Слайд 2
С творчеством Ф.И.Тютчева мы знакомы с детства.
Кто из
вас не помнит эти строчки:
Люблю грозу в начале мая,
Когда
весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом… ?
«Чародейкою - Зимою
Околдован лес стоит…»
Слайд 3
Сначала эти произведения представляются нам стихотворениями о природе.
«Зима
недаром злится:
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит
со двора…»
«Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…»
Слайд 4
Фёдор Иванович Тютчев
Пейзажная
лирика одна из основных в творчестве поэта. Точнее её
следует назвать – пейзажно-философской. Природа у Тютчева – живой, чувствующий организм. И сам пейзаж у Тютчева показан через лирические переживания человека, связан с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о любви, о человеческой судьбе.
Слайд 5
Ф.И Тютчев жил Петербурге, изредка
приезжая в своё родное село Овстуг в Орловской губернии.
Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы. 22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать. Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение. И вот что получилось.
История создания стихотворения
Слайд 6
Серп – ручное орудие, служащее для срезания колосьев
при уборке хлебов.
Словарная работа
Слайд 7
Борозда - длинная канавка на поверхности почвы, проведенная
плугом, служащая для посадки в нее растений.
Словарная работа
Слайд 8
Праздный – пустой, ничем не занятый; чуждый забот
и тревог, погруженный в покой.
Словарная работа
Слайд 9
Лазурь - светло-синий цвет, синева (устар. и высок)
Словарная
работа
Слайд 11
Анализ стихотворения стр.279
1. История создания стихотворения. Стихотворение «Есть
в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857
года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг в Москву, …
2. Жанр (пейзажная лирика). Тема (о чём?)
3. Идея ( для чего написано, что хотел передать автор?)
4.Композиция.
5. Какой образ рисует автор?
6. Какие чувства передаёт лирический герой?
7. Тропы (эпитеты, сравнения, метафоры…)
8.Синтаксис (предложения, знаки препинания, антитеза, инверсия).
9. Лексика (устаревшие слова – торжественность).
10. Размер (ямб, хорей), рифма (парная, перекрёстная, опоясывающая).
11. Мои ощущения при чтении стихотворения.
Слайд 12
История создания.
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф.
И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из
имения Овстуг в Москву, вдохновленный окружающей картиной поэт быстро набросал строки стихотворения в записную книжку. Относящееся к зрелой лирике (на момент написания поэту было 54 года) стихотворение впервые увидело свет в 1858 году - оно было опубликовано в журнале «Русская беседа».
Слайд 13
Тема.
Проникнутая тончайшим лиризмом пейзажная зарисовка запечатлела картину самого начала осени,
той поры, которая традиционно называется «бабьим летом». На период
начала осени указывает создающий настроение раздумья эпитет «первоначальной» в нулевом названии стихотворения. Признанный мастер, Тютчев сумел описать в стихотворении переходный период, зыбкую грань между летним расцветом и зарождением нового времени года.
Слайд 14
Идея.
. Поэт сравнивает осень с закатом жизни, но
не с приближающейся старостью, а со зрелостью и мудростью,
которую дает прожитый возраст. Тютчев охватывает поэтическим взором все огромное пространство – от кажущихся необъятными опустевших полей до мельчайшей детали – тонкого волоса паутины. Оглядываясь на прожитые годы, человек особенно остро ощущает в такие моменты свою принадлежность к этому миру, свое единство с природой. Именно поэтому стихотворение, словно сотканное из легкого прозрачного осеннего воздуха, вызывает светлую печаль и нежную грусть.
Слайд 15
Композиция.
По строению стихотворение состоит из 3 строф, каждая
из которых посвящена определённой микротеме.
В 1 строфе автор описывает
уникальность как дня, так и вечера в эту дивную пору.
Эпитет «хрустальный» по отношению к дню вмещает и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Слово «хрустальный» передает звонкость осеннего дня, создавая ощущение хрупкости этой красоты.
Эпитет «лучезарны вечера» передает появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем. По всей земле светило разливает теплый свет. Прозрачно-голубое небо («чистая и теплая лазурь») празднует вместе с землей наступление осени.
Слайд 16
Композизия.
Во 2 строфе взгляд поэта устремляется на простор
праздного поля. Тесная взаимосвязь природы и человека, характерная для
творчества Тютчева, ярко проявляется в стихотворении введением в пейзаж образа поля и метонимий «падал колос» и «серп гулял».
В 3 строфе все явственнее ощущается дыхание осени и звучит напоминание о грядущей зиме («но далеко еще до первых зимних бурь»). С восклицанием поэта о пустоте («Теперь уж пусто все») появляется мотив звенящей тишины («птиц не слышно боле»), несущей покой и умиротворение. И природа, и человек нуждаются в этой паузе, возможности насладиться тишиной и разлитой в пространстве гармонией
Слайд 17
Образы.
Чуткий певец природы, Тютчев свойственными только ему красками
создал в стихотворении пленяющую своей красотой картину ранней осени
– наполненное одухотворенными образами воплощение гармонии мира.
Чувства и настроение лирического героя совпадают с авторскими. Это тихий восторг и любование яркими и в то же время хрупкими картинами осени.
Слайд 18
Тропы.
Ведущую роль в раскрытии образа ранней осени играют в стихотворении эпитеты.
Называя эту пору«дивной», Тютчев указывает не только на ее
красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный теплый привет от уходящего лета.
Эпитет «хрустальный» по отношению к дню создаёт ощущение хрупкости этой красоты.
Слайд 19
Тропы.
Стихотворение изобилует не только эпитетами, но и другими средствами
выразительности: метафорами («льется чистая и теплая лазурь»),
сравнениями («весь день стоит как бы
хрустальный»), олицетворениями («паутины тонкий волос»).
Слайд 20
Синтаксис.
Все стихотворение представляет собой три длинных предложения. Повтор
многоточий создает атмосферу размышлений, ощущение недосказанности, рождающее различные ассоциации.
Тютчев использует антитезу(серп гулял – пусто все) и такую разновидность метонимии, как синекдоха: серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос. Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных.
Слайд 21
Лексика.
Стихотворение звучит несколько торжественно, так как в нём
использованы слова высокой лексики «боле», «лучезарны», «лазурь».
Слайд 22
Размер. Рифма.
Состоящее из трех строф стихотворение написано разностопным ямбом;
двухсложная стопа имеет ударение на втором слоге. Поэт использует перекрестную
рифмовку в первых двух строфах и охватную (опоясывающую) рифмовку в последней строфе. Ритм стихотворения очень музыкальный.
Слайд 23
Моё впечатление.
И. Левитан «Золотая осень»