Слайд 2
Вопросы лекции
Ионийская философия: милетская школа и Гераклит
Пифагореизм
Элейская
школа
Слайд 3
Введение
Структура научного знания включает:
эмпирический уровень,
теоретический уровень,
метатеоретический
уровень
Слайд 4
введение
Эмпирический уровень науки в период Античности представлял собой
отдельные факты, относящиеся к различным областям знания.
2. Собственно теоретический
уровень науки отсутствовал, не было чисто научных теорий.
3. Роль научных теорий выполняли натурфилософские концепции.
Слайд 5
Ионийская философия
(Милетская школа и Гераклит)
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Гераклит
Слайд 6
Фалес (625-547)
Предлагал рассматривать в качестве архэ (первоначала)
воду
Считал, что земля плоский диск, плавающий в воде
Ввел доказательство в математику
Слайд 7
Анаксимандр (610-546) (философия)
Апейрон – первоначало мира
Теплое
холодное
апейрон
влажное
Сухое
Вода =
влажное + холодное
Земля = сухое + холодное
Воздух = теплое+
влажное
Огонь = теплое+ сухое
Слайд 8
Анаксимандр (астрономия)
Земля – цилиндр, высота которого равна
трети основания.
Ее поверхность покрыта водой.
Земля находится в
центре мира и парит в воздухе.
В воздухе образовались три сферы огня, которые порвались и образовались Солнце, Луна и звезды. Ближе всего – звезды, дальше всего – Солнце.
Слайд 9
Анаксимандр (биология)
Живое зародилось под воздействием небесного огня из
ила на границе моря и суши.
Первые живые существа
жили в воде.
Затем некоторые существа вышли из моря на сушу, сбросили чешую и стали жить на Земле.
Первые люди развивались до взрослого состояния внутри огромных рыб, потом люди вышли на сушу.
Слайд 11
Анаксимен (философия)
Воздух – архэ, первоначало.
Воздух может разряжаться;
образуется, огонь, затем эфир.
При сгущении воздуха – ветер,
облака, вода, земля, камни.
Слайд 12
Анаксимен (астрономия)
Земля и небесные тела – плоские и
свободно парят в воздухе.
Луна находится ближе всего, затем
– Солнце и звезды.
Беспредельный воздух не только начало всех вещей, но и души, поскольку души состоят из воздуха.
По мнению Анаксимена, даже боги состоят из воздуха.
Слайд 14
Гераклит (философия-онтология)
Первоначало – огонь
Логос – универсальный закон мироздания
Диалектика-
бесконечная и многообразная противоречивость бытия
Слайд 15
Гераклит (космология)
Этот космос, тот же самый для всех,
не создал никто из богов и никто из людей,
но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающийся и мерами угасающий.
Слайд 16
2. Картина мира на основе математики
Пифагорейский союз
Пифагор,
Алкмеон,
Гиппас,
Каллифон
и др.
Слайд 18
Пифагорейский союз (Пифагор, Алкмеон, Гиппас,Каллифон и др.
В основе
противоречивости мира лежит взаимодействие двух противоположностей (предела – числа
и беспредельного – материи, апейрона).
Затем следуют еще девять пар противоположностей:
нечетное – четное
единое – множество,
правое – левое,
мужское – женское,
покоящееся – движущееся,
прямое – кривое,
свет и тьма,
хорошее – дурное,
четырехугольное и разностороннее.
Слайд 19
Пифагор
По мнению Пифагора,
противоположности не переходят друг
в друга, а дополняют друг друга в определенных пропорциях.
Слайд 20
Математическая модель мира
В области космологии Пифагор утверждал шарообразность
Земли, геоцентризм, и определял траектории движения планет в виде
окружностей. Подобные заключения были связаны с представлениями Пифагора о совершенных фигурах, к которым он относил шар и окружность.
По мнению Пифагора, от трения планет и эфира возникает звук, поэтому можно слышать музыку сфер.
Слайд 21
Пифагорейский союз как научная организация
Пифагор, как и
Фалес, - зачинатель научно- философской традиции.
Деятельность пифагорейцев способствовала интенсивному
развитию математики.
Слайд 22
Элейская школа
Ксенофан (565-473 гг. до н.э.),
Парменид
(ок. 504г. до. н.э. - ?).
Слайд 24
Ксенофан (космология)
Первоначалом мира он считал Землю. Вода –
соучастница земли в порождении жизни. Души тоже состоят из
воды и земли.
Из воды возникают облака, из облаков небесные светила. Луна – свалявшееся облако. Солнце каждый день рождается заново из искорок, которые есть воспламенившиеся искорки воды.
Слайд 25
Ксенофан
Критика обыденного мировоззрения как неистинного
Конструирование философского понятия о
боге.
Слайд 26
Парменид (ок. 504г. до. н.э. - ?).