Слайд 2
Конец 19-начало 20 – время
небывалых потрясений и
революций:
русско-японская война (1904-1905);
революция 1905-1907 гг.;
Февральская революция 1917 года;
Октябрьская 1917
года;
первая мировая война (1914-1918).
Слайд 3
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор.
В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис
старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.
Слайд 4
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор.
Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений
и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление Серебряного века русской литературы.
Слайд 5
Хронологические рамки периода можно обозначить так:
Серебряный
век – период развития литературы (поэзии) между 1890 и
1917 гг.
1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год.
По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философов и историков из страны).
Слайд 6
Русская литература XX века была представлена тремя основными
литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом.
Схематично развитие литературных направлений
начала века можно показать следующим образом:
Слайд 8
Реализм
(от лат.realis – вещественный) –
творческий метод и
литературное направление в русской и мировой литературе XIX и
XX веков (критический реализм, социалистический реализм).
Реализм строится на принципах воспроизведения жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах, т.е. признает существование объективных причин социальных и исторических закономерностей.
Слайд 9
Реализм
Наиболее яркие представители реализма в русской литературе:
А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов.
Слайд 10
Модернизм (от фр.moderne – новейший, современный)
– общее название
новых (нереалистических) явлений в литературе первой половины XX века.
_
чувство утраты точки опоры, стремление показать неприкаянность человека, изобразить в произведениях деформированный мир.
Общая задача для эстетических программ этого времени – поиск новых художественных средств изображения новой действительности.
Слайд 16
Реальный мир в его изменчивости и красоте. Ренуар.
Слайд 18
Символизм
– литературное течение возникло во Франции, в России
возникшее в начале 90-х годов XIX века. В основе
его лежат философские идеи Ницше и Шопенгауэра, а также учение В.С.Соловьева о Душе мира.
Традиционному способу познания действительности символисты противопоставляли идею создания миров в процессе творчества. Поэтому творчество в понимании символистов – созерцание «тайных смыслов» - доступно только поэту-творцу.
Символ становится центральной эстетической категорией этого литературного течения.
Слайд 19
символисты
«Старшие» символисты (1890г.)
Д.Мережковский-идеолог
В.Я.Брюсов,
К.Д.Бальмонт, З.Гиппиус,
Ф.К.Сологуб (90-е годы XIX века).
«Младшие» символисты
(1900 г.)
А.Белый,
Вяч.Иванов,
А.А.Блок (начало 1900-х г ).
С.Соловьев
Слайд 22
Акмеизм (от греч.akme – цветущая сила, высшая степень
чего-либо)
– литературное течение в поэзии, противопоставлявшее эстетике символизма «ясный
взгляд на жизнь».
(1913-1914)
Представители – Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам (кружок «Цех поэтов»).