Слайд 2
Урок 2.
Защита творческих проектов по теме «Оксиды и
их применение»
Цель урока:
1. Обобщить и углубить
знания:
- о строении, физических и химических свойствах оксидов.
- о широком спектре практического применения оксидов.
2. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между строением
веществ и их свойствами.
3. Используя межпредметные связи, формировать у учащихся целостное восприятие окружающего мира.
4. Развивать у учащихся образное, критическое мышление, способность к рефлексии.
Слайд 3
Ход урока
Организационный этап – 2 мин.
Актуализация знаний –
3 мин.
Повторение классификации, физических и химических свойств оксидов (фронтальный
опрос).
Мотивация к применению знаний – 3 мин.
Теоретическая и практическая значимость химических знаний.
Применение знаний.
Защита проектов по направлениям.
Ответы на вопросы оппонентов.
Контроль усвоения знаний. Дифференцированный тест
Домашнее задание
Слайд 4
Проект информационный.
«От старинного названия к современному».
Во все
времена люди по мере возможности старались украсить свое жилище.
Эта традиция сложилась еще в доисторическую эпоху. Первобытные художники оставили на стенах пещер многочисленные изображения животных и сцен из жизни.
Самые первые рисунки выполнены древнейшим красителем – сажей. А уже 30 тыс. лет назад нашим предкая были известны мел и охра.
Примерно 6 тыс. лет назад художники начали применять в качестве пигментов малахит, лазурит, киноварь, потом к ним добавились также свинцовые белила, сурик, умбра.
Все эти названия старинные, они несут на себе отпечаток не одного столетия. Основу многих пигментов (от лат. pigmentum – краска) составляют оксиды металлов – Fe, Zn, Pb, Ni, Cu и т.д.
Слайд 5
I. Загрязнение атмосферы токсичными соединениями опасно не только
для здоровья животных и человека, оно грозит разрушением и
произведениям искусства. Например, темнеет поверхность картин, написанных масляными красками, белым пигментом в которых служат свинцовые белила.
Творческий проект: «Как восстановить картины старых мастеров?»
Слайд 6
Причина этого явления – реакция основного карбоната свинца
(II) с атмосферным сероводородом, приводящая к образованию сульфида свинца
(II) – соединения черного цвета.
Слайд 7
Как вернуть картинам старых мастеров их первоначальный вид
?
Решением проблемы возвращения краскам старых мастеров
первоначального вида занимаются профессионалы – реставраторы, которые хорошо знают химию.
Но можно попробовать решить эту проблему и нам.
Слайд 8
В основе старения краски лежат химические свойства
свинцовых белил, которые представляют собой дигидроксокарбонат свинца: Pb3(OH)2(CO3)2. Под
действием сероводорода, находящегося в воздухе, свинцовые белила превращаются в черный сульфид свинца, поэтому картины постепенно темнели:
Pb3(OH)2(CO3)2 + 3H2S = 3PbS + 4H2O + 2CO2
чёрный осадок
Слайд 9
Белый цвет красок темнеет, и цветовое восприятие картины
становится совсем другим.
Обычный пероксид водорода позволяет перевести сульфид
свинца черного цвета в сульфат свинца белого цвет
PbS ↓ + 4H2O2 = PbSO4 ↓ + 4H2O
Слайд 10
Cвинцовые белила под действием сероводорода темнеют.
Возникла необходимость найти другой пигмент, который бы не
темнел под действием H2S.
С 1850 года был налажен выпуск цинковых белил (ZnO), а с 1920 года титановых белил (TiO2), которые в присутствии сернистых соединений не темнеют и цветовая гамма картин не изменяется.
При взаимодействии оксида цинка с сероводородом образуется сульфид цинка, который имеет белый цвет:
ZnO + H2S = ZnS ↓ + H2O
белый осадок
Слайд 11
II. 160 лет тому назад в одном из
журналов был опубликован очень интересный рецепт: «Раствори серебро в
селитряной кислоте и, обмокнув кисточку в сей раствор, нарисуй цветы или другие какие-нибудь украшения на белой шелковой материи и положи ее под стеклянный колокол, под которым, посредством сожжения серы, в атмосферном воздухе образуется газ…»
Слайд 12
Какие химические процессы лежат в основе наблюдаемых явлений?
Попробуем
решить и эту проблему. Прежде всего, нужно понять, что
собой представляет «селитряная» кислота.
Сразу приходит на ум название «чилийская селитра», залежи которой находятся в Чили (это вспомнили географию).
Чилийская селитра – это соль азотной кислоты, то есть нитрат натрия. Следовательно, «селитряной кислотой» может быть только азотная кислота.
Слайд 13
Серебро реагирует с
азотной кислотой с образованием нитрата серебра:
Ag + 2HNO3 ?
AgNO3 + NO2 + 2H2O
Раствор нитрата серебра является бесцветным. Если нарисовать цветы таким раствором на белой шелковой ткани, то рисунок будет бесцветным.
Под стеклянным колоколом сжигаем серу:
S + O2 = SO2 образуется оксид серы (IV), который обладает восстановительными свойствами. Что же может произойти с рисунком?
Слайд 14
SO2 + NO2 + H2O = H2SO4 +
NO
2AgNO3 + H2SO4 = Ag2SO4 + 2HNO3
Цветы, нарисованные на
белом шелке проявляются, так как по контуру выпадет темный осадок сульфата серебра.
Слайд 15
Творческий проект "Сохранение памятников культуры".
Слайд 16
Выпадение кислотных дождей в настоящее время стало широко
распространенным явлением и привело к существенному изменению экологии целых
регионов.
Слайд 17
Дождевая вода в естественных условиях нейтральна или имеет
слабокислый характер (слабоминерализованные осадки, находящиеся в равновесии с углекислым
газом при его средних концентрациях в атмосфере, имеют pН 5,6).B последние годы среднегодовые значения pН осадков достигли значения 4,1-4,3. В промышленных районах кислотность дождевой воды еще выше.
Слайд 18
В результате выпадения кислотных дождей ухудшаются питательные свойства
почвы и продуктивность сельскохозяйственных растений, разрушаются не только металлические
конструкции и сооружения (усиливается коррозия), но и многие исторические памятники.
Чтобы сохранить памятники культуры для будущих поколений, необходимо повысить их стойкость к кислотным осадкам. С этой целью их покрывают пастой, состоящей из смеси гидроксида бария и карбамида.
Проверьте эффективность защитной пасты на опыте. Какие химические реакции обуславливают защитный эффект? Почему в состав пасты входит смесь, а не одно вещество? Экспериментально подтвердите свои предположения.
Слайд 19
Памятники из мрамора, известняка, гранита, гипса, под действием
физических и химических агентов окружающей среды постепенно разрушаются. В
результате этих воздействий появляется пористость верхнего слоя, трещины.
Особенно реакционно-способны к карбонатным соединениям: SO2, NO2,HCl, CO2.
Слайд 20
***
Реставрация памятников включает в себя прежде всего снятие
загрязнений, укрепления трещин и защита от дальнейших разрушений.
Для отчистки
от грязи используют трилон Б, антисептик, воду. Для удаления пятен ржавчины используют щавелевую, плавиковую, лимонную кислоты.
Для укрепления трещин и пор используют флюатирование:
MgSiF6 + 2CaCO3 = 2CaF2 + MgF2 + SiO2 + CO2
Для предохранения скульптур от атмосферных воздействий применяют различные пасты.
Слайд 21
***
Поверхность памятников культуры покрывают смесью гидроксида бария и
карбамида не случайно. В атмосфере всегда присутствует вода, которая
растворяет гидроксид бария и при этом происходит химическая реакция:
Ва(ОН)2 + CO(NH2)2 = BaCO3 + 2NH3
Слайд 22
Образуется нерастворимый карбонат бария в виде тонкой взвеси.
В
составе кислотных осадков наряду с другими веществами входит и
серная кислота H2SO4 .
В результате взаимодействия карбоната бария с серной кислотой образуется осадок сульфата бария, который не растворяется в кислотах и защищает мрамор от дальнейшего разрушения:
ВаСО3 + H2SO4 = BaSO4 + Н2СОз
Слайд 23
Если использовать заранее подготовленный карбонат бария (BaCO3), то
защита обречена на неудачу, так как он не будет
обладать необходимой дисперсностью. При этом образуется крупные кристаллы, которые будут обладать плохой кроющей способностью и защита памятников от кислотных осадков не будет обеспечена должным образом.