добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки
не было бы никакого проку".Аристотель.
FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
Вопросы
Литература
1. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебник / под ред. В.Я.Кикотя. М., 2011.
2. Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 2008.
3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 2008.
Аристотель образовал понятие «этический» для обозначения душевных качеств, свойств характера человека (умеренность, щедрость, мужество) в отличие от природных аффектов (страх, голод) и свойств организма (память, выносливость)
Для выделения этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».
В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».
Оба этих слова входят в новоевропейские языки.
Наряду с ними в ряде языков есть свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль».
В русском языке - «нравственность»
(от слова «нравы») — поведение.
Гегель провел различение морали и нравственности.
Мораль - то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках.
Нравственность - то, какими на самом деле являются поступки человека в реальной жизни индивида, семьи, народа, государства.
Мораль - форма общественного сознания, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования.
Этика - область философии, предметом которой является мораль, или наука о морали.
Главной составляющей философской основы этики является диалектический метод познания:
он рассматривает каждый объект познания: а) в процессе движения и развития;
б) во взаимосвязях с другими объектами, учитывая их взаимовоздействие.
Принцип индивидуализма: индивид сосредоточивается на личных интересах, отмежевывается от общества, становится диссидентом
Объективного
Субъективного
Мораль понимается, как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек разумен и ответственен за себя, за то, что он делает.
Различные цели, каждая из которых становится средством по отношению к другой, образуют единую иерархическую систему, а тем самым и единую деятельность.
Цель выступает для человека как благо, поскольку она есть то, в чем он испытывает недостаток и к чему стремится.
Нацеленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй воле (Кант) – без соображений личной выгоды.
Следовательно, человек морален в той мере, в какой он разумен, а разумен в той мере, в какой он морален.
Моральное измерение общества
Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в сообществе себе подобных.
Здесь скрыто противоречие
С одной стороны – индивидуальная свободная воля, если она свободна, то не ограничивает любые формы поведения.
С другой стороны – всеобщность, т. е. безусловный закон действующий в обществе, неизбежно выступает как ограничитель свободной воли.
Мораль не всеобща, у каждого человека или группы людей она своя.
Личностная автономия отрицается, мораль есть
выражение божественной воли, космического закона, исторической необходимости,
иной объективной силы.
1) Китайский мудрец Конфуций ( Кун-Фу -цзы - Почтенный учитель Кун (551-479 гг. до н.э.) на вопрос ученика «Что есть человечность»? ответил:
« Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве и исчезнет ненависть в семье».
3) Древнегреческие мудрецы Солон из Афин (638-558 гг.
до н. э. Фалес из Милета (625-547 гг. до н. э.) изрекали мысль:
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе»
Золотое правило нравственности требует от человека руководствоваться такими нормами поведения с другими людьми, которые можно было бы обернуть на самого себя.
Оно выступает в повелительной форме к собственному поведению.
Русская пословица:
«Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Оценка - соотнесение поступка с его социальной значимостью, исходя из моральных критериев.
Стыд
Раскаяние
Удовлетворенность
Правота
Гордость
……..
Аксиологическая
Соотнесение предполагаемого или совершенного поступка с системой ценностей «морально-аморально»
Ориентирующая
Выработка системы моральных приоритетов, позволяющих выстроить наиболее
нравственную линию поведения
Мотивационная
Квалификация поступков, целей и средств с точки зрения побуждающего намерения
Коммуникативная
Отнесение индивидов к определенной социальной общности, классификация их по схеме «свой-чужой» исходя из приверженности к данной системе моральных ценностей (в том числе профессиональных)
Идеологическая
Консолидация социально неоднородного общества за счет обоснования моральности политических и экономических идей и интересов
некоторого класса или движения
Единая система
общественного
требования
Определяет, какой должна быть совершенная личность, чтобы
являться составляющей
совершенного общества
Определяет, каким должно быть совершенное общество, чтобы
в нем могла жить
совершенная личность
Общество
Личность
Моральные принципы - безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях.
В этом их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях не только допустимо, но порой и необходимо.
1. Единство цели и воли.
2. Сотрудничество и взаимопомощь.
3. Демократизм.
4. Дисциплина.
Структура нравственных норм
требования
позволения
обязанности
обязательства
всеобщие
простые
Являются нормой любой
профессиональной этики
сверхдолжные – предстают как идеал
адиафорные
или безразличные