Слайд 2
«Историография философии: четыре жанра» (1984)
В статье дается разбор
четырех основных «жанров», или методологических канонов, историографии, бытующих в
современной философии.
рациональная реконструкция,
историческая реконструкция,
доксография
история духа.
Каждый из названных жанров имеет свои особенности и может, по мнению Рорти, с большим или меньшим успехом (в зависимости от намерений и мастерства исследователя) применяться в истории философии.
Слайд 3
Рациональная реконструкция
Представляет собой метод изучения и интерпретации философских
концепций прошлого в терминах более поздней (современной исследователю) философии.
Слайд 4
Историки-презентисты, реконструирующие учения мыслителей предшествующих эпох рациональным способом,
делают это «в надежде на то, что им удастся
представить великих философов прошлого своими современниками, коллегами и партнерами по разговору, с которыми можно свободно обмениваться мнениями и аргументами»
Слайд 5
Мало волнует историческая правдивость и «достоверность» воспроизведения материала
В
результате смысл исследуемого текста (намеренно или неосознанно) искажается, подгоняется
под якобы «вне-(транс-)историческую» (Крюгер) проблематику текущих философских дебатов.
Слайд 6
Рациональные реконструкторы главным образом озабочены тем, чтобы сформулировать
и обосновать свою собственную позицию; их мало волнует историческая
правдивость и «достоверность» воспроизведения материала; они избавлены от «ложного пиетета» перед великими учеными и философами, властителями умов минувших эпох.
Слайд 7
догадок и приближений к тому,
что признается за
«объективную истину»
Интеллектуальное прошлое изображается ими в виде истории предвосхищений,
осторожных подступов, догадок и приближений к тому, что признается за «объективную истину» современными профессорами философии.
Слайд 8
Их историко-философские повествования «напоминают рассказы о путешественниках, которые
могли бы открыть Америку, если бы проплыли чуть дальше,
вместо того чтобы остановиться на полпути»
Слайд 9
Ярким примером
Ярким примером таких повествований, выдержанных в жанре
рациональной ре- конструкции, могут служить, по мнению Рорти, исследования
П.Стросона (о Канте), А.Айера и Дж.Беннета (о британском эмпиризме), М.Даммита (о Фреге).
Слайд 10
Историческая реконструкция
Второй жанр историографии в классификации Рорти –
историческая реконструкция – не пересекается с реконструкцией рациональной и
не отменяет ее, а по-своему дополняет. Исследователи, работающие в этом жанре, видят свою задачу в обеспечении максимальной «аутентичности» историко-философской реконструкции и стремятся всячески избежать анахронизма.
Слайд 11
Они предпочитают «описывать предшественников в их собственных терминах»,
ошибки и заблуждения древних мыслителей в контексте возникновения их
учений представляя менее случайными и абсурдными.
Слайд 12
«Архаизировать» образ мыслей (mentalité) философов- современников
В отличие от
исследований в жанре рациональной реконструкции, направленных на то, чтобы
«осовременить прошлое», исторические реконструкции преследуют целью, если можно так выразиться, «архаизировать» образ мыслей (mentalité) философов- современников.
Слайд 13
РОРТИ о Исторической реконструкции
«В ряде случаев, – пишет
Рорти, – бывает полезно и целесообразно… воссоздать интеллектуальную ауру,
в которой предшествующие философы и ученые жили своей жизнью, воспроизвести разговоры (реальные или вымышленные), которые они вели (или могли бы вести), мысли, которыми обменивались с современниками.
Слайд 14
Полезно иметь представление о том, как, о чем
и почему говорили люди, жившие до нас и не
знавшие всего того, что известно нам… Приобретение и усвоение этого исторического знания, – поясняет далее Рорти, – совпадает с вытеснением из активной памяти ученого его собственного, более развитого знания»
Слайд 15
удерживают от повторения старых ошибок, от «изобретения философских
велосипедов»
Исторические реконструкции – «объяснительные» (explanatory) нарративы, в терминологии П.Мунца,
– предполагают более углубленное и скрупулезное изучение философии прошлого; в отличие от рациональных реконструкций, всегда замкнутых на современной проблематике («интерпретативных» (interpretative) нарративов), такие работы способствуют расширению профессионального кругозора философов и удерживают от повторения старых ошибок, от «изобретения философских велосипедов». Образцом исторической реконструкции является книга Дж.Данна о Локке; Рорти также упоминает работы Г.Слуги и Дж.Б.Шнеевинда
Слайд 16
Помочь философу «обрести себя»
Знание прошлого, доказывают историки, необходимо
для лучшего понимания настоящего, для нашего самопознания (Тейлор) –
адекватного (более полного и глубокого, очищенного от «поздних» интеллектуальных иллюзий и комплексов) понимания самих себя (Кэмпбелл); философ не может оставаться «пленником настоящего» (Макинтайр); задача историка – помочь философу «обрести себя» (Йолтон); «философия без истории философии была бы глуха, слепа и нема» (Селларс)
Слайд 17
В разные исторические эпохи люди, называвшиеся философами, придерживались
разных представлений о предмете и сущности философии как дисциплины
Презентисты
как будто не замечают этого; они полагают, что существует только одна философия, история которой заканчивается (или начинается, если прошлое считать предысторией настоящей философии) в наше время. Критики же рационально-реконструктивных проектов, напротив, высказывают сомнение, вправе ли мы вообще говорить об истории (в единственном, а не множественном числе) и прогрессе философии как «естественном виде» знания
Слайд 18
Исследователь не в состоянии «вы-прыгнуть из собственной кожи»
В
любом историко-философском исследовании неизбежно присутствуют элементы рациональной реконструкции: исследователь
не в состоянии «вы- прыгнуть из собственной кожи»
Слайд 19
историк науки руководствуется своим пониманием научной корректности, оценивая,
какие вопросы, занимавшие Аристотеля или Парацельса, все еще значимы,
а какие утратили актуальность»
Слайд 20
Нечто большее, чем участие в ритуалах, смысл которых
остается для нас неопре-деленным»
«Минимальное понимание» (minimal sort of understanding),
конечно, возможно и без рациональной реконструкции, однако с философской точки зрения оно будет совершенно бессодержательным и пустым, – подобным тому «пониманию», которое возникает при обмене вежливыми приветствиями с иностранцами, когда мы оказываемся неспособными перевести их слова на наш язык. «Перевод необходим, если “понимание” означает нечто большее, чем участие в ритуалах, смысл которых остается для нас неопределенным»
Слайд 21
История духа – формирование канона
Третьим жанром историографии, согласно
классификации Рорти, является Geistesgeschichte – история духа. Парадигмальные представители
этого жанра – Гегель и Маркс, а в ХХ веке М.Хайдеггер, Г.Рейхенбах, М.Фуко, Г.Блуменберг и А.Макинтайр.
Историки духа исследуют философскую проблематику в целостности, in toto: их интересует постановка проблем, а не различные варианты частных решений. Здесь все внимание уделяется происхождению и генеалогии мысли: почему такой-то философ рассматривал такую-то проблему как фундаментальную? как сложилось, что рассматриваемый вопрос (именно этот, а не другой) приобрел в определенное время интерес для философов? почему одна тема считается важной и значимой, другая
Слайд 22
преимущество перед рациональной и исторической реконструкциями: Geistesgeschichte дает
ясное представление об исторической изменчивости философской проблематики и описывает
философию в ее развитии
Одно важное преимущество перед рациональной и исторической реконструкциями: Geistesgeschichte дает ясное представление об исторической изменчивости философской проблематики и описывает философию в ее развитии.
Слайд 23
В отличие от рациональной реконструкции и истории науки,
третий жанр чувствителен к анахронизму, ведь для историка духа
вполне очевидно, что ответ на сакраментальный вопрос: «кто является парадигмальным философом?» – не вытекает с необходимостью из практики и контекста современного философствования.