Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Серебряный век в русской поэзии

Содержание

Словосочетание «Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов. Традиция называть эпоху конца девятнадцатого – начала двадцатого века в России серебряным веком( или «русским ренессансом») возникла именно в русском зарубежье . Предположительно эта
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ПОЭЗИИ.Выполнила Спицына Н.Г.Егорьевская средняя школаСимволизм,акмеизм Словосочетание «Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов. Поэзия серебряного века.Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в Философская основа символизма.Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов.Поэты-символисты заимствовали сюжеты из мифологии Музыкально-композиционные приемы.Аллитерация и ассонанс - это излюбленные приемы символистской лирики.Прочитайте строку стихотворения Категория музыки - одна из важнейших в эстетике и поэтической практике нового В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма.Современники называли Брюсова «поэтом бронзы и мрамора».Он В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца.Общепринятое название мифа преобразуется В полном соответствии с пафосом монолитно-твердых, географических начал человеческого духа – стилистика Образная символика лирики Брюсова. Мифологический герой Брюсова - избранник небес. В стихотворении « И всем богам я посвящаю стих…» Пейзаж в лирике Брюсова.«Создал я в тайных мечтах мир идеальной природы…» Акмеизм  (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет вершина; острие)Возник Поэтика акмеизма.Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого Категория памяти – важнейший эстетический компонент. Высшее место в иерархии Н. С . Гумилев – поэт и теоретик акмеизма .Начал свой путь Сборники стихотворений Н.С. Гумилева.1905 год – «Путь конквистадоров»1908 год – «Романтические цветы»1910 « Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую впоследствии поэт Во втором сборнике «Романтические цветы» поэт поставил перед собой задачу постепенно свести «Муза Гумилева – Муза Дальних Странствий»Путешествие в неведомые страны было давней мечтой «Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», -ушел не только В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую неразделенность всего сущего на Поэтика поздней лирики Гумилева.Поздняя лирика Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма Роль и значение поэзии «Серебряного века».Поэзия серебряного века прошла большой путь в
Слайды презентации

Слайд 2

Словосочетание «Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая

Словосочетание «Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских

в кругах русских писателей-эмигрантов. Традиция называть эпоху конца девятнадцатого

– начала двадцатого века в России серебряным веком( или «русским ренессансом») возникла именно в русском зарубежье . Предположительно эта метафора была впервые употреблена Н. А. Бердяевым.

Понятие серебряный век русской поэзии связано с символизмом .


Слайд 3 Поэзия серебряного века.
Символизм - первое и самое значительное

Поэзия серебряного века.Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений

из модернистских течений в России.
В 1890-е годы дебютировали поэты,

которых называют «старшими символистами»:
Д. Мережковский, К.Бальмонт, З.Гиппиус,
В. Брюсов.

В 1900-е годы в символизм влились новые силы - А. Блок, А. Белый, Вячеслав Иванов - «младосимволисты».


Слайд 4 Философская основа символизма.
Традиционной идее познания мира в искусстве

Философская основа символизма.Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею

символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. От

художника требуется сверхрациональная чуткость и тончайшее владение искусством намека.

Главные средства передачи тайных смыслов - символ и музыка.

Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, утончала его восприятие. Читатель выступал в роли соавтора.


Слайд 5 Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов.
Поэты-символисты

Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов.Поэты-символисты заимствовали сюжеты из

заимствовали сюжеты из мифологии и творили свой миф. Особенно

привлекала поэтов Греция.

Герои античного эпоса появляются в стихах символистов: «Персей» Н.Гумилева, «Орфей и Эвридика» В. Брюсова, «Игры кентавров»А. Белого.

Согласно греческому мифу, главным героем похода является Ясон. Его цель - добыть золотое руно, стать царем Итаки и доказать, что он настоящий герой. Остальные участники похода даны фоном, основная сюжетная линия связана с Ясоном.


Слайд 6 Музыкально-композиционные приемы.

Аллитерация и ассонанс - это излюбленные приемы

Музыкально-композиционные приемы.Аллитерация и ассонанс - это излюбленные приемы символистской лирики.Прочитайте строку

символистской лирики.
Прочитайте строку стихотворения К. Бальмонта,
обратите внимание на повторяющиеся

звуки.

Чуждый чарам черный челн…

Звуковая «ворожба», используемая символистами, продолжает традиции Фета и Тютчева.


Слайд 7 Категория музыки - одна из важнейших в эстетике

Категория музыки - одна из важнейших в эстетике и поэтической практике

и поэтической практике нового течения, первооснова творчества.
Стихотворения символистов строятся,

как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий.
Неслучайно тексты К. Бальмонта, А.Белого, А.Блока привлекали многих многих русских композиторов таких как: С.Танеев, С.Прокофьев, И.Стравинский.
В лирике символистов максимально использованы музыкально-композиционные приемы.

Слайд 8 В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма.

Современники называли Брюсова

В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма.Современники называли Брюсова «поэтом бронзы и

«поэтом бронзы и
мрамора».
Он описывает природные явления как скульптор,

любит камни, скалы, гранит, утесы.
Его краски выраженные и четкие: земля, покрытая первым снегом, становится у него
«целым миром из серебра».

Часто в подзаголовках присутствуют скульптурные жанровые определения: «море как будто литое»,
«зеркало ясных небес»


Слайд 9 В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого

В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца.Общепринятое название мифа

певца.Общепринятое название мифа преобразуется у него в «Орфей и

аргонавты». Подобно античному поэту, он отмечает заслуги многих героев: «зоркий Линкей», «мудр Нелей», «мощен Геракл», но над всеми возвышается сильная и покоряющая личность- певец Орфей.

Мощен Геракл,благороден Ментоний,
Мудр многоопытный старец Нелей,-
Ты же предвидел в священной дремоте
Путь предстоящий, Орфей!
Славь им восторг достижимой награды,
Думами темных гребцов овладей
И навсегда закляни Симплегады
Гимном волшебным, Орфей!


Слайд 10 В полном соответствии с пафосом монолитно-твердых, географических начал

В полном соответствии с пафосом монолитно-твердых, географических начал человеческого духа –

человеческого духа – стилистика брюсовского стиха, его лексика, ритмика

и звукопись.

Отличительные черты поэтики Брюсова – строгая организованность , гармоничная уравновешенность , тяготение к риторическим способам организации стиха.

«Ритм брюсовского стиха – это алгебраические формулы, в которые ложатся покорные слова…» М. Волошин


Слайд 11 Образная символика лирики Брюсова.
Мифологический герой Брюсова -

Образная символика лирики Брюсова. Мифологический герой Брюсова - избранник небес. В

избранник небес. В стихотворении «Одиссей» поэт возносит героя над

толпой. Эта исключительность обусловлена тем, что он, как и Орфей, Одиссей, отравлен волшебным ядом искусства .

Брюсов провозглашает безраздельную власть искусства над миром , его магическую , заклинающую силу.


Слайд 12 « И всем богам я посвящаю стих…»

« И всем богам я посвящаю стих…»

В. Я .Брюсов

На страницах его лирики мы встречаем образы легендарных полководцев, властелинов, великих художников, поэтов, которые могли бы служить образцами героики –
(«Ассаргадон» , «Александр Великий», «Антоний»).

На материале прошлых культурно -исторических эпох Брюсов рассматривает такие проблемы, как страсть и долг, гений и посредственность.


Слайд 13 Пейзаж в лирике Брюсова.
«Создал я в тайных мечтах

Пейзаж в лирике Брюсова.«Создал я в тайных мечтах мир идеальной природы…»

мир идеальной природы…»

В. Я. Брюсов

Поэта не привлекают обычные среднерусские пейзажи – он делает предметом своей лирики особенные природные картины: пейзажи Крыма, граниты балтийских побережий, северные моря.
Наряду с образами застывшей «стихии» встречаются у Брюсова и картины «взбунтовавшейся природы»:

«Волны взбегают упорные, Мечутся, дикие, пленные , Гибнут в борьбе непокорные…»


Слайд 14 Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего-либо;

Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет вершина; острие)Возник

расцвет вершина; острие)
Возник в 1910-е годы и «кружке молодых»,

поначалу близких символизму поэтов.
В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов».
Руководителями «Цеха» стали Н. Гумилев и С.Городецкий

Слайд 15 Поэтика акмеизма.
Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное

Поэтика акмеизма.Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и

освоение многообразного и яркого земного мира.
Особенности поэтики акмеизма:
Живописная

четкость образов;
Вымеренная композиция;
Эстетизация детали;
Стилистическое равновесие;

Слайд 16 Категория памяти – важнейший эстетический компонент.

Категория памяти – важнейший эстетический компонент. Высшее место в иерархии

Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. «Тоской

по мировой культуре» -
называл акмеизм О. Мандельштам.

Ключевые категории акмеизма.

Если для символистов культура – средство преображения жизни, то для акмеистов культура была целью себе самой.
Акмеизм выступил за сохранение культурных ценностей, культура для них была тождественна общей памяти человечества .


Слайд 17 Н. С . Гумилев – поэт и теоретик

Н. С . Гумилев – поэт и теоретик акмеизма .Начал свой

акмеизма .
Начал свой путь в литературе в период расцвета

символизма , ориентировался в своем творчестве на Брюсова. Их сближала апология сильной личности. Однако для его лирического героя нет пропасти между мечтой и действительностью. Гумилев утверждает приоритет дерзкой мечты,фантазий, причудливых грез .

Лирический герой Н.Гумилева – не пассивный созерцатель жизненных мистерий, а устроитель и открыватель земной красоты .


Слайд 18 Сборники стихотворений Н.С. Гумилева.
1905 год – «Путь конквистадоров»
1908

Сборники стихотворений Н.С. Гумилева.1905 год – «Путь конквистадоров»1908 год – «Романтические

год – «Романтические цветы»
1910 год – «Жемчуга»
1912 год –

«Чужое небо»
1915 год – «Колчан»
1918 год – «Костер»
1921 год – «Огненный столп»


Слайд 19 « Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая

« Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую впоследствии

книжка, которую впоследствии поэт старался забыть: так четвертую по

счету книгу «Чужое небо» он называл третьей, решительно вычеркнув из собственной литературной биографии свой дебют.

Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом…
(«Память»)

Однако в этом сборнике были такие стихи, которые поэт перепечатывал. Среди них стихотворение «Я конквистадор в панцире железном…». В нем действительно было найдено нечто индивидуальное, что в гумилевской лирике навсегда осталось: находкой была маска конквистадора – надменного, неуязвимого и бесстрашного покорителя далеких пространств.


Слайд 20 Во втором сборнике «Романтические цветы» поэт поставил перед

Во втором сборнике «Романтические цветы» поэт поставил перед собой задачу постепенно

собой задачу постепенно свести поэзию на землю.
В

этой книге он по-прежнему говорит из-под маски. Маска Гумилева соответствует тому миру, где она появляется, то есть в Абиссинии это маска абиссинца, в Египте – египтянина, а в Турции – шейха… Больше того – он может превратиться в ягуара.

И к людскому крался я жилищу
По пустому сумрачному полю…


Слайд 21 «Муза Гумилева – Муза Дальних Странствий»
Путешествие в неведомые

«Муза Гумилева – Муза Дальних Странствий»Путешествие в неведомые страны было давней

страны было давней мечтой поэта. Еще будучи слушателем Сорбонны,

он задумал побег в южные страны.


Возможно, последней каплей, переполнившей его желание, были выставленные в Салоне полотна Гогена, от которых Гумилев пришел в восхищение. Он хотел быть похожим на художника, который сам сделал свою судьбу.


Слайд 22 «Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два

«Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», -ушел не

салона», -ушел не только от европейского искусства, но и

от европейской культуры и большую часть своей жизни прожил на островах Таити. Его преследовала мечта О Будущей Еве, идеальной женщине грядущего…Он искал ее под тропиками с их странной простотой линий и яркостью красок .

Он понимал, что оранжевые плоды среди зеленых листьев хороши только в смуглых руках красивой туземки… Он создал новое искусство, глубоко индивидуальное и гениально простое…»


Слайд 23 В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую

В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую неразделенность всего сущего

неразделенность всего сущего на две контрастные стихии. Небо и

земля, добро и зло, красота и уродство даны у него в романтическом противостоянии. Мир – расколотое двуединство. Привкус горечи и тревоги - один из важнейших лирико-трагедийных аспектов его книги.
В одном из стихотворений возникает образ парус, борющегося с морской волной, и отважного кормчего:


И загорелый кормчий ловок,
Дыша волной растущей мглы
И - от натянутых веревок -
Бодрящим запахом смолы.


Слайд 24 Поэтика поздней лирики Гумилева.
Поздняя лирика Гумилева характеризуется отходом

Поэтика поздней лирики Гумилева.Поздняя лирика Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов

от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Мотив

бренности всего сущего –главный мотив его поздней лирики.

  • Имя файла: serebryanyy-vek-v-russkoy-poezii.pptx
  • Количество просмотров: 137
  • Количество скачиваний: 0
- Предыдущая Закон ома для цепи
Следующая - Декамерон