Слайд 2
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает
внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и
упорство в достижении цели.»
(А.Маркушевич)
Слайд 3
Театрализованная игра в педагогическом процессе детского сада
Человек формируется
в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность.
Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д.
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.
Слайд 4
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры
в
«театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы,
театральные представления.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений(сказки, инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, -сюжетом игры.
Театрализованные игры сохраняют типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения.
Слайд 5
Артемова Л.В. делит театрализованные игры на две основные
группы: режиссерские игры - это игры с настольным театром,
фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками; и игры драматизации – это куклы бибабо, пальчиковый театр и импровизация.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности. А умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, и всё обобщать.
Слайд 6
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
Игры, способствующие развитию восприятия, развитию творческих способностей, направлены на
умственное развитие дошкольника в целом.
Итак, театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы
детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний до физического совершенства. Игра выступает как средство развития творчества, формирования способностей детей: сенсомоторных, интеллектуальных, речевых, проявления общественных чувств (дружбы, товарищества).
Слайд 7
Возможности театрализованных игр-занятий для развития
математических представлений у детей
дошкольного возраста
Проблема обучения детей математике в
современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду.
Одной из таких форм является обучение детей в процессе театрализованных игр-занятий. Такой подход существенно меняет методы и приемы обучения, и требует такого проведения совместной деятельности с детьми, где задачи развития математических представлений решались посредством использования театрализованной игры. Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее
развертывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать ключ с таким же сечением, как и отверстие замка; чтобы найти необходимый по сюжету предмет, нужно отмерить определенное количество шагов или мерок в ту или другую сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно «прочитать» письмо, в котором представлен план пути, и т.д.
Слайд 8
Далее, математическое содержание может выступать
в качестве особого рода противоречивых ситуаций, требующих действенного обследования,
выдвижения и проверки гипотез. Условием решения такого рода задач является организованное с помощью сказки детское экспериментирование. Например, нужно догадаться, почему узкая машинка со зверушками-путешественниками не может проехать в широкие, но низкие ворота.
В процессе экспериментирования дети обнаруживают и выделяют, как особую размерность понятие высоты. Сказка позволяет также осуществить мысленный эксперимент с опорой на наглядные или идеальные модели. Например, дети попадают на заколдованный злым волшебником остров, где время течет в обратную сторону. Моделирование в сказке такого рода отношений позволяет уже четырехлетним детям понять такое свойство, как необратимость времени.
Сказка позволяет сделать математическое содержание материалом сюжетно-ролевой игры, обусловив тем самым его творческое освоение. Так, например, материалом могут стать количественные отношения (белка-мама никак не может разобраться, сколько грибов и ягод нужно принести голодным бельчатам). Вместе с белкой дети открывают, что и бельчат и грибы можно посчитать палочками.
Слайд 9
Математическое содержание может выступать
как некое правило
действий героев сказки. Например, в сказочной игре-путешествии
можно выбраться из лабиринта только в том случае, если действовать в строгом соответствии с математическим содержанием (карта-план, в котором указаны ориентиры и направление движения, цифрами указан порядок прохождения участков пути, с помощью мерок измеряется длина тех или иных отрезков пути). Наконец, математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников-детей: волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки).По существу, математическое содержание всегда оказывается включенным в деятельность детей как правило или условие ее выполнения, материал для ее
построения, мера социальной значимости.
Слайд 10
Включаясь, таким образом, в деятельность,
математическое содержание осваивается не только со стороны технологии (знания,
умения, навыки), но, прежде всего, оно становится моментом общественной формы деятельности и социокультурной позиции ребенка.
Большунова Н.Я. подчеркивает, что сказка на всем протяжении обучения
должна оставаться для ребенка художественным произведением и ни в коем случае не должна редуцироваться( сократиться , подвергнуться) в сугубо дидактическое средство. Такой ошибки удается избежать, если воспитатель выступает в совместной деятельности не как педагог-диктат, а как сказитель, актер и режиссер сказочного действия, активными участниками которого являются прежде всего дети.
Слайд 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, теоретический анализ литературы
по проблеме развития математических представлений у детей дошкольного возраста
в процессе театрализованных игр-занятий позволяет сделать нам следующие выводы.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике.
Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей в процессе театрализованных игр-занятий.
Слайд 12
Театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы детского
сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических
знаний до физического совершенства. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Однако такой подход существенно меняет методы и приемы обучения, в
математическом воспитании и обучении является актуальным, новым и требует специальной разработки.
Слайд 13
Список литературы:
Артемова Л. В.
А86 Театрализованные игры дошкольников: Кн.
для воспитателя дет. сада.—М.: Просвещение, 1991.— 127 с; ил.
ISBN 5-09-001627-5.
Н.Я. Большунова
http://www.bestreferat.ru/referat-78635.html