Слайд 2
Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр
(21 июня 1905, Париж —
15 апреля 1980, там же)
Слайд 3
Отец мальчика, Жан Батист Сартр, был морским инженером.
Мать, Анн-Мари Швейцер, происходила из рода известных ученых. После
смерти главы семьи, Анн-Мари забрала маленького сына в дом его деда, Шарля Швейцера. Именно этому властному кальвинисту суждено было не только заменить Жану умершего отца, но и рассмотреть первые ростки «одаренности», скрытые пока еще глубоко внутри. Дед забрал внука из общей школы и нанял ему самых лучших учителей. Несколько лет мальчик живет в уединении, посвящая все время учебе. Его жизнь изменилась в 1917 году вместе с новым замужеством матери, с которой Жан-Поль уехал в Ла-Рошель.
Слайд 4
Сартр сближается с Симоной де Бовуар
В 1920 году
Сартр сближается с Симоной де Бовуар, которая в последствии
стала его другом и соратником. Вместе с ней и Морисом Мерло-Понти Сартр основывает журнал «Новые времена».
Слайд 5
Творчество
Свои первые большие произведения, в том числе и
знаменитый философский труд «Тошнота», открывающий человечеству глаза на абсурдность
бытия, Сартр написал в конце 30-х годах 20 века. Тогда же выходит в печать нашумевшая новелла «Стена». Обе произведения удостоены звания «Книга года».
Слайд 6
Философская концепция:
-Свобода
-Отчуждение
-Диалектика
Слайд 7
Свобода
Одним из центральных понятий для всей философии Сартра
является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто
абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за своё освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
Слайд 8
Отчуждение
С понятием свободы связывается понятие «отчуждение». Современного индивида
Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как
стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.
Слайд 9
Диалектика
Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность
(«тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы.
Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчуждённая надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.
Слайд 10
Камю, Альбер
(7 ноября 1913,Алжир — 4 января 1960,
Франция)
Слайд 11
Он родился 7 ноября 1913 в Алжире, в
семье сельского рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного
на фронте в Первой мировой войне. Камю учился сначала в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, а после в Алжирском университете. Интересовался литературой и философией, философии посвятил дипломную работу.
Слайд 12
Творчество
В 1935 году создал самодеятельный «Театр труда», где
был актером, режиссером и драматургом.
В 1936 г. вступил в
коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».
В 1938 г. был написан первый роман «Счастливая смерть».
В 1940 году переехал в Париж, но из-за наступления немцев некоторое время жил и преподавал в Оране, здесь завершил повесть «Посторонний», которая привлекла внимание литераторов.
В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула».
Слайд 13
Философские взгляды
Сам Камю не считал себя ни философом,
ни тем более экзистенциалистом. Тем не менее работы представителей
этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим, его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства.
Слайд 14
«Дорогой Камю! Наша дружба не была легкой, но
я буду о ней сожалеть», — писал Сартр в
одной из своих статей. Действительно, писатели были друзьями, их философские взгляды во многих вопросах совпадали. Но камнем преткновения стала дилемма: можно ли использовать насилие для достижения свободы?
Слайд 16
Экзистенциализм
Экзистенциализм стремится понять бытие как нечто непосредственно данное.
Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, рационализм и
другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него. Только тогда оно становится бытием человека.
В центре философии экзистенциализма лежит понятие свободы. Для данного философского направления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его раскрепощении, в развитии его «сущностных» сил.
Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это ложное, а не подлинное бытие.
Слайд 17
Сартр, Камю и их единомышленники отказывались от религии,
ставили неутешительные пьесы и писали об абсурдности мира —
мира без цели и без ценности. Здесь каждый должен сам сделать выбор, и только собственные решения придают существованию смысл. Это и освобождает, и обременяет одновременно, потому что вместе со свободой приходит огромная ответственность за свои действия.
Слайд 18
«Абсолютная свобода — это право сильнейшего на власть.
Стало быть, она поддерживает конфликты, угодные несправедливости. Абсолютная же
справедливость стремится к подавлению любых противоречий; она убивает свободу», — писал Камю.
Слайд 19
В октябре 1951 года Камю опубликовал эссе «Бунтующий
человек». В этой работе он собрал философские и политические
идеи: человек свободен, но свобода сама по себе относительна; каждый должен помнить об ограничениях и возможном риске, абсолюты противоречат гуманности. Сильнее всего Камю осуждал революционное насилие.
У Сартра «Бунтующий человек» вызвал отвращение. По его мнению, достижение совершенной свободы и справедливости вполне возможно — именно они являются целью коммунизма.
Слайд 20
Разрыв между друзьями стал сенсацией в прессе.
Основанный Сартром
журнал «Новые времена» опубликовал разгромную рецензию на «Бунтующего человека»
— она разошлась тройным тиражом.
Сартр-экзистенциалист, который сказал, что человек обречен на свободу, был одновременно и Сартром-марксистом, который считал, что история не оставляет места для настоящей свободы в ее экзистенциальном смысле.
Тем не менее самого Сартра терзали противоречия, с которыми он боролся до конца жизни.
Слайд 21
"Человек осужден быть свободным"
Сартр поднимает проблему свободы выбора
человека. Данная проблема актуальна в условиях развития общества с
момента его появления. Автор в своем высказывании говорит о том, что человек обречен быть свободным и делать только сознательный выбор, выбирать, сотворить добро или зло. Из этой свободы вытекает, что каждый в ответе за самого себя.
Слайд 22
Что такое свобода?
Свобода — идея, отражающая такое
отношение субъекта к своим актам, при котором он является
их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.
Слайд 23
Свободы Человеческой Воли
Человеку как никому другому в этом
мире не дали способности выбирать. Поэтому так же критерием
свободы является воля. Воля как человеческое качество — это способность делать выбор и совершать действия.
Слайд 24
Но всегда ли человек способен выбирать, то что
он хочет?
Я думаю да, будь это выбор покупки в
магазине, или когда к твоему виску приставили пистолет.
Так как человеку дан разум, он может принимать решения. В отличие от муравьёв в муравейнике. Разум делает человека свободным (по крайней мере в какой-то ограниченной сфере) . В ограниченной, потому что чтоб свободно принять решение надо учесть все обстоятельства, надо владеть информацией.
Слайд 25
Свобода может быть даже и когда свобода физическая
ограничена. Самым простым примером моральной свободы такого является одна
картинка
Слайд 26
Притча о свободе
Однажды Бог создал мир и населил
его существами, очень похожими друг на друга. Но чтобы
им было интереснее жить в этом мире, он решил сделать их уникальными исходя из их собственных желаний. И вот одни захотели летать, Бог подарил им крылья и назвал Птицами. Вторые желали плавать, и Бог наделил их плавниками и назвал их Рыбами. Третьи хотели бегать, и Бог дал им ноги, назвав Зверьми. Другие пожелали стать маленькими, Бог сделал и так, назвав их Насекомыми. И спросил Бог у последних:
– Мы хотим быть теми, кем только пожелаем, – ответили те.
И тогда Бог дал им Выбор и назвал Людьми.
Слайд 27
Человек – это не просто существо, это то,
кому дано право выбирать. И выбирать способен лишь истинный
человек, умеющий мыслить, рассуждать, взвешивать. Разум делает человека свободным. Ведь свобода мысли безгранична. Разум не имеет границ и рамок, его не сдержат тюрьма, не сдержат оковы. Поэтому человек обречен на свободу.