Слайд 2
Все люди на Земле подразделяются
на три категории:
1.
Тех, кто безоговорочно верит в Бога.
2. Тех, кто придерживается
взглядов чистой науки.
3. Тех, кто считает что, наука и религия не противостоят друг - другу, а дополняют.
Слайд 3
Единое знание о мире
Религия
Наука
Идеализм
Материализм
Слайд 4
Наука — сфера человеческой деятельности, напра-
вленная на выработку и
теоретическую системати-зацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности
является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Слайд 5
Материализм:
Материализм – это философское
направление, постулирующее
первичность и
единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь
как свойство материального. Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворённость мира, бесконечность его во времени и пространстве. Мышление неотделимо от материи, которая мыслит, а единство мира состоит в его материальности. Считая сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение внешнего мира.
Слайд 7
1 этап – древняя Греция – возникновение науки
в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении
земли.
Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).
Слайд 8
А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим
объектом, а с математическими моделями – абстракциями;
Б) Из всех
понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.
Слайд 9
Идеалы и нормы науки: знание
ради знаний. Метод
познания – наблюдение.
Научная картина мира: носит интегративный характер, основана
на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.
Философские основания науки: Философия – наука наук.
Стиль мышления – интуитивно диалектический.
Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Человек – мера всех вещей.
Слайд 10
2 этап – Средневековая европейская наука – наука
превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи)
и реалистами (универсальные вещи).
Объект исследования – макромир (Земля и ближ. космос).
Слайд 11
Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно
эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта.
Научная картина мира:
Ньютоновская классическая механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окружающего мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм.
Философские основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)
Слайд 12
Научное знание ориентируется на теологизм
ориентировано на специфическое обслуживание
интересов ограниченного числа
возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания
в исследовании окружающей действительности (идёт разделение наук).
Слайд 13
3 этап - Новоевропейская классическая наука (15-16 вв).
Объект
исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц. Взаимосвязь эмпирического и
рационального уровня познаний.
Слайд 14
Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от
субъекта. Сочетание теоретического и практического направлений.
Науч. картина мира: формирование
частно научных картин мира (химическая, физическая …)
Философские основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления.
Культура постепенно освобождается от господства церкви. Первые попытки убрать схоластику догматизм интенсивное развитие экономики лавиноообразный интерес к научному знанию.
Слайд 15
4 этап - 20 век – набирает силу
неклассическая наука.
Объект исследования – микро-, макро- и мегамир.
Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.
Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки. Повышение степени "фундамен-тализации" прикладных наук.
Этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.
Слайд 16
Научная картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание
представления о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем
формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве).
Философские основания науки: синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифурка-ционность)
Слайд 17
Понятие религии.
Определений религии множество. Маркс
считал, что «религия - специфическая форма общественного сознания, отличительным
признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил». По Фрейду религия - это тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней или внутренней реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры. Более широкое определение дает Фромм, который под религией понимает «любую разделяемую группой людей систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект преданного служения».
Слайд 18
Идеализм:
Идеализм – это философское направление, приписывающее активную, творческую
роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное
в зависимость от идеального.
Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точку зрения.
Слайд 19
Виды религий:
Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как
иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки
зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.
Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений.
Слайд 20
.
Существуют также религии без Бога (в том смысле,
какой придаёт этому понятию западное религиоведение) — вера в абстрактный
идеал: буддизм, джайнизм.
Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др.
Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие - политеизм.
Слайд 21
Возникновение религии
Вопросом возникновения религии прежде всего занимается религиоведение,
начавшее формироваться в самостоятельную область знаний начиная с XIX
века на стыке социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук.
На проблему возникновения религии существуют несколько точек зрения:
Слайд 22
Религиозная: человек был создан Богом, общался
с
ним напрямую и никогда не прерывал этого
общения, разве
что менялись формы вследствие совершаемых человеком грехов (В иудаизме и христианстве — вкушение Адамом и Евой плода с древа познания добра и зла). После грехопаденияобщения, разве что менялись формы вследствие совершаемых человеком грехов (В иудаизме и христианстве — вкушение Адамом и Евой плода с древа познания добра и зла). После грехопадения общение с Богом напрямую не разрешено, вместо чего необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы (молитвы), использовать особые предметы. Регламентация на способы воссоединения с Богом находится в руках религиозных систем, провозглашающих своё право на посредничество между человеком и божеством.
Слайд 23
Промежуточная, с одной стороны опирающаяся
на
современные научные знания и общественные настроения, с другой стороны
основанная на главном постулате религии о сотворении мира и человека Богом, после чего (наиболее часто — в результате грехопадения) человек абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Он вынужден заново искать путь к Богу, а поэтому каждая религия — это путь поиска возвращения к Богу. Этому взгляду соответствовала концепция прамонотеизма, согласно которой религия в человеческом обществе существовала всегда, и к тому же изначально имела форму монотеизма, который у многих народов был впоследствии утрачен, выродившись в тотемизм, язычество и прочие немонотеистические формы религии.
Слайд 24
Эволюционная: религия возникает при определённом уровне
развития сознания в
силу невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные
явления. Первобытный человек определял все явления как некие разумные действия, объясняя проявления природных сил волей духа, разумного начала, гораздо более могуществен-ного, чем человек. Высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а модель взаимоот-ношений между этими силами копировалась с соот-ветствующей организации человеческого общества. Согласно этому подходу, религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм.
Слайд 25
По вопросу взаимодействия науки и религии существует несколько
точек зрения, которые можно условно разделить на четыре типа:
Конфликт.
Согласно этой точке зрения наука и религия находятся в противоречии и несовместимы друг с другом. Известными представителями данной точки зрения являются Эндрю Диксон Уайт, Ричард Докинз, Ричард Фейнман, Питер Эткинс, Виталий Гинзбург.
Независимость. Наука и религия имеют дело с различными областями познания. Данная точка зрения основывается на учении о трансцендентном Иммануила Канта, сформули-рованном в «Критике чистого разума».
Диалог. Области познания перекрываются и возникает необходимость устранения противоречий по отдельным вопросам путем опровержения, либо согласования позиций.
Интеграция. Обе области познания объединяются в целостную систему рассуждений. Отстаивается некоторыми философами и теологами, например, Пьером Тейяром де Шарденом, Ианом Барбуром.