Слайд 2
Что такое Даосизм?
Даосизм (道教, пиньинь: dàojiào) — учение о
Дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы
религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо). Дао
Слайд 3
Формирование даосизма
Даосизм в стабильной религиозной организации сформировался только во 2
веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно
раньше, во всяком случае в 5 — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века.
Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.
Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.
Слайд 5
Основоположник даосизма - Лао-Цзы.
Древнекитайский мудрец Лао-Цзы, которому приписывается
авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин».
Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.
Слайд 6
Еще одним знаменитым текстом раннего даосизма является «Чжуан-цзы»,
автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы,
в честь которого и названо его произведение.
Слайд 7
Цель даоссов
Цель даоссов – постижение дао Дао многозначно,
это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса,
универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.
Слайд 8
Первые даосские школы
Оформление религиозного даосизма произошло во время
поздней династии Хань: Чжан Даолин (34 — 156) основал в провинции Сычуань школу Пять Ковшей
Риса(позже — Небесных Наставников 天师) и стал её первым патриархом. Во второй половине II века предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Жёлтых повязок184—204: Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию Ханьчжун (пров. Шэньси), примыкающую к горам провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 и прекратило своё существование, тем не менееЦао Цао даровал наставнику привилегии и привлёк ко двору, отчего школа распространилась по широкой территории, в том числе на севере Китая. В эпоху Шести династий школа стала известна как Школа Небесных Наставников.
Слайд 10
Формирование канона
К V веку н. э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао),
включавший уже более 250 даосских текстов по образцу буддийского канона.
Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В современном виде Дао цзан представляет собрание из 1488 сочинений.
Слайд 11
Упадок даосизма в Цинскую эпоху.
Известно, что император Канси (1654—1722) был
скептически настроен ко всякого рода суевериям и мистическим практикам.
Это неудивительно, ведь он был маньчжуром и относился с безразличием к китайской философии. Так, во время одного из путешествий по югу Китая некий местный житель преподнёс ему трактат о достижении бессмертия посредством алхимии. Канси в ответ приказал швырнуть ему книгу обратно. Даосы даже самого высокого ранга также не состояли у императора в фаворитах.
Слайд 12
Даосизм сегодня
Для религии даосизм характерны красочные празднества, культ
предков, вера в мир духов и магические ритуалы, связанные
со всеми сферами жизни — от покупки дома до лечения недугов. В этой религии существуют разного рода обряды, праздники и собрания. Принадлежность к определенному роду или семье здесь символизирует ритуалы жизненного цикла и жертвоприношения предкам, а связи человека с обществом — празднование Нового года, ритуалы обновления и многочисленные культы, которые посвящены важнейшим божествам. Праздник в даосском монастыре