Слайд 2
Запишите образы-символы любви из стихотворения Н. Огарева.
Слайд 3
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Река была
тиха, ясна,
Вставало солнце, птички пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно
зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели.
Слайд 4
Стихотворение Николая Огарёва «Обыкновенная повесть»
(1842 год) стало для И.А. Бунина толчком к созданию
этого рассказа.
Слайд 5
Известно, что Бунин тщательно
подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не
объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было, над чем поломать голову.
Слайд 6
О чем рассказ «Темные аллеи»?
Слайд 7
Подготовим таблицу для анализа рассказа.
Выпишите из рассказа детали
пейзажа, портрета, интерьера, ремарки автора, слова героев, при помощи
которых автор создает характеры героев.
Слайд 8
Кто из героев вам более симпатичен? Почему?
В таблице
разными цветами выделите слова и словосочетания, обозначающие в рассказе
прошлое и настоящее.
Слайд 9
Перечитайте диалог.
Николай Алексеевич:
— А! Все проходит. Все забывается.
Надежда:
—
Все проходит, да не все забывается.
Чего не забыла Надежда?
А Николай Алексеевич?
Слайд 10
Вспомните, когда появляется образ “тёмных аллей” в рассказе.
Как о них вспоминает Надежда? Николай Алексеевич? Кому или
чему адресована её “недобрая улыбка”?
Для героя любовь — прекрасное мгновение, а для Надежды?
А что есть любовь для Бунина?
Слайд 11
Согласны ли вы с такой
трактовкой образа
Надежды?
Слайд 12
Почему рассказ назван «Темные аллеи»?
Прочитайте литературоведческий комментарий
к рассказу.
Слайд 13
Само содержание символа “тёмные аллеи” реализуется через мотив
памяти. Аллеи памяти персонажей новеллы в этом смысле не
имеют точек соприкосновения в настоящем. А слова Николая Алексеевича: “Всё проходит...”; “Как о воде протекшей будешь вспоминать...” — героиня воспринимает как “формулу забвения”, оправдывающую реальную чёрствость и предательскую безответственность. Спеша уличить гостя в эгоистичной “забывчивости”, Надежда “выставляет”, как ей кажется, неоспоримый женский “козырь” — пронесённое сквозь время на знаменах памяти постоянство: “Всё проходит, да не всё забывается”.
Слайд 14
На самом деле в словах Николая Алексеевича (цитата
из Книги Иова) заключена подлинная мудрость: нельзя жить, нагнетая
страсти и страдания, памятуя лишь о бедах и обидах, — эта дорога никогда не приведёт к Храму. Но, к сожалению, именно так прожила свою жизнь Надежда. Многозначительна в финале рассказа деталь, касающаяся главной героини: “Она... всё глядела в окно, как мы уезжали” (реплика возницы). На крыльцо проводить не вышла, горницу свою не покинула. Вот она — красота, запертая в тёмном тереме старых обид и ошибок.
Слайд 15
Отгородившись от мира, лишив себя реальных радостей настоящего
дня, героиня оказалась “выключенной” из жизненного потока. “Тёмные аллеи”,
применительно к героине бунинской новеллы, становятся символом бесполезного, бессмысленного блуждания в лабиринтах недоброй памяти о прошлом и в конечном счёте — отрешения от того, что должно составлять подлинную основу человеческого существования. Путь опасный и разрушительный для личности.
Слайд 16
Герой же, напротив, в финале спешит окунуться в
водоворот жизни, в нём не заметно большого уныния, хотя
его судьба тоже довольно драматична. Символичен пейзаж в заключительной части новеллы: “Кучер гнал рысцой, всё меняя чёрные колеи, выбирая менее грязные... К закату проглянуло бледное солнце”. Впереди героя ждёт просветление, ведь с ним навсегда “лучшие минуты”, которые до конца дней будут давать ощущение полноты и одухотворённости бытия, — и это залог приобщения к Вечному.
Слайд 17
Изменил ли этот комментарий ваше отношение к героям?
Как именно?
Слайд 18
Бунин берёт на себя задачу — через “мгновения”
жизни просмотреть начала и концы, историю личности в целом,
её судьбу, всю “чашу жизни”.
Напишите текст на тему «Две встречи». Используйте ваш словарь и композиционную схему.