Слайд 2
Исторически первая модель взаимоотношений врача и пациента, в
силу их естественного неравенства, ограниченной свободы пациента и его
явной зависимости от врача, получила название патерналистской (от лат. pater – отец).
Слайд 3
В соответствии с ней врач принимал на себя
обязанность не только действовать, но и в значительной мере
решать, что лучше для пациента. А крайние формы патернализма вообще лишали пациента права выбора как в отношении лечащего врача, так и в отношении стратегии и тактики лечения.
Такая модель во взаимоотношениях между врачом и пациентом активную роль отводила врачу, пациент же в полном смысле слова был “терпящей стороной” .
Слайд 4
Существование патерналистской модели во взаимоотношениях между врачом и
пациентом на протяжении двадцати четырех столетий было обусловлено также
и уровнем развития медицинской науки, и даже тоталитарными режимами, которые ограничивали права человека и сковывали его активность.
Вместе с тем не только “автономия” пациента, но и “автономия” врача в патерналистской модели не была абсолютной.
Слайд 5
Вся история медицины отражает жесткие нравственные требования и
запреты, которые были положены в основу практической деятельности врача:
-“Святость жизни”,
-“Благоговение перед жизнью”,
-“Не навреди”,
- “Не убий” и т.д.
Суть патерналистской модели в самом общем виде сводится к тому, что врач не только принимает на себя обязанность действовать, исходя из блага пациента, но и самостоятельно решает, в чем именно это благо состоит.
Слайд 6
Таким образом, патернализм несет в себе насильственное ограничение
свободы личности, обусловленное “заботой” о ее благополучии.
Слайд 7
Примеры иллюстрируют характер возникающих при этом проблем:
Врач не
сообщил пациенту о том, что у него рак, так
как больной неоднократно заявлял, что при таком диагнозе покончит с собой. Свой поступок врач объясняет нежеланием нанести ущерб больному.
Врач отказывает в проведении аборта женщине, будучи убежденным, что впоследствии она будет жалеть об аборте.
Врач игнорирует просьбу больного решить вопрос о способах его лечения без его участия, полагая, что больной сам должен решать, что ему лучше. Ни в одном из этих случаев нет и признаков принуждения. И тем не менее решения, принятые врачами, проникнуты духом патернализма.
Слайд 8
Некомпетентность больного, его страх и растерянность перед непривычной
обстановкой, инструментами, манипуляциями, непонятной терминологией, его угнетенное психосоматическое состояние
и вместе с тем его порой наивная вера в силу медицины и надежда на врача -все это заставляет больного трепетать перед людьми в белых халатах (иногда даже перед санитаркой не в меньшей степени, чем перед врачом) и ставит его в положение зависимости от них.
Слайд 9
Врач, тщательно исследовав состояние больного, устанавливает наиболее приемлемое
для каждой конкретной ситуации лечение, направленное на полное выздоровление.
Последнее слово в выборе мер лечения остается за врачом.
Слайд 10
Подразумевается, что больной может быть не согласен с
назначенными процедурами, однако он не вполне компетентен в этом
вопросе и впоследствии поймет правильность выбора, сделанного врачом, то есть при расхождении мнения пациента с объективными медицинскими показаниями предпочтение отдается последним.
Слайд 11
Очевидно, что патерналистская модель в отношении человека, который
нередко более образован в целом, чем врач, не может
быть приемлемой.
Слайд 12
Более того, она начинает «играть» не за
врача, а против него, поскольку достигает результата, прямо противоположного
и желаемому, и имевшемуся прежде, – отрицание врача и недоверие к нему, поскольку то же самое «ты», сказанное незнакомым человеком, пусть даже он и врач, ставит его в положение нарушителя канонов элементарной этики, созданной современным обществом.
Слайд 13
Более глубокая этика диалога в сочетании с принципом
информированного согласия вытесняет патернализм, преобладавший в традиционной модели медицинской
этики.
Слайд 14
Современная модель биомедицинской этики предпочитает не абсолютизацию приоритетов
со стороны врача (биолога–экспериментатора) или со стороны пациента (обследуемого),
а согласованность и сотрудничество в обосновании прав и обязанностей обеих сторон, активное привлечение пациентов к принятию решений в выборе методов лечения, особенно в случаях риска для здоровья и жизни человека.
Слайд 15
Эта модель взаимоотношений врача и пациента, несомненно, является
более адекватной характеру и уровню тех проблем, которые стоят
перед биоэтикой и требуют своего разрешения (проблемы эвтаназии, трансплантологии, новые репродуктивные технологии и т.д.).
Слайд 16
Именно поэтому по рекомендации ВОЗ разработана и широко
внедряется новая – автономная модель взаимоотношений врача и пациента.
Слайд 17
Автономная модель взаимоотношений врача и больного- Модель, исходящая
из принципа автономии пациента, предполагает совершенно иной тип отношений.
Слайд 19
В этом случае врач должен опираться на представления
самого пациента о том, что является благом для него,
а точнее - решать этот вопрос в диалоге с ним, не рассматривая собственные представления как единственно правильные
Слайд 20
По-другому при этом решается и вопрос об информировании
пациента. Если в патерналистской модели оно ставится в зависимость
от доброй воли или желания врача, то в данном случае выступает как его обязанность, соответственно по- лучение информации становится правом пациента знать обо всех существующих способах лечения его заболевания и о риске, связанном с каждым из них.
Слайд 21
Право выбора и ответственность уже не сосредоточиваются всецело
в руках врача, а распределяются между ним и пациентом
Слайд 22
Этическими основаниями новой доктрины являются уважение к автономии
личности (ее праву на самоопределение) и стремление к обеспечению
блага пациента.
Слайд 23
При этом следует учитывать:
компетентность пациента, которая зависит
от множества факторов - начиная от его общей культуры
вплоть до психоэмоционального состояния;
2) информированность пациента, предполагающая его право знать всю правду о состоянии своего здоровья и методах лечения;
3) добровольность принятия решения, которая иногда бывает мнимой (больной дает согласие, опасаясь в противном случае ухудшения медицинской помощи и отношения медперсонала).
Слайд 24
Модель предусматривает равноправное партнерство в диалоге “врач -
больной”. Тем самым повышается и ответственность пациента в принятии
решения о лечении, профилактике заболевания, медицинской реабилитации.
Слайд 25
Вместе с тем, реализуя право каждого гражданина на
информирование о со- стоянии его здоровья, врач не должен
упускать из виду один из основных принци пов медицинской этики - “Не навреди”.
Слайд 26
Несомненно, модель автономии пациента более эффективна, чем патерналистская,
но успеха в ее применении можно добиться, лишь соблюдая
профессиональный кодекс, публикуя сведения о правах пациентов, а также создавая та- кую общественную атмосферу, которая способствовала бы терапевтическому диалогу.
Слайд 27
Новое, автономное понимание прав пациента затрагивает и отношения
в системе “больной - медсестра”.
Слайд 28
Медсестра гарантирует охрану частных интересов пациента, обязуясь оберегать
от посторонних информацию конфиденциального характера
Слайд 29
Таким образом автономная модель предполагает принятие надежного в
этическом отношении медицинского решения, основанного на взаимном уважении врача
и больного и их активном совместном участии в этом процессе, требующем компетентности, информированности пациента и добровольности принятия решения
Слайд 30
Использованная литература:
1. БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Под ред.
Т.В. Мишаткиной, С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич Минск, 2008