Слайд 2
На острове Крит и полуострове Пелопоннес находились важнейшие
центры эгейской культуры. Эта загадочная цивилизация стала известна благодаря
археологическим раскопкам в конце XIX – начала XX в. Развиваясь параллельно с культурами Др. Египта и Др. Междуречья, она не только переняла некоторые характерные для них элементы, но и сама создала замечательные образцы в архитектуре, вазописи и декоративно-прикладном искусстве.
Слайд 5
Замечательным памятником эгейской архитектуры является знаменитый Кносский дворец,
обнаруженный на Крите английским археологом Эвансом, в начале 20
века.
Слайд 6
Не меньшую известность среди памятников эгейского искусства получили
Львиные ворота в городе Микены на полуострове Пелопоннес, сохранившиеся
до наших дней.
Слайд 8
Длинной лентой проходят сцены торжественных церемоний, религиозные процессии,
связанные с культовыми праздниками, игры и развлечения детей, театральные
представления, кулачные бои и ритуальные танцы со священным быком. Также художники стремились запечатлеть полет бабочки, раскрывающийся бутон цветка, игру дельфинов на воде, птиц, парящих в небесах.
Слайд 9
На Крите был широко распространен культ быка, а
царь Минос почитался как воплощение этого священного животного. Почти
не касаясь копытами земли, мчится огромный бык, тяжело нагнув свою могучую голову и выставив вперед рога. Изгиб его туловища напоминает большой гимнастический снаряд. Один из акробатов схватился за рога, готовится к грациозному сальто прямо над головой животного. Художник настолько искусно запечатлел весёлую и непринуждённую игру акробатов, что мы забываем о смертельной опасности подобных трюков. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека, торжествующего над грозной и могучей природой.
Слайд 13
Используя всего пять красок (черную, белую, голубую, желтую
и красную), они создавали богатейшую цветовую палитру, наполненную жаркими
лучами солнца, прозрачной голубизной неба и теплыми водами Эгейского моря. Даже пострадавшие от пожара фрески не утратили свежести и сочности красок. Им, как и египетским фрескам, свойственна условность цвета: мужские фигуры пишутся темной кирпично-красной краской, а женские – светлой.
Слайд 15
на Крите в одной из пещер у селения
Камарес, были обнаружены замечательные произведения керамики, удивляющие техническим совершенством,
необычностью и разнообразием форм, оригинальностью орнаментальных ритмов и живописностью рисунка. В вазописи (росписи сосудов) нашло отражение мироощущение человека, чувствующего свою неразрывную связь с природой, стремящегося запечатлеть ее праздничную красоту и гармонию.
Слайд 16
Брюсов Валерий Яковлевич
Они пленительны и нежны,
Они изысканно-небрежны,
То гармонически
размерны,
То соблазнительно неверны,
Всегда законченны и цельны,
Неизмеримо-нераздельны,
И завершенность линий их
Звучит,
как полнопевный стих.
От грозных и огромных пифов
До тонких, выточенных скифов,
Амфоры, лекифи, фиалы,
Арибаллы и самый малый
Слайд 17
Каликий, все — живое чудо:
В чертах разбитого сосуда,
Загадку
смерти разреша,
Таится некая душа!
Как исхищренны их узоры,
Ласкающие сладко взоры:
В
запутанности линий гнутых,
То разомкнутых, то сомкнутых,
Слайд 18
Как много жизни претворенной,
Пресыщенной и утомленной
Холодным строем красоты,
В
исканьях новой остроты!
И вот, причудливо согнуты,
Выводят щупальцами спруты
По стенкам
нежные спирали;
Плывут дельфины на бокале,
Слайд 19
И безобразны и прекрасны;
И стебель, странно-сладострастный, —
Па что-то
грешное намек, —
Сгибает девственный цветок.
На черном поле звезды —
рдяны,
Горят, как маленькие раны,
А фон лазурный иль червленый
Взрезают черные фестоны;
Слайд 20
Глазам и сладостно и больно,
И мысль прикована невольно
К
созданиям чужой мечты,
Горящим светом красоты.
Глубокий мрак тысячелетий
Расходится при этом
свете!
И пусть преданья мира — немы!
Как стих божественной поэмы,
Как вечно ценные алмазы,
Гласят раздробленные вазы,
Что их творец, хотя б на миг,
Все тайны вечности постиг!
Слайд 21
Удивительно разнообразны формы этих керамических изделий: это небольшие
чаши, кубки, вазы для фруктов, горшки и кувшины с
тончайшими стенками. Подобная роспись керамических изделий получила название стиля Камарес.
Слайд 26
Эта знаменитая ваза произведение в своём роде уникальное
и в то же время характерное для эгейского стиля
вазописи. Осьминог охватил своими длинными и гибкими щупальцами поверхность ассиметричной вазы с ее плавным, закругленным контуром и такими же ручками.