Слайд 2
Композиционное решение в дизайне имеет первоочередное значение.
Термин «композиция»
вошел в употребление в эпоху Возрождения.
Композиция — (от латинского
слова «compositio» означает «соединять», «располагать», «составлять», «складывать») - это гармоничная компоновка различных элементов, соединенная в единое изображение.
Слайд 3
Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из
которых состоит целое, придавая согласованность форме и делая доходчивым
содержание.
Слайд 4
Сущность понятия "гармония"
Гармония, в переводе с греческого, это
созвучие, согласие, противоположность хаосу.
Гармония означает высокий уровень упорядоченности
и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты.
Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.
Слайд 5
Приемы композиции
Статика – средство передачи в композиции ощущения покоя.
Вертикальное
расположение элементов (вдоль воображаемых вертикальных линий) может оптически уравновесить,
утяжелить композицию.
Даже маленькому логотипу можно придать монументальность (это нужно учитывать при разработке какого-то конкретного знака, если нужно добавить «весомость», «тяжесть», «значимость»).
Слайд 8
Композиционные приемы по созданию статичной композиции:
– распределение массы
по высоте изделия, направленной к опорной поверхности, использование опорных
элементов с повышенной площадью горизонтального деления массивного объема, расширяющимся основанием;
– отказ от диагоналей, создающих ощущение движения;
– использование симметрии и минимума свободного пространства;
– выбранный формат композиции — квадрат, треугольник, овал;
Слайд 9
Динамика - элементы, расположенные по диагональным линиям усиливают визуальное
движение, это придает экспрессивный характер изображению.
Слайд 11
Создание динамичной композиции :
– масса элементов композиции приближается
к линии, способствует созданию динамичной композиции;
– используют диагональные линии,
ритмические ряды;
– изобразить движущийся объект в момент кульминации движения и оставить перед ним свободное пространство для создания впечатления продолжительного во времени движения, которое еще совершается.
Слайд 13
Симметрия —
свойства фигур в композиции, расположенных на одном
перпендикуляре к данной плоскости
(или прямой),
по разные стороны
от нее
и на одинаковом расстоянии от нее.
Слайд 14
Симметрия — определенный порядок, с которой располагаются
повторяющиеся элементы друг относительно друга на плоскости или в
пространстве, обладает своим центром, осью и плоскостью, в зависимости от этих составляющих образуются различные виды:
– зеркальная;
– осевая — характерна для центричных объектов, которые могут вращаться, симметрия поворота;
– симметрия переноса — объекты располагаются на равном расстоянии вдоль прямой оси (орнаменты);
– винтовая — перенос элементов вдоль оси с поворотом. (объемно-пространственные композиции.
Слайд 16
Симметрия может быть полной и неполной.
Неполная симметрия
создает соотносительность масс правой и левой частей, но не
идентичность.
Слайд 17
В природе нет абсолютно симметричных объектов, при детальном
изучении оказывается, что они имеют различия в деталях —
дисимметрия — разрушение точного сходства повторяемых элементов при симметричности обшей формы.
Слайд 19
Асимметрия - отсутствие симметрии.
При асимметричной композиции большая часть
элементов смещается в сторону от воображаемой оси симметрии (или
от центра).
Слайд 20
антисимметрия — симметрия с полярно противоположными свойствами,
средство
для усиления выразительности, привлечения внимания, запоминаемости — вызывает эмоциональный
импульс, который создает впечатление изменения или движения
Слайд 21
С помощью симметрии мы можем придать статичность
изображению,
а асимметрия, наоборот, усиливает динамику. Асимметрия и динамика
не означают хаос в композиции.
В асимметрических композициях достичь равновесие тяжелее.
Достигается за счет уравновешения масс по цвету и форме, расположению в пространстве. Правильно выстроенные элементы приносят гармонию и устойчивость композиции.
Слайд 23
Формат — граница поля изображения, является композиционным средством,
позволяющим создать определенное эмоциональное и ассоциативное воздействие композиции на
зрителя.
Так как восприятие объекта совершается от общего к частному, а затем опять к общему, то формат позволяет определить форму и ритм композиционного решения при первом его восприятии.
Слайд 24
Использование различных вариантов формата: овальный, треугольный, прямоугольный и
его выбор определяется идеей создаваемого объекта.
Прямоугольный вертикальный — ощущение
вытянутости вверх, стройности, возвышенности, горизонтальный — ощущение простора, повествовательное развитие сюжета, ослабляя чувство замкнутости.
Квадратный формат — прием организации статичной композиции.
Слайд 26
Свойства формы по восприятию
Свойства формы – основная категория дизайна.
В любой композиции обязательно присутствуют какие-либо формы:
1. Геометрический вид.
Это свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем пространственным координатам, а также конфигурацией поверхности формы.
В зависимости от преобладания одного из трех измерений выделяют три основных типа формы: объемная, плоская, линейная.
Слайд 28
2. Величина.
Величина - понятие относительное.
Человек,
оценивая величину формы, соотносит ее с собой
или с
соседними
формами.
Слайд 29
3. Положение в пространстве.
Свойство этой формы,
определяется местонахождением среди других форм относительно наблюдателя в трехмерной
системе координат.
В двумерном поле листа или на экране монитора реально мы можем двигать объект в направлении вертикалей, горизонталей и диагоналей. Эффектов можно добиться всего лишь незначительным смещением фигур в любом из этих направлений.
Слайд 31
4. Зрительная масса.
Визуальная оценка зрительной массы заключается
в объеме вещества, заключенного в данную форму. Наибольшей массой
обладают формы, приближающиеся по геометрии к кубу и шару, минимальная зрительная масса у линейных форм (точка, линия).
Это надо учитывать, определяя главные и второстепенные элементы в произведении.
Слайд 33
5.Фактура и текстура.
Фактура – свойство, характеризующее внешнее строение
поверхности формы
(шероховатая или гладкая).
Текстура - материал из которого состоит
объект называется текстурой.
Дерево и полированный камень на ощупь почти одинаковы (это фактура), но рисунок материала у них абсолютно разный (это текстура).
Слайд 35
Фактура и текстура – мощнейшие средства выразительности. Их воздействие
может быть активнее, чем воздействие формы самой по себе.
Подчеркнуть, или, наоборот, исказить пропорции, собрать воедино или разбить форму, оторвать от фона или слить с ним – все это может магия фактур.
Слайд 36
6. Цвет и тон.
Одно из важнейших свойств
форм которое обладает определенным цветом и тоном. Выразительность цвета
проявляется в ярких, насыщенных цветах и контрастных сочетаниях.
Слайд 38
7. Светотень.
Благодаря игре светотени, любую композицию можно сделать
объемной, светотень добавляет реалистичность формам композиции.