Слайд 2
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного
мира при их непосредственном воздействии в данный момент на
органы чувств
Слайд 3
Понятие
Субъективный образ предмета, непосредственно воздействующего на анализатор
или систему анализаторов («перцептивный образ», «образ восприятия»);
Процесс формирования перцептивного
образа («перцепция», «перцептивный процесс»);
Система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств.
Слайд 4
Восприятие
Результат деятельности системы анализаторов;
Предполагает выделение из воздействующих
признаков существенных и одновременное отвлечение от несущественных;
Предполагает объединение существенных
признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом;
Включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов, движения глаз и т.п.) и деятельность мозга по синтезу целостного образа.
Слайд 5
Движение глаз рассматривания изображения
Слайд 6
Процесс восприятия связан с:
Оживлением следов прежнего опыта
Сличением информации
со сложившимися представлениями
Сравнением актуальных воздействий со сложившимися представлениями
Выделением существенных
признаков
Созданием гипотез о предполагаемом значении информации
Синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы и отнесением к определенной категории воспринимаемого предмета
Слайд 7
Таким образом,
Воспринимающая деятельность субъекта близка к процессам наглядного
мышления
В процесс восприятия входит речь
Слайд 8
Особенности восприятия (по А.Р. Лурия)
Активный опосредованный характер
Предметный
и обобщенный характер
Постоянство и правильность (ортоскопичность)
Подвижность и управляемость
Слайд 9
Теории восприятия
Теория гештальта (образа). Н/с воспринимает не отдельные
стимулы, а их комплексы (форма, цвет, движение предмета воспринимаются
как единое целое)
Бихевиоризм. Существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, способность к синтезу - свойство головного мозга.
Слайд 10
Современная психология
Восприятие изначально носит комплексный характер, но «целостность
образа» - продукт синтезирующей деятельности коры головного мозга
Слайд 12
Целостность восприятия
Результат - целостный образ предмета.
Объект воспринимается как
устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого
в данный момент не могут быть наблюдаемы.
Данная зрительная способность не является врожденной. Восприятие формируется в процессе практики.
Слайд 13
Факторы, определяющие целостность восприятия (М.Вертхаймер)
Фактор сходства
Фактор близости
в пространстве или во времени;
Фактор замкнутости;
Фактор общей судьбы (множество
элементов движется с одинаковой скоростью и по одной траектории).
Слайд 17
Структурность
Восприятие не является проекцией мгновенных ощущений и
их суммой
Фактически воспринимается обобщенная структура
Воспринимая предмет, человек осмысливает его
как единое целое, имеющее определенную структуру.
Слайд 18
Восприятие не отдельных обрезков прямых линий или совокупность
штрихов, а квадрата, треугольника. Незавершенность рисунка восполняется опытом, знаниями
Слайд 19
Предметность
Отнесенность сведений о внешнем мире к самим
предметам, а не к раздражаемым рецепторам или структурам мозга,
которые участвуют в обработке сенсорной информации.
Проблема выделения предмета из фона.
Слайд 20
Соотношение фигуры и фона
Предмет из фона выделяется с
целью его познания.
Хуже выделяются отдельные части предмета.
Чем больше фигура
и фон отличаются, тем легче выделить фигуру из фона.
Когда предмет становится главным, он осмысляется как фигура, все остальное – как фон.
Слайд 23
Константность
Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при
изменении условий их восприятия
В наибольшей степени константность наблюдается при
зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.
Источник константности восприятия - активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов обеспечивает постоянство перцептивного образа
Константность- приобретенное свойство.
Слайд 24
Осмысленность
Восприятие связано с мышлением, пониманием сущности предметов
Сознательно
воспринимать предмет – мысленно назвать его, установить сходство предмета
с подобными.
Восприятие не определяется лишь набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, оно представляет собой поиск наилучшего толкования данных.
Слайд 26
Швейцарский психолог Роршах: даже бессмысленные чернильные пятна всегда
воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...).
Опыты Роршаха
доказали, что только некоторые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.
Слайд 28
Избирательность
Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с
другими.
Проявляется значимость, значение предмета для личности
Слайд 29
Восприятие и речь
Слово позволяет глубже познать и отнести
воспринимаемый объект к определенной категории.
Слайд 31
Апперцепция
Зависимость восприятия от содержания психики субъекта. Термин
ввел Г.Лейбниц.
Апперцепция обеспечивает различия при восприятии одних и тех
же объектов разными людьми; одним и тем же человеком в разное время.
Слайд 33
Иллюзии восприятия
Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных
анализаторов.
Иллюзии восприятия — искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.
Причины зрительных иллюзий: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.
Слайд 34
Иллюзия искажения формы квадратов (на фоне концентрических окружностей
прямые кажутся изогнутыми)
Слайд 39
Синтетический тип восприятия
Ярче представлено общее впечатление, общие особенности
того, что воспринято
Субъект не обращает внимание на детали
Слайд 40
Аналитический тип восприятия
Склонность к четкому выделению деталей и
подробностей
Чтобы понять суть или адекватно воспринять предмет субъекту необходимо
поставить перед собой специальную задачу
Слайд 41
Описательный тип восприятия
Воспринимающий субъект ограничивается фактической стороной того,
что воспринимает
Мотивы и причины поступков человека, событий остаются без
внимания
Слайд 42
Объяснительный тип восприятия
Субъект стремиться объяснить воспринятое
Слайд 43
Объективный и субъективный типы восприятия
Объективный тип - характерно
строгое соответствие происходящему в действительности;
Субъективный тип - характерен выход
за пределы того, что им дано фактически, субъект привносит многое от себя. Восприятие подчинено субъективному отношению к воспринимаемому.
Слайд 46
Методы изучения восприятия
Исследование восприятия имеет значение для:
Оценки общего
психического развития
Установления психических особенностей в профессиональной деятельности
Диагностики патологических состояний
мозга
Слайд 47
Приемы исследования предметного восприятия
Предъявление изображения предметов (реалистические, схематичные,
штрихи) и предложение узнать эти предметы. Отклонения – субъект
воспринимая реалистичные изображения не в состоянии узнать изображение в схематичной или неполной форме.
Предъявление контурных изображений предметов, перечеркнутых посторонними линиями, либо наложенных друг на друга («фигуры Поппельрейтера»)
Слайд 49
Исследование предметного восприятия
Изображение предмета дается в условиях «шума»,
в условиях где его сложно отличить от фона
Слайд 50
Исследование пространственного восприятия
Оценка возможностей ориентироваться в условиях «асимметричного
пространства», не путая левую и правую стороны (предъявляется схема
часов без цифр и предлагают оценить время ,которое показано стрелками)
Оценка возможностей мысленно представить пространственное соотношение частей в сложном целом (предъявляют схематичное изображение фигуры, построенной из кубиков, и предлагают назвать общее число кубиков, включенных в эту фигуру (проба Йеркса)