Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Русская культура XVII века

Содержание

Характерные черты культуры: 1. усиление светского начала; 2. секуляризация (от позднелатинского, saecularis – мирской, светский) процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии.
Русская культура 17 века   План: 1. Культурный смысл церковного раскола. 2. Новые тенденции художественного творчества. Характерные черты культуры:  1. усиление светского начала;  2. секуляризация (от 17 столетие было сложным и противоречивым в истории России:  - кризис Раскол Каким путем идти России?    Новым европейским			самобытным, с сохранением 					традиций Весь 17 век был временем перехода от средневековых художественных методов к художественным Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах культуры, нашла свое выражение и в Икона «Иоанн Предтеча в пустыне»,  1-я четверть XVII века, Строгановская школа Прокопий Чирин,  Иоанн Предтеча — Ангел пустыни Прокопий Чирин,  Дмитрий Солунский и Дмитрий-царевич Прокопий Чирин,  Никита Воин. 1593 г. Внизу  Никифор Савин «Троица новозаветная».   Справа  Никифор Савин «Ангел Никифор Савин,  Чудо Георгия о змие.  1я пол. XVII в. С другой стороны, в живописи наблюдаются упорные попытки превратить традиционное в догму, Роспись церкви Благовещения в Сольвычегодске, сюжет «Благовещение» (в навершии иконостаса). Росписи церкви Благовещения в Сольвычегодске Переоценка древнерусских традиций иконописи связана с именем крупнейшего мастера того времени – С. Ушаков, «Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери», «Насаждение древа С. Ушаков, Троица ветхозаветная, 1671  А. Рублев, Троица, 15 в. С. Ушаков, Богоматерь Елеуса Киккская (Богородица Умиление), 1668  Название иконы связано Новым явлением в живописи 2-й половины 17 века стал первый светский портретный Надгробный портрет Скопина-Шуйского, 1670-е В 17 веке большого развития достигает строительство. Активно развивается гражданское, светское строительство, Палаты К.И. Коробова в Калуге в 17 веке В деревянной храмовой архитектуре наряду с клетскими храмами (прямоугольный сруб – клеть, Церковь Преображения в Кижах,  1694 – 1714гг. Для каменного храмового зодчества характерны затейливость, асимметричность конструкции, фасады церквей становятся полихромными, Церковь Рождества Богородицы в Путинках, 1649 – 1652 гг., Москва  вверху храм в 1880-е гг. После окончания смутного времени начались активные поиски нового стиля, соответствующего духу времени. Церковь Параскевы Пятницы в Охотном Ряду, 1686-1687, основатель В. В. Голицын Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, 1690—1694 годы, основатель Л.К. Нарышкин   Пятиярусная Храм в 1888 году Сухарева башня —  пример гражданской архитектуры московского барокко, 1695 г. (разрушена в 1934г.) Церковь Знамения в Дубровицах, 1690 – 1704 годы Домашнее задание: А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая, МХК, стр. 413 – 416, прочитать,
Слайды презентации

Слайд 2 Характерные черты культуры: 1. усиление светского начала; 2. секуляризация (от

Характерные черты культуры: 1. усиление светского начала; 2. секуляризация (от позднелатинского,

позднелатинского, saecularis – мирской, светский) процесс освобождения культуры от монополии

религиозной идеологии.

Слайд 3 17 столетие было сложным и противоречивым в истории

17 столетие было сложным и противоречивым в истории России: - кризис

России: - кризис государственной власти (быстрая смена царей, военная польская

интервенция, смута); - в правление царя Алексея Михайловича Романова (1645 – 1676) произошло усиление централизованной власти, окончательно оформилось крепостное право (Соборное Уложение 1649); - Украина воссоединилась с русским государством, границы которого расширились за счет покорения Сибири и Дальнего Востока; - были подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и крестьянская война под предводительством Степана Разина (1670 – 1671); - раскол - отделение значительной части русского православного общества от господствующей русской православной церкви.

Слайд 4 Раскол Каким путем идти России?   Новым европейским самобытным, с сохранением традиций

Раскол Каким путем идти России?   Новым европейским			самобытным, с сохранением 					традиций

предков Патриарх Никон протопоп Аввакум   Исправление русской реформа должна коснуться только православной обрядности

церковной организации и нравственности исправление некоторых исправление богослужебных книг следовало положений в русских производить по старым русским богослужебных книгах рукописям по греческому образцу

Слайд 5 Весь 17 век был временем перехода от средневековых

Весь 17 век был временем перехода от средневековых художественных методов к

художественных методов к художественным методам нового времени. Искусство этого

времени чрезвычайно усложняется, становится разнообразным и противоречивым. Кризис средневековой системы ценностей, возросший интерес к человеку, «обмирщение» культуры разрушали каноны средневекового искусства.

Слайд 6 Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах культуры, нашла

Переоценка ценностей, происходившая во всех сферах культуры, нашла свое выражение и

свое выражение и в живописи. Здесь, с одной стороны, заметно

стремление вырваться из-под власти устаревших традиций, канона. Эти веяния особенно заметны в работах мастеров Строгановской школы. Основные черты строгановской художественной манеры: - изысканный рисунок; - богатство красок; - сложная многофигурная и многоплановая композиция; - правдивое изображение природы; - высокая живописная техника с тонкой прорисовкой изображений золотом, тщательность отделки, любовь к узорчатому орнаменту, свобода в передаче движения; - большое значение придавалось мелким деталям и подробностям сюжета; - колористическое решение выполнено в сдержанных тонах.

Слайд 7 Икона «Иоанн Предтеча в пустыне», 1-я четверть XVII

Икона «Иоанн Предтеча в пустыне», 1-я четверть XVII века, Строгановская школа

века, Строгановская школа


Слайд 8 Прокопий Чирин, Иоанн Предтеча — Ангел пустыни

Прокопий Чирин, Иоанн Предтеча — Ангел пустыни

Слайд 9 Прокопий Чирин, Дмитрий Солунский и Дмитрий-царевич

Прокопий Чирин, Дмитрий Солунский и Дмитрий-царевич

Слайд 10 Прокопий Чирин, Никита Воин. 1593 г.

Прокопий Чирин, Никита Воин. 1593 г.

Слайд 11 Внизу Никифор Савин «Троица новозаветная».  Справа Никифор Савин «Ангел

Внизу Никифор Савин «Троица новозаветная».  Справа Никифор Савин «Ангел хранит тело и душу спящего»

хранит тело и душу спящего»


Слайд 12 Никифор Савин, Чудо Георгия о змие. 1я пол.

Никифор Савин, Чудо Георгия о змие. 1я пол. XVII в.

XVII в.


Слайд 13 С другой стороны, в живописи наблюдаются упорные попытки

С другой стороны, в живописи наблюдаются упорные попытки превратить традиционное в

превратить традиционное в догму, любой ценой сохранить старое во

всей его неприкосновенности. В духе традиций прошлого работали мастера Годуновской школы, которые ориентировались на древнерусскую «классику» (иконопись А. Рублева, Дионисия). Например: - росписи Грановитой и Патриаршей палат Московского Кремля; - стенопись Спасо-Преображенской церкви в Больших Вяземах; - часть росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря, которая датируется концом XVI века; - стенопись церкви Благовещения в Сольвычегодске.

Слайд 14 Роспись церкви Благовещения в Сольвычегодске, сюжет «Благовещение» (в навершии иконостаса).

Роспись церкви Благовещения в Сольвычегодске, сюжет «Благовещение» (в навершии иконостаса).

Слайд 15 Росписи церкви Благовещения в Сольвычегодске

Росписи церкви Благовещения в Сольвычегодске

Слайд 16 Переоценка древнерусских традиций иконописи связана с именем крупнейшего

Переоценка древнерусских традиций иконописи связана с именем крупнейшего мастера того времени

мастера того времени – Симона Ушакова (1626 – 1686)

- художник, график, теоретик живописи. Его труд «Слово любителю иконного писания» содержал новые для русского изобразительного искусства взгляды на «иконотворение». Прежде всего, мастер требовал от живописцев правдивого изображения, «как в жизни». Ушаков творил на грани 2х великих традиций – древнерусской и новой, реалистической. Каждая его работа отмечена этой двойственностью. Икона Спас Нерукотворный, написан для Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году

Слайд 17 С. Ушаков, «Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе

С. Ушаков, «Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери», «Насаждение

Божией Матери», «Насаждение древа государства российского»), 1668 г. На фоне Успенского

собора изображены первый московский митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Они сажают и поливают дерево, которое как бы прорастает сквозь Успенский собор, заполняя ветвями всю поверхность иконы.  На ветвях древа — медальоны с изображением московских святых, а в центральном самом большом медальоне — образ Богоматери Владимирской. За кремлёвской стеной стоят царь Алексей Михайлович и его первая жена Мария Ильинична с детьми. Наверху в облаках Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича: царь небесный венчает царя земного.

Слайд 18 С. Ушаков, Троица ветхозаветная, 1671 А. Рублев, Троица, 15

С. Ушаков, Троица ветхозаветная, 1671 А. Рублев, Троица, 15 в.

Слайд 19 С. Ушаков, Богоматерь Елеуса Киккская (Богородица Умиление), 1668 Название

С. Ушаков, Богоматерь Елеуса Киккская (Богородица Умиление), 1668 Название иконы связано

иконы связано с Киккской обителью на Кипре, где до

сих пор храниться древний прославившийся образ, по преданию написанный евангелистом Лукой. "Елеуса" в дословном переводе с греческого - "милующая", или, как говорили на Руси, "умиление".

Слайд 20 Новым явлением в живописи 2-й половины 17 века

Новым явлением в живописи 2-й половины 17 века стал первый светский

стал первый светский портретный жанр – парсуна (от слова

персона, т. е. портрет реального лица). Именно с парсун началось развитие русской портретной живописи. Парсуна – это портрет реального исторического лица, выполненный иконописной техникой. Алексей Михайлович в «большом наряде», 1682

Слайд 21 Надгробный портрет Скопина-Шуйского, 1670-е

Надгробный портрет Скопина-Шуйского, 1670-е

Слайд 22 В 17 веке большого развития достигает строительство. Активно

В 17 веке большого развития достигает строительство. Активно развивается гражданское, светское

развивается гражданское, светское строительство, которое в начале века было

в основном деревянным, а к концу столетия все чаще использовался камень. Для строительства жилых построек наиболее был характерен тип повторяющий планировку жилых хором, состоящий из 2-х квадратных в плане помещений с продолговатыми сенями между ними. Нижний этаж занимали хозяйственные и складские помещения. Фасады украшали плоскими лопатками или колонками, окна обрамляли наличниками. Палаты К.И. Коробова в Калуге.

Слайд 23 Палаты К.И. Коробова в Калуге в 17 веке

Палаты К.И. Коробова в Калуге в 17 веке

Слайд 24 В деревянной храмовой архитектуре наряду с клетскими храмами

В деревянной храмовой архитектуре наряду с клетскими храмами (прямоугольный сруб –

(прямоугольный сруб – клеть, покрытый двухскатной кровлей, на которой

возвышается маковка с крестом) используются и шатровые храмы. Для создания богатого, сложного силуэта зодчие часто используют многоглавие. Церковь Преображения в Кижах, 1694 – 1714гг.

Слайд 25 Церковь Преображения в Кижах, 1694 – 1714гг.

Церковь Преображения в Кижах, 1694 – 1714гг.

Слайд 26 Для каменного храмового зодчества характерны затейливость, асимметричность конструкции,

Для каменного храмового зодчества характерны затейливость, асимметричность конструкции, фасады церквей становятся

фасады церквей становятся полихромными, используется яркая раскраска деталей. Церковь Троицы

в Никитниках, 1-я половина 17 в., Москва

Слайд 27 Церковь Рождества Богородицы в Путинках, 1649 – 1652

Церковь Рождества Богородицы в Путинках, 1649 – 1652 гг., Москва вверху храм в 1880-е гг.

гг., Москва вверху храм в 1880-е гг.


Слайд 28 После окончания смутного времени начались активные поиски нового

После окончания смутного времени начались активные поиски нового стиля, соответствующего духу

стиля, соответствующего духу времени. С начала 1680-х до первых лет 1700-х гг. в

Москве складывается стиль московское барокко - основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре.

Слайд 29 Церковь Параскевы Пятницы в Охотном Ряду, 1686-1687, основатель

Церковь Параскевы Пятницы в Охотном Ряду, 1686-1687, основатель В. В. Голицын (разрушена в 1928 г.)

В. В. Голицын (разрушена в 1928 г.)


Слайд 30 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, 1690—1694 годы, основатель

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, 1690—1694 годы, основатель Л.К. Нарышкин  Пятиярусная

Л.К. Нарышкин  Пятиярусная центрическая в плане церковь. На первом этаже

(подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного (не отапливаемая), использовалась в летнее время.

Слайд 31 Храм в 1888 году

Храм в 1888 году

Слайд 32 Сухарева башня — пример гражданской архитектуры московского барокко, 1695

Сухарева башня — пример гражданской архитектуры московского барокко, 1695 г. (разрушена в 1934г.)

г. (разрушена в 1934г.)


Слайд 33 Церковь Знамения в Дубровицах, 1690 – 1704 годы

Церковь Знамения в Дубровицах, 1690 – 1704 годы

  • Имя файла: russkaya-kultura-xvii-veka.pptx
  • Количество просмотров: 125
  • Количество скачиваний: 0