Слайд 2
Концепция отчуждения
Отчуждение (по К.Марксу) – отделение людей от
их праксиса: произведенных ими товаров, контроля за производственным процессом,
производственной активности, природы, институциональных структур, друг от друга, что проявляется в дегуманизации (утрата человеческих черт в результате нечеловеческих условий существования), разрыве естественных связей между людьми, в превращении результатов деятельности людей в нечто враждебное по отношению к ним самим.
Слайд 3
3 позиции отчуждения
Отчуждает от него природу
Отчуждает от него
его самого, его жизнедеятельность
«Отчуждение человека от человека»
Слайд 4
Преодоление отчуждения Карл Маркс связывает с упразднением частной
собственности.
Слайд 5
Разделение труда
Разделение труда не способствует тому, чтобы индивиды
могли развивать свои потенциальные способности. Существующие разделение труда, по
мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, зачастую искусственно отделяет трудящихся от сообщества, в котором они живут. Люди осознано и неосознанно игнорируют интересы общества. В следствие этого возникают общности: «мнимые» и «ложные» коллективности.
Как преодоление этой проблемы ученые видят во всестороннем развитии личности.
Отчужденный человек создает себе идолов(деньги, вещи, кумиры и тд). Поэтому все действия индивид направляет на реализацию и получение мнимых идолов, отстраняюсь от своих свобод и потенциала к развитию.
Такое явление было названо «товарный фетишизм».
Слайд 6
Товарный фетишизм ( по К.Марксу) – овеществление отношений
между людьми в капиталистическом обществе: индивиды оценивают друг друга
как свойства товара, как естественные вещи.
Слайд 7
Диалектико-материалистическая социология, ее предметы и методы
Диалектико-материалистическая социология –
позволяет анализировать общество, его структуры, функции в контексте динамики
сознания больших социальных групп, их взаимодействие и борьбы.
Слайд 8
Природа
Природа (в понимании К. Маркса и Ф. Энгельса)
– самостоятельная от человеческого бытия субстанция, средство жизни человека,
фактор развития общества, благо, источник прогресса и развития человеческой цивилизации.
Они первые диалектически подошли к проблеме взаимоотношений природы, общества, человека. Они понимали человека как природно-общественное существо, для которого природа «является жизнью, а не средством к жизни».
Слайд 9
Структуры и социальные агенты
Характер общественных отношений, в диалектико-материалистическом
методе, стоит изучать по объективных реалиям – динамике производственных
сил, научно-технического знания, а не по интерпретации способа мышления, не потому, что люди думают сами о себе, исходя из разного рода представлений (политики, идеологии, религии).
Особое значение имеет взаимосвязь между структурами – экономическими, политическими и тд, показывая характер взаимовлияния различных подсистем на общество в целом и на общественное сознание, в особенности на поведение социальных агентов.
Слайд 10
Общественное сознание, сознание ложное, классовое сознание
Общественное сознание —
реальное, практически функционирующее сознание, в котором в самых различных
комбинациях органически переплетаются теоретическое (научное) и обыденное сознание; может быть активной, нейтральной или пассивной общественной силой.
Классовое сознание (по К. Марксу) — осознание людьми общих классовых интересов, готовности к солидарным действиям, что происходит в процессе перехода «класса в себе» в «класс для себя».
Ложное сознание (по К. Марксу) — форма классового сознания, которое не адекватно «объективному» положению социальной группы, что проявляется в неспособности социальной группы или индивида представлять свои объективные интересы в системе общественных отношений.
Слайд 11
Общественное сознание, сознание ложное, классовое сознание
Класс в себе
(по К. Марксу) — класс как группа людей, имеющих
одинаковое положение по отношению к средствам производства, но не осознающих своих особых интересов.
Класс для себя (по К. Марксу) — класс, осознающий свои особые интересы за счет формирования классового сознания и солидарности.
Слайд 12
Идеология
Идеология основана на классовом пристрастии. Интересы господствующего класса
выдаются как интересы всего общества.
Идеология предполагает спекулятивное мышление.
Каждый господствующий класс внушает свои мысли и идеалы.
Идеология (по К. Марксу) – ложное сознание, которое дает извращенное, искаженное представление об обществе.
Слайд 13
Социальные законы
Закон человеческой истории
Выделил 5 основных стадий развития
человеческой цивилизации:
Доклассовое общество
Рабовладельческое общество
Феодализм
Капитализм
Бесклассовое общество
Слайд 14
Социальные законы
2) Закон углубляющейся экономической дифференциации
Сущность закона:
богатство скапливается у меньшего числа людей, когда большая часть
общества беднеет.
Слайд 15
Ненамеренные действия
Ненамеренными последствиями отчуждения является формирование ущербного общественного
сознания. Происходит привыкание человека к выполнению однообразных действий без
стремления к самосовершенствованию. Избежать этого можно с помощью грамотного разделения труда с применением каждым участником производства не одной, а сразу нескольких разнообразных функций.
Слайд 16
Противоречия и конфликты
Свою диалектико-материалистическую теорию К. Маркс и
Ф. Энгельс использовали для понимания природы общественных конфликтов и
противоречий, путей их разрешения, а также для анализа механизма социальных изменений. Для них противоречия и конфликты — главный фактор социальных изменений.
Слайд 17
Классы и классовая борьба
Критерии класса (по К. Марксу):
Отношение
к средствам производства
Общность деятельности
Осознание единства
Способ мышления и образ жизни
Ощущение
отличных интересов от других групп
Слайд 18
Гендерное неравенство
Преодоление патриархата связали с ликвидацией частной собственности
и достижением социального равноправия полов.
Слайд 19
Социальная революция
Социальная революция (по К. Марксу) — продукт
классовой борьбы, ведущий к установлению нового способа производства в
жизни общества, соответственно, качественно меняющий социальную структуру, экономические и политические институты, их функции.