Слайд 2
План
1. Основные формы жизни
2. Онтологии общества и культуры
Слайд 3
Основные формы жизни
1. Растительная жизнь (питание – рост
- размножение)
2. Животная жизнь (восприятие – эмоции – желания
– произвольное движение)
3. Человек (язык – мышление - этика)
Слайд 4
Растительная форма жизни
1. Формула РЖ: есть внутренний мир,
но он полностью недифференцирован (подобно состоянию сна без сновидений)
2.
Проблема РЖ: как РЖ проявляет сложную организацию, если ее внутреннее полностью недифференцировано?
3. Гипотеза: за множеством организмов одного вида находится коллективный субъект высокой организации («инстинкт», «разум природы»)
Слайд 5
Растительная жизнь
Мета-Единое
Внешнее Единое
in1
in2
B1
B2
Ob
L1
L2
ex
L
F
U
Коллективный субъект
in
Т
Tk
Слайд 6
Животная форма жизни
1. Формула ЖЖ: есть конечно-дифференцированный внутренний
мир (конечное пространство-время).
2. Отношения с коллективным субъектом: элементы поведенческой
свободы, в остальном - подчинение.
Слайд 7
Животная жизнь
Мета-Единое
Внешнее Единое
in1
in2
B1
B2
Ob
L1
L2
ex
L
F
U
Коллективный субъект
in
Т
Tk
Слайд 8
Человек
1. Формула ЧЖ: впервые возникает бесконечная дифференцированность внутреннего
мира (возможность идеи бесконечности в сознании, самосознание)
2. Первая свобода
от коллективных субъектов, возможность самостоятельно строить свою жизнь.
Слайд 9
Человеко-бытие
Мета-Единое
Внешнее Единое
in1
in2
B1
B2
Ob
L1
L2
ex
L
F
U
Коллективный субъект
in
Т
Tk
Слайд 10
Определения культуры
1. Американский историк и антрополог Эдуард Тейлор
определяет культуру как единство «из знания, верований, искусства, нравственности,
законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Слайд 11
Homo ludens
Западный историк и философ Й.Хейзинга в своей
книге «Homo ludens» («Человек играющий») определяет культуру как игровое
бытие, позволяющее человеку определять себя в форме различных игр. Жизнь в культуре – это всегда участие в той или иной человеческой игре, где присутствует момент соперничества, демонстрации, вызова, притворства, определены какие-то ограничительные правила, присутствует напряжение и непредсказуемость
Слайд 12
Animal symbolicum
В работе «Философия символических форм» немецкого философа
Эрнста Кассирера культура рассматривается как мир и движение различных
символических форм, символов культуры. Мир символов помещается Кассирером между «реактивной» и «рецептивной» системами живого организма, образуя как бы новое измерение бытия. Язык, миф, искусство и религия образуют новую символическую реальность, в которой человек обитает как animal symbolicum – символическое животное, использующее и создающее символы
Слайд 13
Прасимвол
В философии истории немецкого историка Оствальда Шпенглера культура
рассматривается как живой исторический суперорганизм, обладающий своим временем рождения
и жизненным циклом, завершающимся гибелью культуры. Культура живет – как на своем теле - на одном или нескольких народах. Каждая культура обладает своим высшим принципом («прасимволом»), который выражает себя в бесконечном разнообразии форм культурной жизни. Понять культуру – означает понять ее прасимвол, расшифровав все ее проявления как те или иные его проявления
Слайд 14
Символы бессознательного
В психоаналитической традиции (Зигмунд Фрейд, Карл Юнг)
культура определяется как система символов человеческого бессознательного, результат его
«сублимации». Бессознательное не может прямо выразить себя в человеческом сознании и облекается в разного рода маскировки (символы бессознательного) – так рождается мир культуры
Слайд 15
Вторая природа
Всеми определениями культуры так или иначе предполагается,
что культура – это некоторое над-природное бытие человека. Человек
живет в этом смысле в двух мирах – в мире природы, и в этой роли он подобен животным, и в мире культуры, который как бы надстраивается над природным миром, образует как бы 2-й этаж бытия, специфический именно для человека. С точки зрения природы (1-го этажа) мир культуры – это мир «символов», мир «игры», мир некоторых новых видов деятельности и способов быть, не встречающихся на 1-м этаже. В то же время со своей собственной точки зрения мир культуры – такой же самостоятельный мир, как и мир природы, со своими законами, ценностями, своим смыслом и целью
Слайд 16
Онтология культуры
1. Где находится культура?
2. Культура:
Имеет материальные носители
(книги, картины, музыкальные инструменты и т.д.)
Живет в сознаниях отдельных
людей
Выражает коллективное сознание (народа, нации и т.д.)
Слайд 17
Место культуры
Мета-Единое
Внешнее Единое
in1
in2
B1
B2
Ob
L1
L2
ex
L
F
U
in
Т
Tk
Культура
Слайд 18
Культура и Социум
1. В чем отличие культуры от
общества?
2. В культуре внутреннее преобладает над внешним, например, индивидуальное
внутреннее более открыто на коллективное внутреннее.
3. В социуме, наоборот, внешнее преобладает над внутренним, например, индивидуальное внутреннее закрыто ролями-масками от коллективного внутреннего.
Слайд 19
Метафора культуры
Мета-Единое
Внешнее Единое
in1
in2
B1
B2
Ob
L1
L2
ex
L
F
U
in
Т
Tk
Культура
Слайд 20
Метафора социума
Мета-Единое
Внешнее Единое
in1
in2
B1
B2
Ob
L1
L2
ex
L
F
U
in
Т
Tk
Социум
Маска
-роль