Слайд 2
Повторение.
Древнерусская литература.
Литература 18 века (классицизм, сентиментализм).
Литература 19 века
(романтизм, реализм).
Слайд 3
М.Горький писал А.П.Чехову: «Знаете, что вы делаете? Убиваете
реализм…. Дальше вас никто не может идти по сей
стезе, никто не может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это умеете».
Слайд 4
Николай Бердяев о времени.
«В эти годы России было
послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России
самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».
Слайд 5
Хронология.
Эпоха безвременья – 80-90-е годы 19 века.
Серебряный век
1917год 20 века – идеалогизация всей жизни.
Слайд 6
Серебряный век
Условное обозначение культурной эпохи в истории России
рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику
и науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг.
Выражение «Серебряный век» восходит к античной традиции (деление истории человечества на золотой, серебряный, медный и железный века в поэме древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни», а также в поэме римского поэта Овидия «Метаморфозы»). В России из этой четырехступенчатой формулы с начала 19 в. в широкое употребление вошло выражение «Золотой век», а затем, в качестве оппозиции, для обозначения современной пишущим эпохи — «Железный век» (Е. А. Баратынский). В конце 19 – начале 20 века формула «Серебряный век» в статьях В. С. Соловьева («Импрессионизм мысли», 1897) и В. В. Розанова («Ив. С. Тургенев. К 20-летию его смерти», 1903) была впервые в русской критике применена к тем, кто пришел в литературу после пушкинского времени.
Слайд 7
Новое в поэзии рубежа веков.
От поэтизации природы к
поэтизации города
От социальных мотивов к мотивам творческого самоопределения и
самоутверждения;
От исторической конкретики к вечным темам жизни и смерти, любви, мук творчества;
Активизация ролевой лирики, театрализация
Слайд 8
Основные направления
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Слайд 9
Символизм
СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х
гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно
постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.
Слайд 10
Основоположники символизма: В. Брюсов, А.Блок, А.Белый
Слайд 11
Акмеизм
АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо,
цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С.
М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.
Слайд 12
Поэты акмеисты: С.Городецкий, Н.Гумилёв и А.Ахматова, В Кузьмин,
О.Мандельштам
Слайд 13
Футуризм
ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — будущее), авангардистское направление
в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в
Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) — языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).
Слайд 15
Основоположники футуризма: В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин