Слайд 2
Неклассический
конец XIX – начало XX столетий
Новая модель
социально-гуманитарных знаний формировалась благодаря усилиям таких мыслителей, как Шопенгауэр,
Кьеркегор, Н. Бердяев.
мир человеческих отношений предстает как сложный мир, не вписывающийся в законы природы. В частности, по определению Бердяева, сущность человека сводится к ничем неограничиваемой свободе.
Слайд 3
Учения Дильтея, Бергсона, Гуссерля
В их учениях рациональное
познание теряет статус единственно верного пути к истине. Ему
отказывают в творческой природе и рассматривают как повторение одних и тех же логических правил, как повторение форм действительности
Слайд 4
Сравнение классичеcкой и неклассической модели развития
Слайд 5
Философия отдельных мыслителей неклассичекой эпохи развития социально гуманитарного
познания
Понятие «жизнь» как одна из проблем познания в науках
о духе
Слайд 6
Артур Шопенгауэр
О «жизни»
Вводит «жизнь» в связке понятий «воля»,
«время (настоящее)». Именно в образе жизни является для представления
желание воли, воля тождественна воли к жизни, если есть воля, то и будет жизнь. Воля - это внутренне содержание, существо мира, а жизнь, видимый мир, явление - только зеркало воли.
Человек, согласно Шопенгауэру, наиболее совершенная объективация воли к жизни, само воплощение ненасытной жажды. Будучи погружен в состояние постоянной тревоги, в условиях нарастающих угроз, он проживает трагическую жизнь, в следствии чего трагична и история человечества. Рационализм и прогресс – всего лишь мираж, выдумка классического рационализма. Жизнь – вечно происходящее страдание, а история – слепой случай. По этому нет речи о прогрессе истории рода человеческого, который представляет собой стадо агрессивных, дерущихся животных. Согласно Шопенгауэру, человек – это дикий зверь, способный на истязание себе подобных.
Слайд 7
Бергсон
о «жизни»
обращается к органическому, универсальному пониманию жизни.
Жизнь представляет порыв - неукротимое стремление (потребность творчества) действовать
на неорганизованную материю. В «Творческой эволюции» описывается «порыв», который, встречая сопротивление материи, организует бесконечные разнообразные тела, различные линии эволюции, переходит от поколения к поколению, разделяясь между видами и индивидами, не теряя в силе, но скорее увеличивая свою интенсивность. Созидающие, творческие усилия жизни постепенно преодолевают инерцию материи. Никогда не прекращается борьба организующей силы с первичным хаосом.
Жизненный порыв имеет две основные формы - инстинкт и интеллект, которые не служат целью выживания организмов. Интеллект рассматривает живое как инертное по аналогии с механической концепцией всей природы, он характеризуется естественной неспособностью понимать жизнь.
Слайд 8
Гуссерль
«О жизни»
Не менее значимым подходом для познания социальной реальности, повседневной
жизни стало введение Э. Гуссерлем понятия «Жизненный мир» —
это мир «субъективно-соотносительного», в котором присутствуют наши цели и устремления, обыденный опыт, культурно-исторические реалии. Идеи Гуссерля и особенно понятие «жизненный мир» оказали существенное влияние на становление такого современного направления, как феноменологическая социология (Шюц, повседневность).
Одна из трудных проблем наук о духе заключается в способе познания жизни, которая не поддаётся непосредственному схватыванию, так как она есть непрерывная эволюция. Воспоминание останавливает поток и таким образом получает не жизнь, а форму. Понять жизнь можно только в последовательности её состояний, с помощью понятия «значения», поскольку между различными формами реальности - физической и психической - существует мир смысла. Познание представляется не только научным.