захлопнул за собой дверь вагона. А через несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошёл в газовую камеру.

Слайд 27 Религия

Бог

Понятие запредельное, т.е.
непознаваемое

Существование Бога не

Религия Бог Понятие запредельное, т.е. непознаваемоеСуществование Бога не может быть логически

может быть логически доказано


Моральное поведение подразумевает вознаграждение

Справедливость требует того,

чтобы бог существовал



Слайд 28 Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Родился в Штутгарте. Учился

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)Родился в Штутгарте. Учился на богословском факультете

на богословском факультете Тюбингенского университета. По окончании университета Гегель

решил заняться преподавательской деятельностью и учительствовал в разных городах _ Берне, Франкфурте, Йене, Нюрнберге, Берлине. В Берлинский период (с 1818 г. до конца жизни) Гегель достиг всеобщего признания как крупнейший философ. Умер во время эпидемии холеры в Берлине.

Слайд 29 Основные труды Гегеля
«Феноменология духа» (1807)
«Наука логики»
(1812-1816)
«Энциклопедия философских

Основные труды Гегеля«Феноменология духа» (1807)«Наука логики» (1812-1816)«Энциклопедия философских наук» (1817)

наук»
(1817)


Слайд 30 Основополагающее понятие

Абсолютная идея

Схоже с понятием Бога

Но Идея сама

Основополагающее понятиеАбсолютная идеяСхоже с понятием БогаНо Идея сама по себе не

по себе не обладает сознанием, личностью, обретает их только

через человека




Слайд 31 Абсолютная идея
Абсолютная идея творит из себя природу, а

Абсолютная идеяАбсолютная идея творит из себя природу, а затем человечество. Через

затем человечество.
Через деятельность человека (духовную культуру)
идея познаёт

себя.

Слайд 32
Субъективный дух

личность
сознание
душа

Объективный дух
-право
мораль
нравственность

Абсолютный дух
-философия
-религия
-искусство
Развитие

Субъективный духличностьсознаниедуша Объективный дух-право мораль нравственностьАбсолютный дух-философия-религия-искусствоРазвитие духовной культуры (по Гегелю)

духовной культуры
(по Гегелю)


Слайд 33 Высшая ступень духовной жизни человечества

Философия

Идея возвращается к

Высшая ступень духовной жизни человечестваФилософия Идея возвращается к себе, познаёт саму себя

себе, познаёт саму себя


Слайд 34
Развитие мира и история человечества

Развитие абсолютной идеи


Движущая сила

Развитие мира и история человечестваРазвитие абсолютной идеиДвижущая сила развитияПротиворечие

развития

Противоречие


Слайд 35 Общая схема процесса развития
Тезис
Антитезис

Синтез
Утверждение
Отрицание

Общая схема процесса развитияТезис Антитезис Синтез Утверждение Отрицание Отрицание отрицанияЛюбой процесс


Отрицание отрицания
Любой процесс развития происходит
по этой схеме.
Стадии тезиса,

антитезиса и синтеза противоречий постоянно сменяют друг друга.
Высшая точка развития –
точка абсолютного синтеза.

Слайд 36 Синтез – это тезис на новом, более высоком

Синтез – это тезис на новом, более высоком уровне развитияЗерно, посаженное

уровне развития
Зерно, посаженное в землю - тезис

Росток - антитезис


Колос

– отрицание отрицания (синтез)



Синтез


Возвращение к тезису, к зерну, но на более высокой качественной основе



Слайд 37 Георг Гегель – отец диалектики
Гегель разрабатывает философскую основу

Георг Гегель – отец диалектикиГегель разрабатывает философскую основу для диалектики –

для диалектики – учения о развитии и изменении.
Георг

Гегель сформулировал основные законы диалектики.

Слайд 38 Законы диалектики

Законы диалектики



Закон
единства и борьбы противопо-ложностей
Закон перехода

Законы диалектикиЗаконы диалектикиЗакон единства и борьбы противопо-ложностейЗакон перехода количественных изменений в качественныеЗакон отрицания отрицания

количественных изменений в качественные
Закон отрицания отрицания


Слайд 39 Закон перехода количественных изменений в качественные

Развитие совершается неравномерно,

Закон перехода количественных изменений в качественныеРазвитие совершается неравномерно, скачкамиПроисходит накопление количественных

скачками

Происходит накопление количественных изменений

При переходе границы (меры) происходит качественный

скачок



Нагревание воды (накопление количественных температурных изменений) сначала не вызывает качественных изменений, но переход меры – 100 º - приводит к качественному скачку, превращению воды в пар.


Слайд 40 Закон единства и борьбы противоположностей

Источник развития

Противоречие внутри

Закон единства и борьбы противоположностейИсточник развития Противоречие внутри самого явленияДля всех

самого явления


Для всех процессов характерно наличие противоположных характеристик, «полюсов»,

которые взаимно предполагают друг друга

Слайд 41 Закон единства и противостояния противоположностей
Всем вещам, явлениям, процессам

Закон единства и противостояния противоположностейВсем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречия,

свойственны внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции.
Борьба противоположностей

даёт внутренний импульс к развитию, ведёт к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе исчезновением старого и возникновением нового.

Планетарная модель атома

Наследственность и изменчивость – основной закон возникновения новых форм жизни, в результате которых и происходит появление новых организмов


Слайд 42 Закон отрицания отрицания

Возникшее противоречие разрешается («снимается») появлением новой

Закон отрицания отрицанияВозникшее противоречие разрешается («снимается») появлением новой стадии процесса, -

стадии процесса, - происходит отрицание предшествующего развития.

Развитие на этом

не останавливается, новое противоречие опять снимается отрицанием предыдущей стадии


По закону отрицания отрицания развитие идёт по спирали и описывается в виде триад


Слайд 43
Развитие осуществляется по спирали, где следующий виток спирали

Развитие осуществляется по спирали, где следующий виток спирали повторяет траекторию предыдущего,

повторяет траекторию предыдущего, но разворачивается на новом – более

высоком уровне

Слайд 44 Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)
Родился в Ландсгуте, в Баварии,

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872)Родился в Ландсгуте, в Баварии, в семье известного

в семье известного криминалиста Ансельма Фейербаха. У него было

три брата. В 19 лет окончил местную гимназию и поступил в Гейдельбергский университет по специальности богословие. Но затем оставляет университет и поступает в Берлинский университет, где слушает лекции Гегеля.Защитив диссертацию, становится приват-доцентом, читает лекции. Постепенно отходит от философии Гегеля и создаёт своё учение – антропологический материализм. Последние годы жизни Фейербаха были омрачены невзгодами и лишениями. Умер в деревне Рехенберге, неподалёку от Нюрнберга, после нескольких мозговых кровоизлияний и последовавшего за ними паралича.

Слайд 45 Через 60 лет на могиле был воздвигнут памятник

Через 60 лет на могиле был воздвигнут памятник с цитатами –

с цитатами – эпитафиями:
«Человек создал Бога по своему образу

и подобию» и «Твори добро из любви к человеку».

Слайд 46 Антропологический материализм Фейербаха

Основа философии, её исходный пункт

Человек

Высший

Антропологический материализм ФейербахаОснова философии, её исходный пунктЧеловек Высший продукт природы, неразрывно

продукт природы, неразрывно связанный с ней, единство материального и

духовного




«Новая философия, как философия человеческая, по существу есть также философия для человека…»


Слайд 47 Человек

Человек - это

Мир чувств, эмоций, настроений, желаний,

Человек Человек - этоМир чувств, эмоций, настроений, желаний, размышленийГлавное в жизни

размышлений


Главное в жизни человека

Любовь
Дружба
Преданность


Причина общественного развития

Стремление

людей к счастью



Слайд 48 Религия

«Не Бог создал человека, а человек создал

Религия «Не Бог создал человека, а человек создал Бога»Божественная сущностьЛучшие духовные

Бога»

Божественная сущность

Лучшие духовные качества человека, которые он переносит на

выдуманное всемогущее существо (Бога)



Слайд 49 Природа

Природа

Телесна, материальна, чувственна


Материя

Вечна, не имеет

Природа Природа Телесна, материальна, чувственнаМатерия Вечна, не имеет начала и конца,

начала и конца, т.е. бесконечна, никем не сотворена

«Природа есть

причина самой себя».
Л.Фейербах



  • Имя файла: nemetskaya-klassicheskaya-filosofiya.pptx
  • Количество просмотров: 162
  • Количество скачиваний: 0