Слайд 2
Архитектура
одно из древнейших человеческих умений
зачатки архитектуры,
как искусства, возникли в период первобытного общества.
в эпоху
неолита человек начал строить первые жилища, используя природные материалы.
Как область искусства
архитектура оформляется в культурах Месопотамии и Египта,
а как авторское искусство
она складывается к V в. до н.э. в античной Греции.
Слайд 3
архитектура до середины XII в,
находясь
в синтезе с живописью, скульптурой, декоративным искусством
и занимая
среди них главенствующее положение, определяла собой стиль,
причем ее развитие шло от "стиля эпохи",
единого для всех видов искусства и для всего своего времени, эстетически подчиняющего себе науку, мировоззрение, философию, быт и многое другое, до великих стилей и наконец - индивидуальных авторских стилей.
"Стиль эпохи" (романский стиль, готика и ренессанс) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно еще легко приспосабливается к переменам стиля.
Слайд 4
Великие стили –
романский, готика, ренессанс,
барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/-
обычно признаются равноправными
и равнозначными.
На самом же деле великие стили охватывают то большую,
то меньшую область культуры,
то ограничиваются отдельными искусствами,
то подчиняют себе все искусства или даже все главные стороны культуры - сказываются в науке, богословии, быте.
Они могут определяться то более широкой,
то менее широкой социальной средой, то более значительной, то менее значительной идеологией.
При этом ни один из великих стилей не определял полностью культурное лицо эпохи и страны.
Слайд 5
Развитие стилей асимметрично,
что внешне выражается в том,
что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному,
однако от сложного к простому он возвращается только в результате некоторого скачка.
Романский стильРоманский стиль сменяется готическим в течение более ста лет - от середины XII в. до середины XIII в. Простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложненный готический стиль.
Романский и готический стили тесно связаны между собой в своем развитии, причем наиболее творческий период в развитии этих стилей - первый.
Именно в романском периоде создаются технические изобретения и отчетлива связь с философией и богословием, т.е. идеологическая основа стиля.
Готика значительно менее определенна в идеологическом отношении
Слайд 6
РЕНЕССАНС (ВОЗРОЖДЕНИЕ)
С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ РЕНЕССАНСА НАСТУПАЕТ ПЕРИОД ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ИСКАНИЙ,
ПОЯВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
РЕНЕССАНС УСЛОЖНЯЕТСЯ, И ЗА НИМ ЯВЛЯЕТСЯ
БАРОККО
БАРОККО ПЕРЕХОДИТ В НЕКОТОРЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА
(АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, ЛИТЕРАТУРА)
В РОКОКО
ЗАТЕМ ПРОИСХОДИТ ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОСТОМУ
И В РЕЗУЛЬТАТЕ СКАЧКА НА СМЕНУ БАРОККО ПРИХОДИТ
КЛАССИЦИЗМ
РАЗВИТИЕ КОТОРОГО В НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ ЗАВЕРШИЛ
АМПИР
Слайд 7
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Слово произошло от латинского romanus - римский.
Англичане называют этот стиль «норманнским»
Он развивался в западноевропейском искусстве
Х-Х11вв.
Наиболее полно он выразился в архитектуре.
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали и массивные гладкие стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции выбора, монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров. Основным отличительным элементом здания является полуциркульная арка
Слайд 9
ГОТИКА
От итальянского gotico - готский, варварский.
Стиль
в западноевропейском искусстве ХII-ХV вв., завершивший его развитие в
средневековый период.
Термин был введен гуманистами Возрождения, желавшими подчеркнуть "варварский" характер всего средневекового искусства;
в действительности же готический стиль не имел ничего общего с готами и представлял собой закономерное развитие и видоизменение принципов романского искусства.
Как и романское искусство, искусство готики находилось под сильнейшим воздействием церкви и было призвано воплощать в символических и аллегорических образах церковную догматику.
Но искусство готики развивалось в новых условиях, основным из которых являлось усиление городов.
Поэтому ведущим типом готической архитектуры стал городской собор, устремленный ввысь, со стрельчатыми арками, со стенами, превращенными в каменное кружево /что стало возможным благодаря системе аркбутанов, переносящих давление свода на внешние столбы - контрфорсы/.
Готический собор символизировал порыв к небу; этой же цели должно было служить его богатейшее декоративное убранство - статуи, рельефы, витражи.
Слайд 11
ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС)
В начале ХV в. во Флоренции был
создан новый архитектурный стиль – ренессанс (от французского возрождение)
на основе характерных для ее идеологий рационализма и крайнего индивидуализма
складывается впервые личность архитектора в современном смысле слова, в противоположность зависимости средневекового архитектора от цеха каменщиков.
Слайд 12
БАРОККО
Стиль в искусстве, развивавшийся в европейских
странах в XVI-XVII (В некоторых странах - до сер.
ХVIIIв.). Название происходит от итальянского bаrоcco - причудливый, странный. Есть и иное объяснение происхождения этого термина: так называли бракованные жемчужины голландские моряки. Долгов время олово "барокко" несло отрицательную оценку. В XIХв. отношение к барокко изменилось, чему послужили работы немецкого ученого Вельфлина.