Слайд 2
Винсент Ван Гог
o Биография:
Винсент Ван Гог
родился в деревушке Грот-Зюндерт в провинции Северный Брабант на
юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. 30 марта 1853 года. Ван Гог был первым ребенком в семье (не считая родившегося мертвым брата). Отца звали Теодор Ван Гог, мать - Корнелией. Семья была большая: два сына и три дочери. В роду Ван Гога все мужчины так или иначе имели дело с картинами либо служили церкви. Уже к 1869 году, не закончив школу, Винсент стал работать в фирме, которая продавала картины. По правде говоря, у Ван Гога не получалось хорошо продавать картины, но зато он обладал безграничной любовью к живописи, а также ему хорошо давались языки. В 1873 году, в 20-летнем возрасте, он попал в Лондон, где провел 2 года, которые изменили всю его жизнь.
Слайд 3
К 27-ми годам Ван Гог понял, в
чем его призвание в этой жизни, и решил, что
должен во что бы то ни стало стать художником.
Хоть Ван Гог и брал уроки рисования, его можно с уверенностью считать самоучкой, потому что он сам штудировал многие книги, самоучители, срисовывал картины известных художников. Поначалу он хотел стать иллюстратором, но затем, когда брал уроки у своего родственника-художника - Антона Моуве, написал свои первые работы маслом. В 1885 году Винсент поселился в Антверпене, где посещал занятия в Академии искусств. Затем, в 1886 году, Ван Гог снова возвращается в Париж, к своему брату Тео, который на протяжении всей жизни помогал ему как морально, так и финансово. Франция стала вторым домом для Ван Гога. Именно здесь он и прожил всю оставшуюся жизнь. Он не чувствовал себя здесь чужим.
Слайд 4
Девушка в белом. Ван Гог. 1890 Холст, масло
66,7 х 45,8
Это одна из самых проникновенных и красивых
по колориту картин художника. Хрупкое тело девочки, ее длинные худые руки с большими непропорциональными кистями, опущенные плечи, рассеянный взгляд больших глаз - все это передает ощущение тоски. И хотя вокруг героини распростерлась нежная зелень лета, она стоит среди колосьев пшеницы, будто покинутый всеми, одинокий дух полей. Хлеба и цветки маков написаны Ван Гогом абстрактно и в то же время узнаваемо. Известно, что мастер работал над картиной больше обычного, пытаясь изобразить различные зеленые тона злаков, качающихся под порывом ветра.
Слайд 5
Кипарисы. Ван Гог. 1889
Холст, масло 93,4 х
74
Отобразить зеленое дерево, особенно его темную крону, названную
Ван Гогом «черным пятном в солнечном пейзаже», оказалось сложной задачей для живописца. Художник использовал в изображении кипарисов те же средства художественной выразительности, которыми обычно пользовался для воспроизведения человеческой фигуры. Подобный ход, помимо придания особого значения кипарисам, наделяет их человеческими характеристиками. Похоже, Ван Гог остался доволен своей работой. В одном из писем брату Тео он описал ее следующим образом: «Деревья огромны и могучи. Первый план с кустами ежевики и подлеском очень низок. Позади - лиловые холмы, зелено-розовое небо с луной».
Слайд 6
Ночная терраса кафе. Ван Гог. 1888 Холст, масло
80,7 х 65,3
Работа создана в Арле, в тот период
творчества, когда ни одно полотно не обходилось без любимой мастером желтой, солнечной краски. Другой страстью художника было ночное небо, усеянное звездами. В этой работе эти две страсти соединились воедино. Картина интересна тем, что ни одной капли черной краски на изображение ночного пейзажа не потрачено. Сам этот факт кажется невероятным. Глядя на уникальную работу, зритель с удивлением замечает, что ночь может быть столь разноцветной. Источник света - желтый фонарь террасы, который непостижимым образом окрашивает ночной уголок городка в самые романтичные цвета - от розового до нежно-сиреневого. Люди, присутствующие на картине, играют роль второстепенных деталей, своеобразной декорации, играющей роль фона. Главные действующие "лица" картины: ночное небо и желтый цвет.
Слайд 7
Пейзаж в Овере после дождя. Ван Гог. 1890
Холст, масло 72 х 90
В картине «Пейзаж в
Овере после дождя» поражает бесконечность пространства. Возникает ощущение, что не человек смотрит на природу, а природа глядит на него. «Голубые глаза огородов» - эта метафора Юрия Олеши как нельзя лучше выражает первое впечатление от полотна Ван Гога.
Образ будто умытой дождем земли трогает прозрачностью и свежестью. Пейзаж воспринимается как созданный непосредственной и наивной детской рукой: и нелепая повозка, и «карточные», хрупкие белые домики с яркими крышами, и высокая линия горизонта, и густой дым, идущий из трубы игрушечного паровозика. Кажется, что весь этот мир, словно заново увиденный художником, сотворен на глазах зрителя.
Слайд 8
Подсолнухи. Ван Гог. 1888
Холст, масло 92,1 х
73
«Подсолнухи» Ван Гога имеют такое же значение в его
творчестве, как «Джоконда» для Леонардо, «Сикстинская Мадонна» для Рафаэля, «Черный квадрат» для Малевича. Эти полотна в определенном смысле являются «синонимами» художников.
Арльский цикл, в который входит лондонская картина, предназначался для украшения комнаты друга-живописца Поля Гогена.
В работе над циклами Ван Гог применил особую технику письма - импасто. Ее суть в том, что краски наносятся очень густым слоем и применяются не только традиционные кисти, но еще и нож. Так создавалась особая шероховатая поверхность, рельефный рисунок.
«Подсолнухи» не раз копировали (подделывали), зачастую преуспевая в техническом отношении, но никогда - в «личностном».
Слайд 9
Розовые розы. Ван Гог. 1890 Холст, масло 32
х 40
Блеклые розы на ярком фоне - вот нехитрое
содержание натюрморта. Автор оптически "отрывает" розы от полотна и предлагает зрителю внимательнее рассмотреть цветы, изменить к ним отношение. Вся жизнь художника прошла в борьбе за признание своего права иметь особенный взгляд на окружающий мир.
Натюрморт с розами - отчаянная попытка привлечь внимание к своему творчеству. В этом случае автор отказывается от своих любимых ярких цветовых сочетаний. Колорит работы мягкий и ненавязчивый. Только одна из роз окрашена совсем неавторским цветом - цветом крови.