Слайд 2
Постимпрессиони́зм (фр. postimpressionisme) — направление в изобразительном искусстве.
Возникло
в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не
придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации.
К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Винсент ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек.
Слайд 3
Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в
конце XIX века. Тогда состоялась последняя выставка импрессионистов и
был опубликован «Манифест символизма
» (1886) французского поэта Жана Мореаса.
Постимпрессионисты, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, начали искать методы выражения не только сиюминутного и приходящего — каждого мгновения, они стали осмысливать длительные состояния окружающего мира.
Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, повлиявшие на последующее развитие изобразительного искусства. Работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к символизму и модерну.
Слайд 4
Поль Гоген 1848 – 1903
Автопортрет, 1893
Слайд 5
Эже́н Анри́ Поль Гоге́н
7 июня 1848 — 8 мая 1903
французский живописец,
скульптор-керамист и график.
был одним из крупнейших представителем постимпрессионизма.
В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества (под влиянием Писсарро) связан с импрессионизмом.
С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов.
Слайд 6
Поль Гоген родился в Париже 7 июня
1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814—-1849), был радикальным
журналистом,; мать, Алина Мария (1825—-1867), была родом из Перу из богатой семьи.
В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис решил переехать в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал. Этим планам не суждено было сбыться. По пути в Южную Америку, на корабле, Кловис умер от сердечного приступа.
До семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери. Впечатления детства позже воплотились в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам.
В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью вернулся во Францию и жил в Орлеане со своим дедом.
Слайд 7
Гоген быстро выучился французскому языку и преуспел
в образовании. В 20 лет он на 2 года
уходит служить во флот.
В 1871 году Гоген возвращается в Париж, где получает должность биржевого брокера.
В 1873 году Гоген женился на датчанке Мэтт-Софи Гад. В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. У него появился комфортабельный дом в пригороде Парижа, любимая жена родила ему пятерых детей.
В свободное время Гоген много времени уделяет своему хобби - живописи. Началось всё с коллекционирования картин, а затем Гоген стал сам пробовать писать.
Слайд 11
После знакомства с художником-импрессионистом Камилем Писсарро, который
познакомил Гогена с другими художниками, он стал рисовать регулярно
и выставлялся на выставках импрессионистов в 1881 и 1882 годах.
В 1884 году Гоген переехал с семьёй в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Однако став заниматься живописью всё своё время, Поль оставляет жену и пятерых детей в Дании и возвращается в Париж в 1885 году.
В 1886 г. Гоген почти всё время живет в Понт-Авене (Бретань), где общается с группой художников, близких к символизму.
В 1887 г. посетил Панаму (где наблюдал строительство Панамского канала) и остров Мартиника.
В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой.
в 1889–1891 живет и работает в Ле-Пульдю (Бретань).
Слайд 12
Поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений (“Видение
после проповеди”, 1888, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; “Желтый Христос”,
1889, Галерея Олбрайта, Буффало) сблизили Гогена с символизмом.
Он создал своеобразную живописную систему – “синтетизм”, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины (“Кафе в Арле”, 1888, ГМИИ, Москва).
Слайд 13
Портрет скульптора Аубе с сыном 1882
Слайд 21
Гоген, променяв финансовый успех и карьеру на
жизнь бедного художника, неизбежно вошел в противоречие с обществом.
Неприятие было взаимным; художник считал цивилизацию «болезнью» человечества.
Неприятие современного ему общества пробудило у Гогена интерес к традиционному укладу жизни, к искусству архаической Греции, стран Древнего Востока, первобытным культурам.
В поисках гармоничной жизни, не испорченной «достижениями» цивилизации, в 1891 году он уехал на Таити.
Художник проживал в столице острова, Папеэте
В 1891-1892 годах он пишет около 80 полотен.
Слайд 22
Система «синтетизма» получила дальнейшее развитие в картинах,
написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту
тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой (“А ты ревнуешь?”, 1892; “Жена короля”, 1896; “Сбор плодов”, 1899, – все картины в ГМИИ, Москва; “Женщина, держащая плод”, 1893, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Полотна Гогена, по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка подобные панно, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн.
Слайд 29
В 1893 – 95 Гоген ненадолго возвратился
во Францию
Слайд 30
Бретонская деревня в снегу 1894
Слайд 33
В 1895 г. из-за болезни и отсутствия
средств он снова уехал в Океанию и сначала вновь поселился
на Таити.
Слайд 36
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?
1897-98
Слайд 40
В 1901 году Гоген переезжает на остров
Хива-Оа (Маркизские острова) и берёт себе в жены молодую
таитянку
Он работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом.
Несмотря на болезни, бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение над реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.
Слайд 41
Полинезийская мифология
Почти все полинезийские культуры главой пантеона признают
бога Тангароа (Тангалоа, Тагалоа, Таароа).
Полинезийские боги дублируют друг друга
в совершении таких действий, как отделение неба от земли, а также создание самой земли, людей, культуры. Преимущественно творец (демиург) — это бог морской стихии.
В подземном царстве мертвых По, где царствует хозяин (хозяйка) смерти Мира, души обычно погибают. Но души вождей и героев, по представлениям западных полинезийцев, отправляются в страну Пулоту, а соответственно представлениям, которые властвуют в других частях Полинезии, возвращаются на острова.
Мауи — герой-полубог. Он приносит людям огонь уничтожает чудовищ, изобретает разнообразные орудия и оружие, принимает участие в создании кокосовых орехов и собак.
Мауи вступает в постоянные конфликты и соревнования с богами, пытаясь отнять у них часть сил и привилегий в пользу людей, а также показать собственное преимущество над ними.
Подобно богам, Мауи наделен особой силой (имела). Он гибнет при попытке уничтожить богиню смерти и тем самым подарить людям бессмертие. В центральной Полинезии есть верование о Мауи как о благородном полубоге, действующем вместе с богами.
Слайд 47
Полет (Таитянская идиллия) 1902
Слайд 48
Гоген умер на Хива-Оа 8 мая 1903
г.
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906
году в Париже было выставлено 227 его работ.
Слайд 49
Винсент ван Гог
1853 - 1890
"Автопортрет в качестве художника"
дата
неизвестна
Слайд 50
Подавляющее большинство популярных источников о жизни Ван
Гога, в том числе роман И. Стоуна "Жажда жизни",
являются художественными произведениями, имеющими крайне мало общего с реальностью.
Вопреки распространённому мифу, Ван Гог никогда не бедствовал, напротив - был весьма популярным и удачливым художником.
Его картины активно раскупались и превозносились критикой. Сохранились документы о продажах его 14-ти картин, но это лишь капля в море.
Известная легенда о собственноручно отрезанном ухе - не более чем легенда. Ван Гог лишился лишь мочки, скорее всего, в драке с Гогеном.
Слайд 51
Daily Telegraph, 5 мая 2009 года:
все
британские газеты, сообщают о том, что свое, ставшее знаменитым,
левое ухо Ван Гог себе вовсе не отрезал в припадке безумия. В пылу ссоры его отрубил шпагой его друг Поль Гоген.
Расхожую версию о членовредительстве Ван Гог придумал, чтобы защитить от правосудия Гогена, и что друзья поклялись молчать о том, что на самом деле произошло. Произошло же, как полагают ученые, вот что: когда Гоген разругался с Ван Гогом и решил уехать из его дома в Арле на юго-западе Франции, он вышел из дома с чемоданом и своей бессменной шпагой в руках. Его стал догонять Ван Гог, ранее зашвырнувший в друга стаканом. У дверей местного борделя ссора достигла апогея, и Гоген отрезал Ван Гогу ухо то ли защищаясь, то ли придя в бешенство. Затем он выбросил шпагу в Рону, Ван Гог же отдал ухо проститутке и поплелся домой, где на следующий день его навестила полиция.
Новые данные опираются на переписку между Ван Гогом и его братом Тео, в которой художник намекает на то, что произошло на самом деле. "Он пишет, что ему повезло, что у Гогена не оказалось пулемета или другого огнестрельного оружия, потому что он сильнее и его чувства сильнее", - поведал автор новой теории Ханс Кауфман газете Daily Telegraph.
На это же указывают и непонятные доселе на картине зигзаги над ухом.
Слайд 52
В. Голубев
«Митьки отдают свои уши Ван Гогу»
1987
Слайд 53
Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853
года в деревушке Грот-Зюндерт на юге Нидерландов, недалеко от
бельгийской границы.
Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома.
1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту.
В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. На этом заканчивается его формальное образование. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…».
Слайд 55
Ровно за год до его рождения, день
в день, его мать родила другого ребенка, также названного
Винсентом. Он родился мертвым.
Существует мнение, что Винсент Ван Гог пережил психологическую травму из-за того, что был как бы заменителем того ребенка, своего брата, носившего то же имя и родившегося в тот же день.
Однако, эта теория необоснованна и документального подтверждения не имеет.
Слайд 56
В июле 1869 года Винсент устраивается на
службу в гаагский филиал художественно-торговой фирмы Goupil & Cie,
владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её.
В Лондоне Винсент становится успешным дилером, и в возрасте 20 лет зарабатывает уже больше, чем его отец.
После неудачной любовной истории Винсент потерял интерес к работе; его переводят в Париж, потом снова в Лондон, затем опять в Париж и в конце концов в марте 1876 г. его уволили из фирмы.
Слайд 57
В Лондоне Ван Гог снял
комнату в доме Урсулы Лойер и ее дочери Евгении.
Говорят, Винсент был влюблен в Евгению, хотя многие ранние биографы ошибочно называют ее именем матери, Урсулы. В дополнение к этой неразберихе с именами, которая существует уже десятилетия, последние исследования свидетельствуют о том, что Винсент вовсе не был влюблен в Евгению, а, скорее, в немку по имени Каролина Хаанебик. Что же было на самом деле остается неизвестным.
Слайд 58
Во второй половине 1870-х Ван Гог пытался
работать учителем, помощником пастора, продавцом в книжном магазине; готовился
к поступлению в университет на отделение теологии, обучался в миссионерской школе, проповедником.
Он собирался стать священником, но позже отказался от этих планов.
Хотя Винсент был полон стремлений стать в перспективе священником, его проповеди были довольно тусклые и безжизненные. Как и его отец, Винсент имел страсть к проповедованию, но ему так же, как и его отцу, ему не хватало эмоциональности и способности завладеть аудиторией.
Слайд 59
Винсент Ван Гог встретил Класину Марию Хурник
(1850-1904) в конце февраля 1882 года в Гааге. В
то время она носила под сердцем своего второго ребенка Вскоре эта женщина, известная как Син, переехала к Винсенту.
Они прожили вместе следующие полтора года. Их отношения были довольно бурными, из-за неустойчивых характеров обоих, а также из-за того, что они долго жили в абсолютной нищете. Письма к Тео показывают, что Винсент был привязан к Син и, особенно, к ее детям, но искусство всегда было на первом месте для него – исключая, конечно, другие потребности, например, пищу.
Син и ее дети позировали для десятков работ Винсента, и за этот период он значительно вырос как художник. Ранние, более простые его рисунки шахтеров в Боринаже явились подспорьем для более совершенных и эмоционально наполненных работ. Возьмем, например, «Син, Сидящая на Корзине, с Девочкой». В этой картине Винсент мастерски передал тихий семейный уют, и подчеркнул чувство отчаяния – ощущения, которые олицетворяют 19 месяцев совместной жизни с Син.
Слайд 62
Натюрморт с топинамбуром и картофелем 1884
Слайд 63
Улица с тополями на закате
1884
Слайд 65
Крестьянка, копающая картофель
1885
Слайд 66
В 1880-х Ван Гог обратился к искусству.
Он
посещал Академию художеств в Брюсселе (1880—1881) и Антверпене (1885—1886),
с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников.
В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Крестьянка», 1885; «Едоки картофеля», 1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.
В 1886-1888 Ван Гог жил в Париже, посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога П. Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена.
В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Мост через Сену», 1887, «Папаша Танги», 1887).
Слайд 72
Последние годы - творческий расцвет Ван Гога
В
1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно
определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жатва. Долина Ла-Кро», 1888), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле», 1888). В последнюю неделью своей жизни Ван Гог пишит свою последнюю и знаменитую картину: Вороны на пшеничном поле.
Слайд 74
Красные виноградники в Арле 1888
Слайд 76
Терраса ночного кафе в Арле
1888
Слайд 78
Красные виноградники в Арле 1888
Слайд 80
Творчество двух последних лет жизни ван Гога
отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма
и фактуры, резкими сменами настроений - от исступленного отчаяния ("У врат вечности", 1890) и безумных визионерских порывов ("Дорога с кипарисами и звёздами", 1890) до трепетного чувства просветления и умиротворённости ("Пейзаж в Овере после дождя", 1890).
Творчество ван Гога отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры.
Слайд 82
Автопортрет с отрезанным ухом
1889
Слайд 83
Пшеничное поле с кипарисами 1889
Слайд 85
Кипарисы под звездным небом
(Пейзаж с дорогой, кипарисом и
звездой) 1889
Слайд 86
Разгульный образ жизни и пьянство привели Ван
Гога к психической болезни.
Он оказался в клинике для
душевнобольных в Арле (врачи поставили диагноз «эпилепсия»), затем в Сен-Реми и в Овер-сюр-Уаз.
27 июля 1890 г., выйдя на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца, а затем вернулся и лег в свою постель, где и был обнаружен.
Слайд 88
Пейзаж в Овере после дождя 1890