Слайд 2
Нравственность
Нравственность – один из важнейших факторов общественного
развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной
воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая индивидууму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует.
Слайд 3
О КОНЦЕПЦИИ НРАВСТВЕННОСТИ
Люди всегда ощущали в нравственности
какую-то странную, абсолютную силу, которую просто могучей назвать было
нельзя − так она превосходила все человеческие представления о силе и мощи разума.
Слайд 4
Нравственность − это обязанность
Критериологический подход к категории нравственности
требует, прежде всего, достижения понимания и ориентации в пространстве
жизненных и вообще природных критериев с тем, чтобы построить систему оценок знаний высшего уровня. Подобное желание весьма трудно исполнимо, ибо нравственность сама по себе является уже такой оценочной системой высокого уровня, позволяющей человечеству и каждой личности соотносить друг с другом фактически любые действия и мысли.
Слайд 5
Об идеале и реальности
И всё же наберёмся смелости
и попытаемся хотя бы определиться с главным в оценках
этого труднейшего с философской точки зрения понятия.
Когда мы стараемся осмыслить это понятие, то, прежде всего, отмечаем, что в понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.
Слайд 6
Игра с Выигрышем
Кроме того, эта категория как расширенное
понятие объединяет в себе сущностную социальную первопричину реальных действий
людей: они добровольно берут на себя личностные обязанности по соответствию своих действий неким общим представлениям (общим нравам) и по соотнесению этих действий и своих мыслей целям, задачам, критериям общества. По-другому, жизнь превращается при этом в Игру с Выигрышем для Всех и каждого.
Слайд 7
О нравственности - с позиций обязанностей
Поэтому говорить о
нравственности можно лишь с позиций добровольно взятых на себя
обязанностей человека перед обществом или перед той Высшей Силой из пространства Сознания Природы, которая соответствует общему представлению, эгрегорному образу, Богу, стоящему над данным обществом и человеком и которое ведёт данное общество и данного человека по жизненному пути.
Слайд 8
Духовно-нравственное учение
Нравственность эгоистической быть не может. Поэтому можно
снять упрёк либерального (эгоистического) толка о том, что Иисус
Христос принёс человечеству коммунистическую идеологию: любое духовно-нравственное учение, в том числе и возникшие до Иисуса Христа, заставляет, прежде всего, расставлять оценки с вершины общества. И СССР развалился совсем не потому, что коммунистическая идеология нежизненна, наоборот, ей не хватило именно духовной высоты, такой, какая наличествует, например, в конфуцианстве и даосизме.
Слайд 9
Духовная высота
Однако, эгрегоры, как и ведомые ими личности
и общества, могут быть разной высоты по уровню духовного
потенциала, и потому разными по качеству, силе, заряду (позитив-негатив), широте охвата и так далее. И потому представление о Боге одного человека не совпадает с представлением о Нём другого, личный Бог одного человека никогда не будет совпадать с личным Богом другого. И хотя духовная высота эгрегора каждого человека оценивается, «измеряется», с высоты общих нравов нравственностью, тем не менее, понимание нравственности у разных людей разное. Нравственность так же относительна, как и любая другая истина.
Слайд 10
Нравственность как абсолютный закон
Проблемы нравственности изучаются этикой.
Однако, говоря о разных видах корпоративной этики, прежде всего,
следует говорить о нравственности не как о морали. Потому что мораль − это либо исторически изменяемый, либо профессиональный свод правил и норм поведения людей, сформулированный ими на основе их опыта, духовного и опыта отношений. Нравственность же выступает как некоторый абсолютный закон (императив) притяжения человеческого духа (И. Кант), а просто этика становится уже Духовной Этикой.
Слайд 11
Нравственность − это абсолютная истина
Что такое нравственность?
Из чего она растёт? Как она проявляется? Насколько она
обязательна для исполнения? И что бывает, когда люди пренебрегают нравственностью?
Понятие нравственности от нас настолько далеко, что подавляющее большинство людей, рассуждая о ней, вполне серьёзно допускают мысль, что чаще всего нравственность не нужна вообще, а общество создаёт свои правила поведения, усредняя представления всех людей, входящих в него.
Слайд 12
Закон ценности.
Чем выше или дальше от насущного,
от нашего больного места что-нибудь, тем оно нам кажется
более ненужным. Но имеет ли это отношение к нравственности? Можно ли нравственность определить как ценность? И не меняем ли мы тут следствие и причину местами?
Слайд 13
Определения нравственности
Не вдаваясь в подробности, даем те определения,
к которым мы пришли, изучая Духовную Этику. Не будем
вспоминать старые определения, сказанные кем-то по случаю нравственности, ибо они отнимают время и не настраивают на истинное понимание. Если повторять пройденное по неправильным или неправедным дорогам, можно так же, как и многие другие, свернуть с истинного пути.
Слайд 14
Истина
Мера же истины лежит в её приближении к
Вершине Духа: Бог есть Любовь.
Истина − это и абсолютная
честность.
Нравственность, на которую нас выводит Природа, − это всё-таки ещё, и прежде всего, Голос Абсолютной Истины, которую мы назвали Богом.
Слайд 15
Голос совести
Этот Голос и принимаем мы за голос
нашей совести. Но этот Голос искажается тем эгрегором, который
для каждого человека свой. И потому быть совершенным − это утопия идеала. Но идеала спасительного. Всё, что не относится к этому идеалу, рано или поздно обречено либо на гибель, либо на изменения, приближения к идеалу. Почему? Потому что не истина, ложь, или временная истина, живёт короткое время, после чего Природа их поправляет, уничтожая. Вершина, которую предоставляет в наше распоряжение личностный эгрегор, не может совпадать с Вершиной Абсолюта по причине нашей материальности.
Слайд 16
Человечность − это отражение нравственности
Люди в своём
стремлении жить руководствуются насущным более, чем нравственностью. Однако, подсознательно
они оценивают с вершины своего личного представления о нравственности результаты своих жизненных этапов.
Сегодня уже с большой долей уверенности можно заявить, что Человек не живёт абсолютной истиной и потому он смертен. Но ведь он и не может ею жить, − скажете вы, и будете правы.
Слайд 17
Истина как канат
Но правы странно: абсолютная истина есть
канат, который удерживает человека в человеческом облике. Но как
только этот канат по какой-либо причине обрывается или обрезается, человек превращается в обезьяну, в животное, в монстра. Миллионы или миллиарды примеров подобного рода разве не убеждают нас в правоте этой истины?
Слайд 18
Из обезьяны в лошадь
Обратный процесс − превращения обезьяны
в человека − прекрасно описан разными людьми, претендовавшими на
звание ученого. Но оставим эти их претензии за бортом, не они суть важны в наших рассуждениях. Важно другое и просто противоположное: труд мог сделать из обезьяны не человека, а лошадь или трактор.
Слайд 19
С чего начинается нравственность
Нравственность всегда начинается, как
это ни банально звучит, с уважения: в себе, к
другому человеку, к животным, к Природе, к Богу.
Уважение − это терпимость в кубе. Ибо кроме того, что нужно вытерпеть что-то или кого-то, ещё нельзя при этом потерять свою человеческую личность.
Нравственность должна быть ясно соотнесена с другими близкими категориями, чтобы её место в современных общечеловеческих представлениях не вызывало двойных стандартов и толкований.
Слайд 20
Типы нравственности
Поэтому общее понятие нравственности необходимо разделить на
понятия абсолютной, переходной и бытовой нравственности.
Каждый из этих типов
нравственности определяет свою мораль как обобщение норм и правил поведения в обществе, а также определяет и отношение каждого конкретного человека к этим видам морали.
Слайд 21
Переходный тип
Переходный тип нравственности является мостиком между тем,
что мы называем идеалом и реальностью. Понятие идеала в
свете Духовной Этики и высшей критериологии отходит от его отождествления с понятиями иллюзии и утопии, потому что в целостном представлении о функционировании Природы идеал становится Вершиной Глобального Критерия Природы, который по всем кибернетическим и математическим законам и обеспечивает эту самую целостность путём самоудовлетворения в процессе распределения ресурсов.
Слайд 22
Ещё раз о причинах гибели цивилизаций
Нравственность
− это первое знание об общих и частных отношений
высшего уровня, которое вытекает из абсолютных Законов Природы и, прежде всего, из её Высших Критериев, бесспорно наталкивающих нашу мысль на абсолютность существования Сознания Природы.
Некоторым людям трудно с этим согласиться, но сам факт восхождения наших знаний к гипотетической их Вершине говорит о том, что она существует вне нашего опыта.
Слайд 23
Эти абсолютные знания не являются лишь отражением некой
природной объективности в ущерб субъективности. Напротив, они парадоксальным образом
соединили в себе своё объективное существование и качества субъекта как сущности, способной проводить высшую оценку нашего и вообще любого поведения.
Мы сами отпадаем от этой Вершины, когда накапливаем негативный потенциал и начинаем его использовать в ущерб своему восхождению к Вершине Абсолюта. Жить относительными истинами для нас становится катастрофически опасным.
Слайд 24
Нравственность и формирование правильного взаимоотношения полов как составляющие
здорового образа жизни.
Поскольку современный брак основан прежде всего
на любви, важнейшую роль в нем играют сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако семейные отношения часто усложняются сразу после свадьбы.
Слайд 25
До и после свадьбы
Типичные до свадьбы мечты о
семейном счастье нередко сменяются после нее разочарованием друг в
друге, в семейной жизни. Вообще до свадьбы и он и она стремились показать себя с наиболее хорошей, выгодной стороны, а после свадьбы начинают проявляться истинные качества и недостатки.
Слайд 26
После свадьбы все по-другому
Завоевывать друг друга уже не
надо, молодожены расслабляются и часто перестают следить за собой
(за своей внешностью, одеждой, манерой поведения, речи), забывают быть внимательными, нежными друг с другом, становятся неблагодарными и придирчивыми. Девушка из роли принцессы часто сразу после свадьбы попадает в положение служанки, которой никто не скажет спасибо за приготовленный обед или выстиранную рубашку.
Слайд 27
Возникновение разногласий
Атрибуты красивой свободной жизни исчезают, сменившись многочисленными
семейными заботами. А если еще возникают проблемы, где жить,
на что жить, как уживаться, то все вокруг начинают казаться недостаточно хорошими или даже невыносимо плохими. Возникают разногласия, которые рождают споры, обиды и ссоры, раздражение и недовольство друг другом.
Слайд 28
Гармония и влияющие факторы
Гармония содружества во многом
зависит от совместимости мужа и жены, на которую большое
влияние имеют следующие факторы:
1) ценностно-идеологическая совместимость — совместимость жизненных ценностей, устремлений, интересов, убеждений;
Слайд 29
2) согласованность функционально половых ожиданий, представлений человека
о своих правах, обязанностях, функциях в супружеском союзе. Если
члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другим ожидания и соответствующие им требования, семья заведомо малосовместима и конфликтна;
Слайд 30
3) совместимость индивидуально психологических характеристик. К примеру,
благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями часто отличаются противоположными
темпераментами супругов.
Слайд 31
Основные качества характера
В общем случае для обеспечения
совместимости с другими людьми у человека должны быть три
основных качества характера: способность критически относиться к себе, терпимость и доверие к другим.
Слайд 32
Психологические советы
Достичь взаимопонимания, сохранить любовь и уважение
друг к другу в семейной жизни помогут следующие психологические
советы:
• никогда не ссорьтесь, даже в критических ситуациях;
• если что-то не нравится, не ругайтесь, помогите друг другу;
Слайд 33
• не пытайтесь перевоспитывать друг друга, не
заставляйте друг друга менять те сложившиеся привычки, которые не
доставляют вам удовольствия, если они, конечно, не во вред окружающим;
• не критикуйте друг друга, тем более в присутствии посторонних; нельзя критиковать человека, в крайнем случае можно критиковать только его действия; старайтесь ни о ком не отзываться дурно, а тем более о супруге;
• научитесь ценить друг друга;
Слайд 34
• оказывайте друг другу знаки внимания, не
забывайте поблагодарить друг друга (за вкусный обед, за помощь
в стирке и т.п.), сделать маленький сюрприз (подарить цветы или галстук и т. п.);
• не считайте, что вы правы, пока не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны;
• будьте вежливы: все, что говорится грубо, может быть сказано тактично; ругань — это психологическое, моральное уничтожение другого человека; в семье ругань недопустима;
Слайд 35
• общайтесь; не молчите, говорите о том, что
вы чувствуете, что вы думаете, что вас беспокоит; не
копите раздражение, если что-то не нравится, скажите об этом;
• помните только хорошее; умение помнить хорошее — это умение забывать плохое; умейте прощать друг друга;