Слайд 2
В процессе анализа лирических произведений учащиеся овладевают системой
читательских умений, необходимых для полноценного восприятия лирики. В эту
систему входят следующие частные умения:
- умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные поэтом;
- умение проследить динамику эмоций в лирике;
- умение целостно воспринимать образ –переживание;
- умение видеть авторское отношение, позицию во всех элементах стихотворения;
- умение осваивать идею лирического произведения
Слайд 3
Этапы работы над лирическим стихотворением
1. Подготовка учащихся к
восприятию лирического стихотворения.
Задачи:
сообщить сведения об авторе;
настроить детей на восприятие
текста;
вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения;
объяснить значение слов без понимания которых, восприятие стихотворения будет затруднено.
Приемы работы:
беседа с опорой на личные наблюдения и опыт детей;
элементы рассказа;
произведения живописи;
музыкальные произведения;
Слайд 4
2. Первичное восприятие стихотворения.
Задачи:
донести до детей содержание стихотворения;
вызвать
эмоциональный отклик на прочитанное.
Приемы работы:
чтение учителем
(должен показать образец выразительного чтения для того, чтобы у детей появился эмоциональный и познавательный интерес к дальнейшей работе с текстом);
комбинированное чтение;
прослушивание текста в грамзаписи и др.
Слайд 5
3. Проверка впечатлений.
Задачи:
выявить уровень восприятия детьми стихотворного
произведения.
Приемы работы:
беседа
на основе впечатлений учеников
Например:
-Понравилось ли вам это стихотворение?
-Что вам особенно запомнилось?
-Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
-Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины…?
-Какие чувства пробуждает у вас эта картина? и др.
Слайд 6
4.Самостоятельная работа с текстом стихотворения.
Задачи:
подготовка к анализу стихотворения.
Приемы работы:
чтение стихотворения
самостоятельно про себя;
нахождение слов и выражений, значение которых непонятно детям.
Слайд 7
5.Анализ лирического стихотворения.
Задачи:
способствовать углубленному проникновению учащихся в содержание
художественного произведения и развитию образных представлений на основе прочитанного;
углубить,
расширить образные представления, возникшие в воображении учеников при первом знакомстве с текстом;
выработать правильную интонацию чтения стихотворения;
наблюдать над спецификой стихотворения как жанра. Приемы работы:
выборочное чтение отдельных строф, строчек, слов по заданию учителя;
беседа-размышление;
стилистический эксперимент;
иллюстрирование текста (словесное, музыкальное).
Слайд 8
Для выборочного чтения отобрать самые важные с точки
зрения смысла, содержания строки, слова, выражения. Обязательно обратить внимание
детей на образные средства языка: олицетворение, метафоры, сравнения, эпитеты и др. Особое внимание учеников обратить на структуру строф, рифмующихся строк и слов.
Выборочное чтение обычно сопровождается беседой-размышлением. Для этого приема можно использовать вопросы:
-Какое настроение у вас возникло при чтении?
-Какие слова помогают автору создать такое настроение?
-Как вы думаете, почему автор сравнивает…?
-Какие звуки повторяются в этой строке?
-Как вы думаете, для чего поэт использует этот прием? и др.
Слайд 9
Прием стилистического эксперимента используется для того, чтобы научить
детей вдумчиво относиться к образному языку лирического произведения, испытывать
эстетическое наслаждение от удачно выбранного автором слова. Этот прием заключается в том, чтобы искусственно заменить слово или выражение автора близким по смыслу словом и уяснить на основе сопоставления особую выразительность, точность, прелесть поэтического текста.
Слайд 10
Для развития ярких образных представлений на основе читаемого
используется прием иллюстрирования. Прием словесного иллюстрирования можно проводить по
готовому рисунку или иллюстрации, а также использовать игровой момент «Художники». Дети представляют себя художниками и рассказывают, что они изобразят на своей картине, как, какие краски будут использовать.
Слайд 11
Музыкальное иллюстрирование можно провести в трех вариантах:
После
прослушивания музыкального произведения дети определяют можно ли его считать
иллюстрацией к данному лирическому стихотворению и доказывают свое мнение.
Прослушать два музыкальных произведения и выбрать то, которое подходит к данному стихотворному произведению и доказать свой выбор.
Игровой момент «Композиторы». Рассказать о том, какую музыку можно было бы написать к этому стихотворению, выразить её характер, настроение.
Слайд 12
6. Работа над основными компонентами интонации.
Задачи:
обеспечить выразительное
чтение стихотворения учащимися, чтобы они смогли передать не только
чувства автора, но и отношение читателя к прочитанному;
работать над средствами речевой выразительности, с помощью которых учащиеся смогут передать свое понимание и свою оценку прочитанного.
Приемы работы:
над тембром речи:
- музыкальное иллюстрирование, которое поможет ученикам уловить настроение текста, его перемены, оттенки, чувства;
- беседа (обсуждение эмоциональной окрашенности речи).
расстановка пауз.
выбор тона речи;
постановка логических ударений.
Слайд 13
7. Самостоятельное закрепление выразительного чтения.
Задача:
индивидуальная подготовка
к исполнению стихотворения в классе.
Конкурс (праздник, концерт и т.д.)
на лучшее исполнение стихотворения.
Задача:
проанализировать и оценить выразительное чтение учащихся в классе.
Слайд 14
ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Автор и дата.
История создания.
Тема.
Главные образы
или картины, созданные в стихотворении.
Средства поэтического языка
Поэтическая Фонетика
Стихотворный
размер.
Рифма, рифмовка.
Мое отношение.
Слайд 16
Мужская рифма
И море, и буря качали наш челн;
Я,
сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во
мне,
И мной своевольно играли оне.
Ф. И. Тютчев.
Слайд 17
Женская рифма
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды
рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.
Ф. И. Тютчев.
Слайд 18
Дактилическая рифма
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь
вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в
сторону южную.
М. Ю. Лермонтов. Тучи
Слайд 19
Тема любви (любовная лирика)
Тема природы (пейзажная лирика)
Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)
Тема поисков
жизненного смысла (философская лирика)
Тема свободы (вольнолюбивая лирика)
Тема дружбы
Тема одиночества
Тема родины (патриотическая лирика)
Тема народа
ТЕМА - ТО, О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ; ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ.
Слайд 20
Тема любви (любовная лирика)
Поэтические произведения о проблеме любви;
о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической
героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства.
А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."
Слайд 21
Тема природы (пейзажная лирика)
Поэтические произведения, описывающие картины природы,
образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы
С. А.
Есенин "Береза"
Слайд 22
Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)
Лирические произведения,
раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта
М.Ю. Лермонтов
"Смерть Поэта"
Слайд 23
Тема поисков жизненного смысла (философская лирика)
Лирические произведения о
смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и
смерти
Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."
Слайд 24
Тема свободы (вольнолюбивая лирика)
Поэтические произведения о воле, духовной
свободе личности
А. Н. Радищев ода "Вольность"
Слайд 25
Тема дружбы
Лирические произведения о дружбе, создание образа друга
поэта; возможно прямое к нему обращение
А. С. Пушкин "К
Чаадаеву"
Слайд 26
Тема одиночества
Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности
его с окружающим миром, непонимании другими людьми
М. Ю. Лермонтов
"Парус"
Слайд 27
Тема родины (патриотическая лирика)
Лирические произведения о Родине, ее
судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества
А. А. Блок
"Россия"
Слайд 28
Тема народа
Лирические произведения о народной судьбе, о жизни
людей из народа
Н. А. Некрасов "Железная дорога"
Слайд 30
ПАРНАЯ - (иначе — смежная), когда рифмуются между
собой две соседние строчки:
Пружина чести — наш кумир,
И
вот на чем вертится мир
Слайд 31
ПЕРЕКРЕСТНАЯ - когда первая строчка рифмуется с третьей,
вторая с четвертой и т. д.:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье
Слайд 32
КОЛЬЦЕВАЯ - (иначе — опоясывающая), когда первая строка
рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:
Любовь и дружество
до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Слайд 33
ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА
ЭПИТЕТ - художественное определение;
СРАВНЕНИЕ - сопоставление
двух предметов или явлений с целью пояснить один из
них при помощи другого;
ИРОНИЯ - скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА - художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Слайд 34
ЭПИТЕТ
Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно
смешанный шум...
(Н.А.Некрасов)
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу
я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
(А.С.Пушкин)
Слайд 35
СРАВНЕНИЕМ называется сопоставление одного предмета с другим, сходным
с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более
живое и яркое представление о предмете.
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
(Лермонтов)
В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное.
Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п.
И погнувшись изба,
Как старушка, стоит.
(Кольцов)
Слайд 36
ИРОНИЯ. Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с
противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому
говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор:
А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что ты не оставлен моей милостью...
Слайд 37
ГИПЕРБОЛА состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении
предметов или действий, с целью сделать их более выразительными
и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:
Вихрь полуночный - летит богатырь!
Тьма от чела его, с посвиста пыль!
Молнии от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы - горы трещат;
Ляжет на воды - бездны кипят;
Граду коснется - град упадает,
Башни рукою за облак кидает.
Слайд 38
ЛИТОТА - столь же чрезмерное уменьшение: это не
стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого).
Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!
(Крылов)
Слайд 39
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, как и аллегория, основывается на метафоре. В
метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно
за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.
Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел...
Слайд 40
МЕТАФОРА [греч. metaphora – перенос] – один из
основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении
для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.
Использование метафоры подчеркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель.
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой.
Слайд 41
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Аллитерация – повторение согласных звуков;
Ассонанс –
повторение гласных звуков;
Анафора - единоначалия;
Слайд 42
АНАФОРА [греч. anaphora – возвращение, единоначатие, скреп] –
повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических
рядов
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
(А.К.Толстой)
Слайд 43
АЛЛИТЕРАЦИЯ - один из видов звукописи, повторение в
тексте созвучных или одинаковых согласных звуков
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума...
(С.Есенин)
Слайд 44
АССОНАНС - один из видов звукописи, повторение в
тексте одинаковых гласных звуков
Мело, мело по всей земле
Во
все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела...
(Б.Пастернак)
Слайд 46
Двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного
слогов.
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
Ви́хри сне́жные крутя́…
А.С. Пушкин
ХОРЕЙ
Слайд 47
Двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного слогов.
Мой
дядя самых честных правил…
А.С. Пушкин
ЯМБ
Слайд 48
Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый
слог, а два других – безударные.
Ту́чки небе́сные, ве́чные
стра́нники
М.Ю.Лермонтов
ДАКТИЛЬ
Слайд 49
АМФИБРАХИЙ
Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй
слог, а два других – безударные.
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,
Не с го́р побежа́ли ручьи́…
Н.А.Некрасов