Слайд 2
Учитель появлялся в центре внимания кинорежиссёров в 1930-40-е
годы, он приравнивался в своей социально-культурной роли к революционеру,
подвижнику, строителю нового общества.
Слайд 3
Культуролог и киновед Н. Нусинова:
«С момента возникновения
советского кино его создатели были одержимы идеей создания нового
человека, достойного жить в новом, коммунистическом мире»
Слайд 4
Создателем, творцом такого нового человека выступает в сталинском
кинематографе учитель.
Образа учителя-борца, героической личности (почти мифологического героя)
отображен в фильмах «Танька-трактирщица», «Одна», «Сельская учительница»), «Путёвка в жизнь», «Педагогическая поэма»).
Слайд 5
Сам выбор профессии учителя был показан как героический
и в некотором смысле жертвенный: фильм «Сельская учительница» (1947
г.)
Слайд 6
В кинематографе сталинской эпохи только начинает создаваться социальная
мифология советской школы, и учитель выступает в качестве проводника
по трудному пути получения знания, носителя сакральной истины, всё понимающего мудрого наставника, «демиурга, творящего новое поколение»
Слайд 7
В конце 50 и в 60- 70-е
годы в советском кино начинает формироваться более «живой», реальный,
немифологический образ учителя.
Слайд 8
В фильме «Доживем до понедельника» у учителей появляется
личное пространство.
Слайд 9
60- 70 годы актуализируют духовно-воспитательную составляющую образа учителя.
В
фильме «Розыгрыш» ученики 9-го класса разыгрывают учительницу математики, саботируя
контрольную работу по тригонометрии, коллективно солгав, что она не предупреждала о ней. И когда ложь вскрывается, Мария Васильевна даже гордится тем, что произошло: «А всё-таки контрольная состоялась, только задачи в ней были не тригонометрические, а нравственные».
Слайд 10
Борис Николаевич Свечников, директор школы в фильме «Дневник
директора школы», так определяет учительскую миссию: «Мы в школе
должны воспитывать аристократов...» и, говоря о конкретном ученике, заботится прежде всего о его личностных, не учебных, компетенциях: «Не умеет он у вас дружить... Важно, чтобы он веры в себя не терял».
Слайд 11
Нравственная проблематика показана в некоторых фильмах через обсуждение
сочинений на вольную тему.
Такова центральная интрига в фильме «Доживём
до понедельника», где результатом задания оказывается «...счастье 24-х сортов, на любой вкус. Две Катерины, один Базаров, а остальное – счастье»
Слайд 12
Марина Максимовна в фильме «Ключ без права передачи»
даёт своим десятиклассникам непростые темы: «Что бы ты сказал
человечеству, если бы тебе дали такую возможность?», «Необходимость лишнего»
Слайд 13
Сочинения на вольную тему, споры на уроке, когда
нет, кажется, ни учителей, ни учеников, а есть коллектив
единомышленников, в трудном поиске добирающихся до истины... Что-то романтическое, лицейское есть в этом кружке ребят, обступивших свою учительницу.
Слайд 14
Нельзя обойти вниманием фильмы, местом действия в которых
является вечерняя школа – своеобразный феномен советской эпохи. Это
фильмы «Весна на Заречной улице» (1957 год) и «Большая перемена» (1972 год)
Слайд 15
«Весна на Заречной улице» - это история любви
юной выпускницы пединститута Татьяны Сергеевны Левченко (Н. Иванова), направленной
в школу рабочей молодежи промышленного поселка, и ее ученика, молодого сталевара Александра Савченко (А. Рыбников), который получает знания, чтобы потом поступить в вуз и стать инженером. Сталевары, крановщики, шоферы сложный, но интересный материал для начинающего педагога.
Слайд 16
Четырехсерийный телефильм режиссера Атексея Коренева «Большая перемена», снятый
почти через двадцать лет, в 1972 году, по мотивам
повести Г. Садовникова «Иду к людям», рассказывает о молодом педагоге Несторе Петровиче Северове (М. Кононов) и его взрослых учениках, отягощенных проблемами, семейными отношениями и недоразумениями.
Слайд 17
Смена социально-политической обстановки, политического курса страны нашла отражение
в «Весне на Заречной улице» и «Большой перемене», но
идеологический подтекст анализируемых фильмов созвучен: именно рабочий класс является основной составляющей структуры советского общества, носителем необходимого для советского человека знания. И поэтому рабочий человек может научить учителей (интеллигенцию), тому, чему невозможно научиться ни в одном институте: быть настоящим советским человеком.
Слайд 18
1 этап. а) Учитель – глашатай революции, партиец,
борец за советские идеалы, воспринимаемый как представитель важной профессии,
но ещё только утверждающий серьёзное место и роль учителя в социальной и духовной жизни молодой советской страны (в фильмах «Танька-трактирщица», «Одна», «Сельская учительница», «Учитель», «Первый учитель»)
2 этап. Учитель – друг и духовный наставник ученику, демократичный, исповедующий гуманистические принципы педагогики сотрудничества ироничный интеллектуал; учитель как живой человек, часто несчастный в личной жизни, подверженный социальным порокам, психоэмоциональному износу и выгоранию («Доживём до понедельника», «Дневник директора школы», «Ирония судьбы или С лёгким паром», «Уроки французского», «Розыгрыш» 1976 г., «Ключ без права передачи», «4:0 в пользу Танечки», «Расписание на послезавтра» и др.).
Слайд 19
3 этап. Постсоветский период. Учительская среда – срез
всего общества, где встречаются как высокие профессионалы, так и
малограмотные люди с невысокой культурой или даже с пороками, например любители выпить.( Фильмы « Постые истины», «Школа», «Георгаф глобус пропил» и др.)
Слайд 20
1. Григорьева О. Образ учителя в советском кино:
от «Весенней» оттепели до «Большой перемены» // Визуальная антропология:
новые взгляды на социальную реальность: Сб. науч. ст. / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой – Саратов: «Научная книга», 2007. С. 223-239.
2. Нусинова, Н. Семья народов. (Очерк советского кино тридцатых годов) // Логос, 1991-2005. Избранное: [в 2 т.]. - М.: «Территория будущего». - Т. 1. - 2006. - 691,[5] с. - С .389-409.
3. Соловейчик С. Учитель – профессия и судьба // Советский экран. № 20, октябрь 1975 года // http://www.kino-teatr.ru
Список литературы
Слайд 21
«Учитель» (1939 г. С. Герасимов)
«Сельская учительница» (1947 г.
Р. Перельштейн)
«Педагогическая поэма» (1955 г. М. Маевская, А. Маслюков)
«Весна
на Заречной улице» (1956 г. М. Хуциев)
«Первый учитель» (1965 г. А. Михалков-Кончаловский)
«Доживём до понедельника» (1968 г. С. Ростоцкий)
«Большая перемена» (1972 г. А. Коренев)
«Дневник директора школы» (1975 г. Б. Фрумин)
«Ключ без права передачи» (1976 г. Д. Асанова)
«Розыгрыш» (1976 г. В. Меньшов)
«Расписание на послезавтра» (1978 г. И. Добролюбов)
«Уроки французского» (1978 г. Е. Ташков)
«Дорогая Елена Сергеевна» (1988 г. Э. Рязанов)
«Астенический синдром» (1989 г. К. Муратова)
«Розыгрыш» (2008 г. А. Кудиненко)
«Школа» (2009-10 г. В. Гай Германика, Р. Маликов, Н. Мещанинова)
« Постые истины»( 2000,Ю. Беленький)
«Георгаф глобус пропил» ( 2013, А. Велединский)
Фильмография