Слайд 2
План лекции
Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии в
Германии в конце ХVIII- начале ХIХ веков.
И. Кант: субъективный
идеализм и агностицизм.
Г.В. Гегель: абсолютный идеализм и диалектика.
Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм и критика христианства.
Основные положения марксистской философии.
Слайд 3
Немецкая классическая философия –
философия в Германии
конца
ХVIII- первой трети ХIХ веков.
Слайд 4
Немецкая классическая философия - теоретическое обоснование
перехода Германии
к буржуазным отношениям.
Теоретические источники:
- передовые философские идеи своего времени
(французское
Просвещение),
- достижения естествознания.
Слайд 5
Иммануил Кант
(1724 – 1804 гг.)
Философ и
ученый, родоначальник немецкой классической философии, представитель
субъективного идеализма и агностицизма.
Слайд 6
И. Г. Фихте (1762 – 1814 гг.)
Субъективный
идеализм:
«Я» (человеческое сознание) –единственная реальность, творящая мир;
«Не-Я» (внешний мир)
не существует само по себе, а является результатом деятельности «Я».
Теория познания - «наукоучение»: универсальным методом познания, основанием для всех наук признается философия как «наука о науке» (чистое мышление).
Слайд 7
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770 – 1831 гг.)
Крупнейший
представитель немецкой классической философии.
Основная философская заслуга - создание
системы объективного идеализма; обоснование с позиций объективного идеализма основных законов и категорий диалектики.
Слайд 8
Ф. Шеллинг (1775 – 1854 гг.)
Объективно-идеалистическая «философия
тождества»:
первооснова бытия– Мировая Душа, представляющая собой тождество природы и
мышления.
Цель познания - осмысление тождества бытия;
Основные методы познания – «интеллектуальная интуиция», «созидательное созерцание».
Слайд 9
Людвиг Фейербах
(1804 – 1872 гг.)
представитель
антропологического материализма
и атеизма.
Слайд 10
Иммануил Кант
«Что я могу знать?»,
«Что я должен
делать?»,
«На что я могу надеяться?»,
«Что есть человек?».
Слайд 11
1) Докритический период (до 70-х гг.) – естественнонаучный:
в центре внимания – идея о развитии в природе.
2) Критический период (после 70-х гг.):
в центре внимания – «критическое» исследование возможностей человеческого разума.
Основные труды этого периода:
«Критика чистого разума» - теория познания,
«Критика практического разума» – этическое учение.
Слайд 12
Теория познания Канта – это учение о познавательных
возможностях и границах человеческого разума.
Ее основной вопрос: как
наше знание соотносится с объективным миром вне нас?
Основные положения:
мир вещей существует независимо от человека и его сознания («вещи – в - себе»);
мир человеческого мышления существует по собственным законам.
Слайд 13
Кант выделяет 3 формы познания: чувственность,
рассудок,
разум.
1)
Чувственность отражает мир в ощущениях;
2) рассудок систематизирует ощущения с
помощью понятий, но
имеет дело не с вещью, а с ее мысленным образом
эти формы не дают достоверного знания;
Слайд 14
3) Разум – это способность к умозаключениям, с
помощью «чистых», т.е. не основанных на опыте понятий.
Разум порождает
3 основные идеи:
идея души (обозначает источник всех психических процессов),
идея мира (выражает причинно-следственные связи),
идея Бога (абсолютное начало всех явлений, причина всех причин).
Слайд 15
Цель познания – объяснение мира как единого целого
с помощью данных предельно широких идей.
Однако в ходе решения
этой задачи разум вступает в противоречие с самим собой.
(антиномии – противоречивые суждения, каждое из которых может быть доказано с помощью разума)
вывод о противоречивости и ограниченных возможностях человеческого разума.
Слайд 16
Таким образом, знания, полученные на уровне чувственности и
рассудка, субъективны,
а разум противоречив
объективное знание получить невозможно
субъективный идеализм
и агностицизм Канта:
«Я должен был ограничить область знания, чтобы уступить место вере».
Слайд 17
Этика Канта
Проблема свободы человека и ее
границ.
Категорический императив Канта –
нравственный закон, обязательный для
всех:
«Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло бы стать правилом поведения для всех» («...чтобы другой человек всегда был для тебя целью, а не средством»).
Слайд 18
Г. В. Ф. Гегель
Важнейшие труды:
«Феноменология духа», «Наука логики»,
«Философия истории» и др.
Основной принцип философии Гегеля – принцип
тождества мышления и бытия:
бытие и мышление о нем совпадают и подчиняются одним и тем же законам.
Слайд 19
Основное понятие философии Гегеля –Абсолютная идея - некий
мировой разум, первоначало и движущая сила всего существующего.
Абсолютная
идея в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления.
Весь существующий мир (природа, общество, человеческое сознание) - проявление Абсолютной идеи.
Исходный элемент Абсолютной идеи – понятие – непосредственный источник каждой вещи. Вещи –воплощение идей, поэтому вещи и мышление о них совпадают: «Все действительное разумно, все разумное рано или поздно становится действительным».
Слайд 20
В ходе своего саморазвития Абсолютная идея проходит ряд
ступеней, развиваясь от простого к сложному, от абстрактного к
конкретному.
Высшая ступень развития Абсолютной идеи– Абсолютный Дух. На этой ступени проявляется в форме самосознания человеческого рода, т.е. общественного сознания (высшие проявления Духа – искусство, религия, философия).
Философия означает завершение, итог развития Абсолютной идеи (философия – это «духовная квинтэссенция эпохи», «самосознание эпохи»).
Слайд 21
Диалектика Гегеля – теория развития всего сущего и
метод познания действительности.
По словам Ф. Энгельса,
Гегель «впервые весь
природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в движении, изменении и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого изменения и развития».
Слайд 22
Развитие, по Гегелю, подчиняется всеобщим законам:
1) Раскрывает причину
развития (закон единства и борьбы противоположностей).
2) Раскрывает механизм
развития (закон взаимного перехода качественных и количественных изменений).
3) Отвечает на вопрос о направленности развития, определяет преемственность в развитии (закон отрицания отрицания).
Слайд 23
Противоречие между методом и системой
в философии Гегеля.
Гегель дал научное обоснование диалектики как метода познания действительности,
в соответствии с которым мир рассматривается как единое развивающееся целое.
Однако его философская система представляет собой учение об Абсолютной идее, поэтому диалектика Гегеля носит идеалистический характер.
К. Маркс говорил о несоответствии диалектического метода и идеалистической системы в учении Гегеля и о необходимости поставить гегелевскую диалектику «с головы на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».
Слайд 24
Людвиг Фейербах
(Основной труд –
«Сущность христианства».
Основной предмет философии
– человек.
Философские взгляды Фейербаха –антропологический материализм – форма материализма,
рассматривающая человека как продукт природы, вершину ее эволюции, как разумное существо, посредством которого природа познает саму себя.
Слайд 25
Основные положения антропологического материализма Л.Фейербаха:
- природа вечна и
бесконечна, пребывает во времени и пространстве, в природе все
взаимосвязано;
- жизнь – это высшее проявление природы, а человек –вершина эволюции живой природы;
- посредством человека природа познает саму себя;
- особую роль в процессе познания играют органы чувств; чувственное познание посредством разума возвышается до теоретического обобщения.
Слайд 26
Натурализм Фейербаха в понимании сущности человека:
- человек рассматривался
в отрыве от социальной среды, истории и культуры, только
как раз и навсегда данное природно-биологическое существо;
- сущность человека сводилась к разуму, воле, сердцу, которые неизменны во все времена: человек существует для того, чтобы «познавать, любить и хотеть».
Слайд 27
Критика христианской религии.
Происхождение религии Фейербах пытается объяснить с
позиций антропологического материализма:
- религиозная вера порождается эмоциональным миром человека,
его страданиями и надеждами;
- религия имеет глубокие психологические корни и так же неистребима, как человеческие эмоции;
- место традиционной веры в Бога должна занять религия любви, которая призвана выполнять роль общечеловеческой морали.
Слайд 29
Марксизм возник в 40-х годах ХIХ века в
Германии и представляет собой сложную мировоззренческую систему, составными частями
которой являются философское, экономическое и социально-политическое учения.
Карл Маркс (1818 – 1883)
Фридрих Энгельс (1820 – 1895)
Слайд 30
Основные труды:
К. Маркс:«Экономическо-философские рукописи», «Капитал» и др.
Ф.
Энгельс: «Л. Фейербах и конец классической немецкой философии», «Диалектика
природы» и др.
В соавторстве: «Немецкая идеология» и др.
Слайд 31
Социально-исторические
предпосылки марксизма:
завершение буржуазно-демократичес-ких преобразований в Западной Европе;
экономические
кризисы;
ухудшение положение рабочего класса;
рост классовых противоречий;
превращение рабочего класса
в самостоятельную политическую силу;
начало освободительной борьбы.
Слайд 32
Естественнонаучные
основания марксизма:
закон сохранения и превращения энергии (Ю. Майер,
М.В. Ломоносов)
теория клеточной структуры живых организмов (М. Шлейден и
Т. Шванн)
эволюционная теория Ч. Дарвина
Слайд 33
Теоретические источники марксизма:
английская политическая экономия (учения А.Смита и
Д.Рикардо)
французский утопический социализм (А.Сен-Симон, Ш.Фурье)
немецкая классическая философия
- диалектика Гегеля
- материализм Л.Фейербаха
Слайд 34
Основные философские
достижения марксизма:
диалектический материализм как единство теории
и метода;
исторический материализм;
обоснование социальной роли философии в практике преобразования
действительности;
обоснование социальной сущности человека;
гуманистическое учение о личности.
Слайд 35
Деятельностный, практически-преобразовательный характер марксистской философии:
«Ранее философы лишь различным
образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы
изменить его» (К.Маркс, «Тезисы о Фейербахе»).
«Наше учение не догма, а руководство к действию» (Ф.Энгельс).
Слайд 36
Диалектический материализм –
философское направление, изучающее наиболее общие
закономерности развития природы, общества и человеческого мышления исходя из
положения о материальном единстве и непрерывном развитии мира.
Слайд 37
Исторический материализм –
учение об обществе, в основе
которого материалистический подход к объяснению законов общественного развития.
С позиций
исторического материализма, развитие общества определяется изменениями в материально-производственных отношениях.
Слайд 38
Общественно-экономическая формация –
ключевая категория исторического материализма, которая
обозначает ступень развития общества, характеризующуюся определенным способом производства.
Первобытно-общинная,
рабовладельческая,
феодальная,
капиталистическая,
коммунистическая.
Слайд 40
Закон определяющей роли
общественного бытия
по отношению к
общественному
сознанию.
Слайд 41
Под общественным бытием понимается отношение людей к природе
и друг к другу в процессе материального производства.
Общественное
сознание представляет собой различные способы духовного освоения действительности и включает политическое и правовое сознание, науку, философию, мораль, религию, искусство.
Слайд 42
Закон соответствия характера
производственных отношений
уровню
развития
производительных сил
Слайд 43
Производительные силы и производственные отношения –
две взаимообусловленные
стороны
способа производства материальных благ.
Диалектика производительных сил и производственных отношений
является внутренним источником общественного развития.
Слайд 44
Закон классовой борьбы
Классовая борьба –
движущая сила
общественного развития
Слайд 45
Человек в марксизме –
субъект истории, развития материальной и
духовной культуры.
Сущность человека марксизм связывает с общественными условиями
его существования и сознательной деятельностью.
Слайд 46
К. Маркс:
«...сущность человека ... есть совокупность всех общественных
отношений»;
«класс определяет их [индивидов] жизненное положение, а вместе
с тем их личную судьбу, подчиняет их себе».