Слайд 2
Сведения об авторе
Томас Гоббс (апрель 1588 года, Уилтшир,
Англия — 4 декабря 1679 года, Дербишир, Англия) —
английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета.
Основные этапы жизни:
1596-1602г. — посещение школы в Мальмсбери, а затем учение в соседнем Вестпорте;
1603-1608г. — обучение в Оксфордском университете;
1610-1614г. — путешествие во Францию и Италию;
1621-1626г. — сотрудничество с Ф.Бэконом;
1631г. — возвращение в Англию;
1634-1636г. — третье путешествие на континент;
1640-1651г. — эмиграция в Париж
Слайд 3
На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали:
ФРЕНСИС БЭКОН
ГАЛИЛЕО
ГАЛИЛЕЙ
РЕНЕ ДЕКАРТ
Слайд 4
Социально-философские идеи о политике и праве
1) В
вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне
монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа;
2) Гоббс не утверждает, что все государства возникли путём договора. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути — физическая сила (завоевание, подчинение) и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй — основанным на установлении, или политическим государством;
Слайд 5
Основные сочинения
Элементы права, естественные и политические (1640г.);
Трактат о
человеческой природе (1650г).;
Философские рудименты, касающиеся правительства и общества (1651г).;
Философская
трилогия «Основы философии»:
«О теле» (1655);
«О человеке» (1658);
«О гражданине» (1642);
«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, русский перевод — 1936);
Письма о свободе и необходимости (1654);
Вопросы о свободе, необходимости и шансе (1656)
Слайд 6
«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного
и гражданского» (дата первой публикации - 1651г) — один
из трудов английского философа, посвящённый проблемам государства.
Труд Гоббса, очень объемный, наполовину посвященный не политике, а именно богословию, привлекает к себе внимание и вызывает споры на протяжении нескольких веков. Разобраться в нем непросто, но странным образом он сохраняет притягательность для широких масс, новых и новых поколений читателей.
Слайд 7
Интересные факты
1) Гоббса обвиняли в том, что он
написал "Левиафана", чтобы завоевать симпатии Кромвеля, теоретически узаконить диктатуру
и благодаря этому вернуться на родину.
2) Гоббса обвиняли также и в атеизме. Но, скорее всего, атеистом он не был. Половину его "Левиафана" занимает тематика, в которой религия и христианство стоят на первом плане. Но верно и то, что его материализм, вопреки собственным намерениям и утверждениям, порождал непоследовательное отношение к религии и церкви и приводил если не к отрицанию Бога, то, по меньшей мере, к выражению сомнения в Его существовании.
Кромвель Оливер, лорд-протектор Англии, Шотландии и Ирландии
Слайд 8
Структура работы “Левиафан”
I часть “О человеке” (включает 16
глав);
II часть “О государстве” (14 глав);
III часть “О христианском
государстве” (11 глав)
Слайд 9
Образ Левиафана
Имя "Левиафан" берет Гоббс, чтобы обозначить Государство
и символически озаглавить работу, обобщающую всю свою философию. В
какой-то момент он хотел дать книге название "Смертный бог", потому что ему - государству - под покровительством бессмертного Бога мы обязаны сохранением мира и нашей жизни.
Среди ученых до сих пор нет окончательной ясности, почему Гоббс назвал свое сочинение именно таким образом. Удивительно, но в книге, которая называется «Левиафан», Левиафан упоминается считанные разы. И даже в эти считанные разы Гоббс не пускается в подробности, чтобы объяснить, как он выглядит, какие источники нам дают знания о Левиафане;
Когда мы берем в руки книгу, мы видим довольно сложный рисунок с большим символическим значением. Наверху идет надпись по-латыни «Нет на земле власти, которая бы сравнилась с ним». Это из библейской Книги Иова, и слова эти относятся как раз к Левиафану. Во введении Гоббс с самого начала говорит о том, что человек подражает Богу.
Слайд 10
Карл Шмитт, в своей книге «Левиафан в учении
о государстве Томаса Гоббса», предположил, что Гоббс затронул очень
глубокие культурно-исторические слои сознания людей, которые интуитивно чувствовали, что от образа Левиафана исходит ужасная угроза, что он — это нечто страшное. Гоббс хотел представить его как могучее и сильное начало. Как говорит Библия, Левиафан рожден бесстрашным..
По мнению Шмитта, промахом Гоббса было то, что его Левиафана восприняли как нечто настолько ужасное и скверное, от чего люди в страхе побегут. Вместо того чтобы создать привлекательный образ государства-защитника, он создал ужасающий символ, который вызвал у всех страх, панику и отвращение.
Еще один момент, связанный с символикой Левиафана, — это его противостояние другому мифическому животному, которое именуется в Библии Бегемотом. У Гоббса, помимо прославленного «Левиафана», есть еще памфлет, который называется «Бегемот, или Долгий парламент». Там он пытался сказать, что Бегемот — это тот, с кем борется Левиафан, Бегемот означает смуту, распри и другие плохие вещи, а Левиафан — мир, покой и порядок.
Слайд 11
Анализ работы
Уже в самом введении к книге он
провозглашает свой радикальный материализм. Жизнь, говорит он, есть не
что иное, как движение членов тела, и поэтому автоматы имеют искусственную жизнь. Государство, которое он называет Левиафаном, - это создание искусства и фактически является искусственным человеком.
Из введения: “Чтобы описать природу этого искусственного человека, я буду рассматривать:
Во-первых, материал, из которого он сделан, и его мастера, т. е. человека.
Во-вторых, как и путем каких соглашений он был создан, каковы точно права и власть или авторитет суверена и что сохраняет государство и что его разрушает.
В-третьих, что такое христианское государство. Наконец, что такое царство тьмы (kingdom of darkness)”
Слайд 12
I часть “О человеке”
1) связана с человеком как
индивидуумом и с такой общей философией, какую Гоббс считал
необходимой. Ощущения возникают под действием объектов; цвета, звуки не имеются в предметах. Качества в предметах, которые соответствуют нашим ощущениям, - это движения. Устанавливается первый закон движения и непосредственно применяется к психологии: воображение - это ослабленное ощущение и оба являются движениями. Воображение спящего - это сны; “религии язычников произошли из неумения отличать сны от бодрствования”.
2) Гоббс рассматривает геометрию как единственную подлинную науку, созданную до сих пор. Разум является по своей природе исчислением и должен начинать с определений. Но в определениях необходимо избегать внутренне противоречивых понятий, что обычно не делают в философии. Например, "бестелесная субстанция" - это бессмыслица. Когда возражали против этого, утверждая, что бестелесная субстанция - Бог, Гоббс отвечал на эти возражения; во-первых, что Бог не есть объект философии, во-вторых, что многие философы думали, что Бог - телесен.
Слайд 13
3) Воля - это не что иное, как
окончательное желание или отвращение, оставшееся в результате обдумывания. Иными
словами, воля не есть нечто отличное от желания и отвращения, а просто сильнейшая сторона в случае противоречия между ними. Очевидно, что это связано с отрицанием свободы воли у Гоббса.
4) В отличие от большинства защитников деспотического правительства, Гоббс считает, что все люди равны от природы. Но в естественном состоянии, до того как появляется какая-либо власть, каждый человек хочет не только сохранить свою собственную свободу, но и приобрести господство над другими; оба этих желания диктуются инстинктом самосохранения. Из их противоречий возникает война всех против всех, что делает жизнь "беспросветной, звериной и короткой". В естественном состоянии нет собственности, нет справедливости или несправедливости, есть только война, а "сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями".
Слайд 14
II часть “О государстве”
1) Рассказывает о том, как
люди избегают бед, объединившись в общины с подчинением каждой
из них центральной власти. Все это представлено как результат действия общественного договора. Предполагается, что ряд людей собрались и согласились выбрать правителя или верховный орган, который будет пользоваться правами власти над ними и положит конец всеобщей войне;
2) Гоббс рассматривает также вопрос о том, почему невозможно сотрудничество, подобное тому, которое есть у муравьев и пчел. Пчелы, находясь в одном и том же улье, не конкурируют между собой; Их соглашение естественно, но завет людей может быть только искусственным.
Слайд 15
3) Когда правительство избрано, граждане теряют все права,
за исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им правительство.
Отрицается право восстания, потому что правитель не связан никаким договором, тогда как его подданные связаны.Объединенное таким образом множество людей называется государством. Это - "Левиафан", смертное божество.
4) Верховная власть, будь то человек или собрание лиц, называется сувереном. Власть суверена в системе Гоббса - неограниченна. Он имеет право цензуры над всяким выражением общественного мнения.
5) Участие народа, согласно системе Гоббса, полностью исчерпывается первым избранием монарха. Престолонаследование должно определяться монархом, как это практиковалось в Римской империи, когда этому не мешали мятежи. Допускается, что монарх обычно изберет одного из своих детей или ближайшего родственника, если он не имеет детей, но считается, что не должно существовать таких законов, которые мешали бы ему сделать иной выбор.
6) Вторая часть заканчивается надеждой, что какой-нибудь суверен прочтет книгу и сделает себя абсолютным монархом, - надежда менее химерическая, чем надежда Платона, что короли превратятся в философов. Монархов уверяют, что книга легко читается и очень интересна.
Слайд 16
Война всех против всех
Люди до общественного договора находятся
в состоянии, которое Гоббс называет «войной всех против всех».
Эти слова очень часто трактуют так, будто бы Гоббс был простой эволюционист. Когда-то было такое время, в которое люди воевали-воевали, устали воевать и начали объединяться. И когда они объединились, чтобы больше не воевать, появилось государство. Якобы так рассуждает Гоббс. Но Гоббс так никогда не рассуждал. В его сочинениях можно найти прямые указания на то, что такое рассуждение было бы абсолютно неправильным. Скорее, все выглядит совсем по-другому. Не война всех против всех находится в начале всего, а общественное состояние, государственное состояние людей постоянно чревато войной.
2) Люди в принципе, по Гоббсу, довольно враждебно настроены по отношению друг к другу. Даже в мирном, солидарном состоянии, когда войны нет, когда есть государство, люди таковы, что им приходится скорее опасаться соседа, опасаться другого человека, нежели рассчитывать на то, что он окажется им другом. . Во время войны, как говорит Гоббс, «человек человеку волк», а надо, чтобы в состоянии мира человек человеку был Бог. Этого, к сожалению, не происходит. Мы боимся другого человека, мы запираем двери, мы, выходя из дому, берем оружие. Отправляясь в путешествие, запасаемся охраной и так далее. Этого бы не было, если бы мы доверяли другому человеку.
Слайд 17
Права государства
1) «Меч справедливости», то есть право наказывать
нарушителей закона;
2) «Меч войны», то есть право объявления войны
и заключения мира, а также установление количества вооруженных сил и денежных средств, необходимых для ведения войны;
3) Право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению мира и спокойствия внутри государства;
4) Право установить законы о собственности;
5) Право суда, то есть рассмотрение случаев, где нужно приложение меча;
6) Право устанавливать подчинение власти, с помощью которых можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование всех функций государственной власти;
Все остальные права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенных или могут быть логически выведены из них.
Слайд 18
III часть “О христианском государстве”
Объясняет, что не существует
никакой общей церкви, потому что церковь должна зависеть от
гражданского правительства. В каждой стране король должен быть главой церкви. Господство и непогрешимость папы не могут быть допущены. Она, как можно было ожидать, допускает, что христианин, который является подданным нехристианского правителя, внешне должен подчиниться: разве не подчинялся Нееман, когда поклонялся капищу Риммона?
Слайд 19
Взаимоотношения между государством и церковью по теории Гоббса
Гоббс
полагает, что церковь есть не простое соединение верующих; соединение
верующих без законного разрешения не образует еще церкви.
Чтобы соединение верующих стало законным собранием, оно должно получать разрешение государственной власти: только под этим условием оно получает право издавать постановления. Следовательно, только верховная власть своим согласием превращает собрания отдельных лиц в правильное, законное собрание, в церковь.
Каждая нация есть в тоже время и церковь и государство; разница между церковью и государством есть разница лишь по форме
Слайд 20
Четвертая часть, "О царстве тьмы", связана главным образом
с критикой римской церкви, которую Гоббс ненавидел потому, что
она ставит духовную власть над светской.
Остальная часть этого раздела представляет собой нападки на "пустую философию", под которой обычно подразумевается Аристотель.
Слайд 21
Известные цитаты из “Левиафана”
“Достоинство — цена, которую общество
готово за вас заплатить”
«Государство есть единое лицо, ответственным за
действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты»
«Богатство, соединенное с щедростью, также является могуществом, ибо оно доставляет друзей и слуг; без щедрости богатство – ничто, ибо в этом случае оно не защищает своих обладателей, а делает их добычей зависти»
Слайд 22
Отношение Б. Рассела к «Левиафану» было неоднозначным. что
в книге хорошее и плохое неразрывно связаны между собой.
1)
Основание, которое Гоббс выдвигает в защиту государства, а именно, что это лишь единственная альтернатива анархии, в основном правильно. Однако государство может быть настолько плохим, что временная анархия кажется предпочтительнее его сохранения, как это было во Франции в 1798 году и в России в 1917 году;
2) Кроме возражений, которые вызывают метафизика и этика Гоббса, есть еще два момента, которые также вызывают возражения. Первый - это то, что он всегда рассматривает национальные интересы как целое и молчаливо допускает, что основные интересы всех граждан одинаковы, Другой момент заключается в рассмотрении отношений между различными государствами;
3) Содержание "Левиафана" не дает никакого основания для предположения между государствами каких-либо отношений, за исключением отношений войн и захватов, сопровождаемых редкими передышками
Слайд 23
“Левиафан” Т. Гоббса и его значение в культуре
«Левиафан»
занимает уникальное место в истории мировой культуры именно потому,
что в этом сочинении Томас Гоббс опередил свое время во многих областях (однако его оригинальные суждения сразу после публикации трактата в 1651 г. вызвали ненависть церковников всех религиозных взглядов и деятелей всех политических партий);
Заслуги Гоббса наиболее ясно выступают при сопоставлении его с более ранними политическими теоретиками. Он совершенно свободен от суеверии; он не спорит о том, что случилось с Адамом и Евой во время грехопадения. Он ясен и логичен; его этика, правильная она или неправильная, совершенно понятна и не использует каких-либо сомнительных концепций;
Гоббс в одиночку сражался с многочисленными противниками, проявляя талант полемиста и ученого
Слайд 24
4. Прогрессивное значение учения Гоббса о государстве состоит
в усмотрении им государства как человеческого, а не божественного
установления. Благо народа и забота о мире - основной закон государства и основа “естественного права”. Государство на место законов природы выдвигает законы общества, ограничивает естественные права гражданским правом, которое есть не что иное как перенесенное на государство естественное право. Но так как естественные права ничем не ограничены, не могут быть ограниченными и гражданские законы. Этим Гоббс основывает необходимость сильной государственной власти и недопустимость ее разделения.