Слайд 2
КНИГОПЕЧАТАНИЕ
Страной изобретения книгопечатания считается Китай. Там в
1040–1048 гг. кузнец по имени Пи Шен использовал своеобразный
наборный процесс, вырезая иероглифы на брусочках глины, обжигая их, составляя из них текст на металлической пластине и прикрепляя их к этой пластине смолой.
Слайд 4
Исследователь истории прессы Китая Линь Юйтан высокое значение
придает инициативе императора ханьской династии Уди (140-86 гг. до
н.э.). Тот учредил "Музыкальную палату" (Юэфу). Ее сотрудники собирали стихи, песни. Линь Юйтан считает, что китайская публицистика родилась в песне, а не в прозе.
Слайд 5
Официальная пресса сложилась в Китае за два столетия
до нашей эры. Первые китайские газеты (дибао) появились в
эпоху династии Западная Хань. Они представляли собой особую форму деловых документов.
В эпоху Сун (960-1279 гг.) появился своего рода секретариат императорского двора (палата "цзиньцзоуюань")..
Слайд 6
Он ведал официальной перепиской между центральным правительством и
местными властями. Эта палата публиковала вестник (чжунбао). Делался он
рукописно. Чжунбао считается своеобразной рукописной газетой
Первая китайская газета «Кинг Пао» («Столичный вестник»), выходившая в Пекине с 911 г.
Императорские декреты и придворные известия.
Слайд 7
В период правления Мин в Китае возникли специальные
издательства "баофан".
Они выпускали "столичный вестник" и рассылали его
книготорговцам.
"Баофан" принадлежали частным владельцам. Отношения к ним было скептическим, презрительным.
«Кинг Пао» на рубеже 19-20 вв. выходит в трех выпусках:
Слайд 8
1) Деловой вестник (торговля, промышленность),
2) Правительственный вестник,
3) Земский вестник (для провинции).
Первые два на желтой
бумаге, последний на – красной. Надо отметить, что эта газета помимо периодичности и тиража имела еще одно свойство, приближающее её к журналистике, - она создавалась с помощью печатного станка.
Слайд 9
В 1628-1645 гг. по стране прокатилась крестьянская война.
Китайские феодалы обратились за помощью к маньчжурским правителям. Маньчжуры
установили свое господство в Китае. Их династия Цин правила страной с 1644 по 1911 годы.
Культивировалась изолированность и замкнутость китайского общества. Поощрялись те информационные идеи, которые были обращены в "золотой век" китайской цивилизации
Слайд 10
Осуждалась практика применения пропагандистских листовок ("цзете"), имевших хождение
среди крестьян в минскую эпоху с 1368-1644 гг.
Считались
недопустимыми доски- газеты ("пайбао"), которые выпускались в ходе крестьянских восстаний под руководством Ли Цзычэна (1628-1646 гг.)
Восстание ихэтуаней (буквально — «отрядов гармонии и справедливости») против иностранного вмешательства
Слайд 11
Execution_of_Boxer_leaders at Hsi-Kou
1900-1901
Execution_of_Boxer_leaders at Hsi-Kou
1900-1901
Слайд 12
Цинские правители усилили борьбу со свободой печати в
период восстания тайпинов.
Повстанцы создали в долине реки Янцзы
"Небесное государство великого благоденствия" ("Тайпин тяньго") с центром в Нанкине (1853г.). Здесь выпускались печатные брошюры ("сяоцэцзы").
Планировалось даже выпускать газету по европейскому образцу (не удалось)
Слайд 13
Хун Сюцюань, руководитель восстания тайпинов
Слайд 14
Среди китайцев преобладали буддисты, конфуцианцы, даосисты.
Исповедовался культ
предков. Но с XVIII века и стране появились христианские
миссионеры.
Они взялись за издание газеты "Дунсиян каомэйюэ" на китайское языке.
Она выходила в течение четырех лет с 1833 по 1837 годы.
Слайд 15
С 1858 года в Гонконге стала выходить газета
"Чжунвай синьбао" (приложение к «Дейли Пресс» 1857 г.).
Ее
основателем был У Тифан.
С 1872 года печаталась гуанчжоуская "Янчэнцайсин шилу".
Императорским наместником в Гуанчжоу был Линь Цзэсюй.
Сторонник заимствования европейской культуры в Китае.
Слайд 16
Линь Цзэсюй (1785—1850) создал бюро по переводу иностранной
литературы.
Выпускал журнал «Гуанчжоуские записки», который отстаивал идеи феодального
национализма.
Линь Цзэсюй вел решительную борьбу с контрабандной торговлей опиумом в прибрежных районах страны.
Слайд 17
Линь Цзэсюй (1785—1850)
Линь Цзэсюй (1785—1850)
Слайд 18
Поскольку ввозили его иностранные, главным образом, английские купцы,
то они и пострадали от активности Линь Цзэсюя.
Англия
развернула "опиумную" войну против Китая.
После нее Линь Цзэсюй был смещен со своего поста.
На этом Настояли англичане. Но китайцы с уважением относились к Линь Цзэсюю.
Слайд 19
Одним из основоположников национальной китайской журналистики был Ван Тао
(1828-1897гг.).
Он был сыном учителя и сам учитель по
образованию.
Активно сотрудничал с участниками тайнинского восстания, пропагандист социально-экономических и культурных реформ, способных преодолеть отсталость общественной системы Китая.
Слайд 20
Ван Тао (1828-1897гг.)
Ван Тао (1828-1897гг.)
Слайд 21
В 1873 году Ван Тао создал первое независимое
издательство "Чжунхуа иньу цзунцзюй".
Оно стало выпускать в Гонконге
с 1874 года газету «Сюньхуань жибао» (Tsun-wan yat-po 1874–1947), Universal Circulating Herald), the first Chinese daily newspaper in history.
Публиковались новости со всего Китая.
Еще одну газету Ван Тао создал в Шанхае, куда переехал в 1884 году.
Слайд 23
На начальном этапе развития прессы в Китае применялся
литографический способ.
Затем удалось внедрить металлический шрифт и печатные
машины.
В 1860 году американский миссионер Уильям Гэмбл разработал технологию изготовления матриц китайского шрифта.
Слайд 24
В 1881 году была основана Государственная телеграфная компания.
В 1896 году появилась Китайская императорская почтовая служба, которая
уже в 1897 году взялась за распространение периодической печати.
Заметный толчок развитию национальной прессы на китайском Языке дало буржуазно-реформаторское движение, сформировавшееся в Китае в конце XIX века.
Слайд 25
Волна протестов прокатилась по стране в 1895 году,
когда стало известно о разгроме японцами китайского флота.
Видным
представителем реформат-го движения был ученый и политический деятель Кан Ювэй (1858 — 1927).
Основавший патриотическое общество "Союз зашиты родины", который ученые-востоковеды считают первой в истории Китая политической партией.
Слайд 26
Кан Ювэй (1858 — 1927)
Кан Ювэй (1858 —
1927)
Слайд 27
Периодическая печать для Кан Ювэя и его сторонников
сделалась основным средством пропаганды реформаторских идей.
В разных городах
Китая "Союзом защиты родины" было основано примерно 30 газет.
Этот период называют "золотой порой" китайской прессы.
В июле 1895 вместе с Лян Цичао Кан издает в Пекине неофициальную газету «Чжунвай цзивэнь»
Слайд 28
Лян Цичао (1873 —1929)
Лян Цичао (1873 —1929)
Слайд 29
Но после дворцового переворота, осуществленного кликой Цыси в
1898 году, реформаторов стали решительно преследовать, их газеты были
запрещены.
Кан Ювэй, его ближайший помощник Лян Цичао убежали за границу.
Они обосновались в Сингапуре. Здесь стали издавать газеты на китайском языке. Их объединяла антицынская направленность.
Слайд 30
Цы Си
(1835 —1908)
Цы Си
(1835 —1908)
Слайд 31
Борьба за переход на байхуа - литературный язык,
основанный на нормах разговорной речи, была начата передовыми деятелями
китайской культуры еще в первой половине XIX века.
Но результаты она принесла лишь с началом буржуазно-демократического движения в Китае.
Много сделал в этой области Янь Фу, выпускавший с 1897 года в Тэньшине газету «Говэнь бао» («Вестник оглашаемого в стране»).
Слайд 32
Янь Фу
1854—1921
(псевдоним последних лет
Юй-е Лао-жэнь -
Старец, Изживающий Дикость)
Янь Фу
1854—1921
(псевдоним последних лет
Юй-е Лао-жэнь
- Старец, Изживающий Дикость)
философ, знаменитый переводчик зап. классики, идеолог реформаторства
Слайд 33
Большую роль сыграл в реформе китайского литературного языка
Лян Цичао, ближайший помощник и ученик Кан Ювэя.
Он
свои публицистические произведения писал на байхуа и призывал к этому других авторов.
Лян Цичао был редактором ежедневной газеты "Ваньго гунбао" ("Всемирный вестник"). Она стала выходить с июня 1895 года. Активно поддерживалась сторонниками реформ.
Слайд 34
В Пекине издавался "Столичный вестник" ("Цзинбао"), печатавший лишь
правительственные распоряжения и директивы.
В соответствии с императорским указом в
Китае создается издательство (взамен реформаторского "Цянсюхуэй", которое было закрыто).
Новое издательство сосредоточилось на переводах западной художественной литературы и периодической печати.
Слайд 35
Большое влияние на становление и развитие демократической печати
Китая оказала деятельность Сунь Ят-Сена (1866 — 1925).
Родился в
бедной крестьянской семье. До 1879 года жил с родителями, учился грамоте у своего дяди, затем поехал на Гавайские острова к брату, который был старше его на 15 лет.
Сунь Мэй (брат) определил Сунь Ят-Сена в английскую миссионерскую школу в Гонолулу.
Слайд 37
В 1881 году Сунь Ят-Сен окончил ее с
отличием, а в 1883 году был отправлен братом обратно
в Китай.
В 1887 году Сунь Ят-Сен перешел в открывшийся медицинский институт в Сянгане, который окончил в 1892 году.
А в 1894 году снова приехал на Гавайские острова, где из числа китайских эмигрантов смог созвать "Союз возрождения Китая" ("Син Чжун хуэй"). Затем вернулся в Китай.
Слайд 38
Своя газета у Союза появилась в 1899 году.
Называлась "Чжунго жибао" ("Китайская газета") в Сянгане.
Название газеты
взято из лозунга борьбы с вторжением маньчжуров: "Китай - это Китай китайцев".
Главным редактором был Чэнь Шао-бо.
В создании газеты "Союзу возрождения Китая" помог адвокат Хэ Ци (британец).
Газета воевала против монархической "Партии защиты императора".