Слайд 2
История создания романа
Толстой в 1856 г.
начал писать повесть, «герой которой должен был быть декабрист,
возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году... Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с ... эпохой 1812 года...»
Слайд 3
«Война и мир» - роман нравственно-психологический и историко-философский,
роман-эпопея
Роман становится сплавом высших достижений раннего
толстовского творчества:
психологического анализа "Детства",
правдоискательства и деромантизации войны "Севастопольских рассказов",
философского осмысления мира "Люцерна",
народности "Казаков".
Слайд 4
Первоначальные замыслы
В основе декабристского восстания 1825 года: победили
Наполеона - осознали свою силу - увидели свободную Европу
- вернулись в Россию и ощутили необходимость перемен.
Но, по Толстому, истоки провала восстания – в 1805 году первые главы романа публиковались в журнале "Русский вестник" под заглавием "1805 год".
Слайд 5
Задача Толстого – анализ не явной исторической последовательности
событий, а философское осмысление истории, познание ее законов.
начало действия романа переносится в 1805 год - в эпоху "восхождения" Наполеона и проникновения в русские умы "наполеоновской идеи" .
Слайд 6
Окончательное название романа – «Война и мир» -
многопланово:
Мир – не только «мир без войны», но и
Все, что нас окружает,
Состояние покоя,
Крестьянская община («мир» - простореч.)
Итак, «Война и мир» - роман о роли войны в жизни людей, мировой истории, о ее истоках.
Слайд 7
Проблема жанра романа
Толстой отказывается от деления жизни на
«частную» и «историческую» - они не отделимы друг от
друга
«Война и мир» - своеобразная хроника, не столько историческая, сколько семейная.
Концепция истории по Толстому:
ИСТОРИЯ-ИСКУССТВО, т.е. философское изучение законов истории средствами художественного творчества.
Слайд 8
«Война и мир» - роман-эпопея:
Общественное преобладает над индивидуальным,
Герой
– отражение общей жизни,
Широта временного и проблемно-тематического охвата,
Огромное количество
персонажей.
Слайд 9
Композиция романа «Война и мир»:
Многообразие картин скрепляет идея
«простоты, добра и правды».
В основе – «мысль народная», т.е.
мысль о простоте и истинности бытия.
Историческая составляющая: войны 1805 и 1812 годов.
«Семейная» составляющая – жизнь нескольких дворянских семейств (Ростовы, Болконские, Долоховы, Курагины и др.)
Слайд 10
Система персонажей
Для Толстого частная жизнь и исторические события
взаимосвязаны и равноценны.
Герои делятся на
героев пути (способных к
духовному развитию и самосовершенствованию – Пьер, Андрей, княжна Марья, Наташа Ростова);
героев вне пути (остановившихся в своем внутреннем развитии – Анатоль Курагин, Элен и др.).
Слайд 11
Выводы:
Толстой создал грандиозную по охвату картину жизни русского
общества перед декабристским восстанием;
создал особый жанр – роман-эпопею;
основная цель
– осмысление хода истории художественными средствами;
критерием ценности человеческой личности сделал диалектику души (способность к духовному самосовершенствованию).
Слайд 12
Тема ВОЙНЫ в романе Толстого «Война и мир»
Два
великих полководца – два полюса – Наполеон и Кутузов
– две концепции понимания личности:
- Наполеон воплощает идею личностного начала, абсолютной власти, идею вседозволенности;
- Кутузов – воплощает идею единения с народом, подавление внутреннего эгоизма и понимание высшего хода истории.
Слайд 13
В образе Кутузова и Наполеона Толстой изобразил два
типа людей:
«люди войны» - завоеватели, эгоисты, несущие страдание и
смерть;
«люди мира» - защитники, воплощают идею мира, им противна сама возможность захвата чужой земли.
Оба типа героев, по Толстому, «вне пути».
Настоящие же «герои пути» должны преодолеть в себе «наполеоновские идеи» и обратиться к идеям мира и ненасилия.
Слайд 14
Образ народа и война
Толстой разделяет
два понятия:
толпа – безликая неуправляемая масса,
народ – целостное
духовное единство людей, живущих «миром».
Истинно народные герои – капитан Тушин, Платон Каратаев. Герои, у которых нет ничего своего, нет индивидуальности.
Однако и Тушин, и Каратаев обладают высшим пониманием хода истории.
Слайд 15
Идея единения в романе
«Война и мир»
Поражение под
Аустерлицем – следствие отсутствия понимания цели, разъединенность генералов и
солдат.
Победа в Бородинском сражении, уход из Москвы – особое состояние единения народа, взаимопонимание и чувство исторической сопричастности.
Слайд 16
Художественный метод Толстого
Отличие художественного метода Толстого
от художественного метода Достоевского заключается в том, что Толстой
не ищет истину вместе со своим героем (как Достоевский), а, изначально ее зная, ведет героя к ее открытию.
Слайд 17
Война в судьбе Андрея Болконского
Путь героя – от
наполеоновской идеи к идее единения.
1805 год:
князь Андрей идет
на войну, устав от светской жизни, в поисках настоящего дела;
он заворожен фигурой Наполеона и мечтает о его славе;
Наполеон – враг и предмет поклонения;
Ранение под Аустерлицем – понимание бессмысленности войны, ее обманчивости.
Слайд 18
Война в судьбе Андрея Болконского
1812 год:
понимает, что за
«свой Тулон» заплатил жизнью жены;
выбирает путь наименьшего зла;
в войне
1812 года начинает понимать народ, суть идеи единения, познает высшую историческую предопределенность.
Слайд 19
Итоги войны 1805 года
По Толстому, поражение русских войск
в войне 1805 года (в частности, под Аустерлицем) являлось
закономерным ходом развития истории в силу
- разобщенности русских и австрийских войск,
- непонимания солдатами и генералами целей войны.
Слайд 20
Отечественная война 1812 года
Роман «Война и мир» описывает
драматический путь от неудач 1805 года к торжеству и
русской славе 1812 года.
Определяющая роль в войне 1812 года принадлежит русскому народу.
Во второй части III тома уделяется внимание причинам проигрыша Наполеона и победы русских войск.
Слайд 21
Основная философская мысль романа –
«Человек сознательно живет для
себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих
целей».
«Все происходит нечаянно», но сумма случайностей создает роковую неизбежность.
Слайд 22
«Мысль народная» в романе
Народ – главная сила, определившая
судьбу войны.
Патриотическое чувство появляется незаметно, соединяя в едином порыве
весь народ.
Почему народ: чем меньше человек говорит о царе и подвигах, тем больше от него пользы.
Русское дворянство, по мнению Толстого, далеко от истинного понимания Родины.
Слайд 23
Бородинское сражение – центральный эпизод войны 1812 года
Канун
Бородинского сражения дается в восприятии Пьера Безухова: «Всем народом
навалиться хотят…»
Основное ощущение солдат – дальше отступать некуда, позади Москва.
Мысль о смерти занимала их меньше всего.
Слайд 24
Бородинское сражение – центральный эпизод войны 1812 года
Бородинское
сражение глазами Пьера:
Пьер – штатский, далек от понимания войны
именно ему должна открыться простая правда, правда жизни.
Пьер осознает торжественность и значительность минуты перед сражением.
Основное ощущение солдат – дальше отступать некуда, позади Москва.
Слайд 25
Андрей Болконский.
Определение войны.
Война – преступление.
Цель войны –
убийство.
Средства войны – насилие, предательство, ложь.
Мир для Болконского –
чувство народного единения.
Война – неестественна, как неестественен Наполеон и идея всемогущей личности.
Слайд 26
Бородинское сражение для князя Андрея
Болконский потерял веру
во все, что раньше было важным в жизни: слава,
любовь, общественное благо, отечество.
Он возненавидел все, что людей разъединяет, прежде всего войну.
Поверил в силу единения людей перед лицом опасности: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть…»
Слайд 27
Завершение пути князя Андрея – возвращение к идее
единения
После смертельного ранения Андрей понимает, что истина – в
любви к жизни, ко всем и ко всему, во всеобъемлющей любви.
Только в любви, исключающей всякую ненависть, - путь к всеобщему единению.
Таково завершение духовных исканий Болконского.
Слайд 28
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Толстой: «Ход мировых событий предопределен свыше,
зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих
событиях»;
«… влияние Наполеона на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное»;
сила Кутузова в поддержке духа армии, в вере в победу; он сумел постичь волю проведения и подчиниться ей.
Слайд 29
Эпилог романа
И Пьер и Андрей приходят к одному:
- к вере в неизбежность совершения того,
что суждено, и к вере в то, что это неизбежное – и есть лучшее;
- это и есть необходимое согласие с собой.
Вера в силу народа, в вечность жизни и любви, ненависть к войнам и наполеоновской идее.
Призыв к единению людей и примирению.
Слайд 30
Смысл и значение войны в романе Л.Н. Толстого
«Война и мир»
«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого
«Война и мир»