Слайд 2
Мировая художественная культура - совокупность культурных достояний всех
стран и народов.
Следовательно, полностью описать все разнообразие и
богатство форм творчества невозможно, поэтому в истории мировой литературы выделяют лишь основные течения и тенденции, которые имели наибольшее влияние на ее развитие.
Слайд 3
стиль — совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления
или индивидуальную манеру художника
"Стиль" - понятие многозначное. В повседневной
жизни мы употребляем понятие "стиль одежды", "стиль моды”, "стиль жизни", "стиль работы".
Слайд 4
История культуры делится на определенные периоды. Она состоит
из первобытной культуры, культуры Древнего Мира (Древний Египет), античной
(Древняя Греция и Рим).
В западноевропейской культуре выделяется
- романский период
- готика
- эпоха Ренессанса (Возрождения)
- барокко
- классицизм
- романтизм
- реализм
- импрессионизм
- культура XX столетия.
Стиль порождается определенной эпохой, вместе с ней эволюционирует и отмирает или переходит в другой стиль, который во многом от него отличается и проходит этап становления.
Слайд 5
Античность: культура и искусство
Термин "античность" происходит от латинского
слова antiquus – «древний". Им принято называть особый период
развития Древней Греции и Рима. Античное искусство стало основой общеевропейской и мировой художественной культуры.
Главным принципом античного искусства было соблюдение геометрических пропорций и симметрии. Наиболее ярко это проявилось в архитектуре и скульптуре. Ведущими архитектурными сооружениями Древней Греции были храмы, театры, общественные здания. Они отличаются простотой форм, изысканностью, отсутствием лишних деталей.
Слайд 7
Римское скульптурное искусство заслуживает особого внимания. Его характерной
чертой является исключительный реализм в воспроизведении черт человеческого лица.
Благодаря римской скульптуре до нас дошли портреты известных полководцев, императоров, философов, писателей.
Слайд 8
Романский стиль
Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в
Европе в X-XII вв., один из важнейших этапов развития
средневекового европейского искусства. Название стиля происходит от латинского слова romanus - "римский". Это объясняется тем, что романские постройки во многом следовали признакам римской архитектуры.
Слайд 9
Основными зданиями романского периода стали
храм-крепость и замок-крепость, для которых
характерны строгие геометрические формы, толстые стены, маленькие окна.
Слайд 10
В эпоху романского искусства развивались и различные виды
живописи: миниатюра, монументальная живопись, витраж.
В музыке романского периода ведущее
место отводилось церковному пению на основе григорианского хорала (единогласного мужского пения или хорового пения в унисон).
Слайд 11
Готический стиль
Готический стиль - это художественный стиль, который
оказался завершающим этапом в развитии средних веков культуры стран
Западной Европы (между серединой XII и XVI веков).
Готический стиль отобразился преимущественно в архитектуре храмов, соборов, церквей.
Слайд 12
На период готики пришелся расцвет книжной миниатюры -
иллюстрирования рыцарских романов. Музыкальное искусство в эпоху готики переживало
обновление. Традиции светской музыки проникали в церковную. Стали популярными духовные песни на местных диалектах, в гимны ввели сжатые рифмованные тексты, близкие к светской лирики.
Слайд 13
Стиль эпохи Возрождения
Возрождение, или Ренессанс — эпоха в
истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков
и предшествующая культуре нового времени.
Возрождением эту эпоху называют потому, что художники начали обращаться к культурным достижениям античной культуры.
Для живописи эпохи Ренессанса характерно сближение художников с природой, соблюдение законов анатомии, перспективы, действия света.
Слайд 14
Архитектура Ренессанса является своеобразным возвращением к принципам и
формам античного искусства. Особое значение в строительстве предоставлялось симметрии,
пропорции, геометрии и порядка составных частей.
Слайд 15
Профессиональная музыка в эпоху возрождения потеряла характер сугубо
церковного искусства и ощутила влияние народной музыки. Эпоха Возрождения
завершилась появлением новых музыкальных жанров - сольной песни, кантаты, оратории.
Слайд 16
МАНЬЕРИЗМ
Маньеризм (итал. manierismo, от maniera
— манера, стиль), направление в западноевропейском искусстве 16 в.,
отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений .
Эль Греко "Христос на Масличной Горе", 1605. Национ. гал., Лондон
Слайд 17
Характерные особенности стиля
Маньеризм (вычурный):
Изысканность.
Вычурность.
Изображение фантастического,
потустороннего мира.
Изломанность
контурных линий.
Световой и цветовой контраст.
Удлинение фигур.
Неустойчивость и сложность поз.
Слайд 18
Если в искусстве Возрождения человек – владыка
и творец жизни, то в произведениях маньеризма он –
малая песчинка в мировом хаосе.
Маньеризм охватывал различные виды художественного творчества – архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно – прикладное искусство.
Эль Греко "Лаокоон", 1604-1614
Слайд 19
Галерея Уффици
Палаццо дель Те в Мантуе
Маньеризм в
архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически
не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо). В маньеристском духе выдержано здание Галереи Уффици во Флоренции.
Слайд 20
БАРОККО
Барокко (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль,
преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в
искусстве Европы, центром которого была Италия. Этот стиль зародился в Риме и распространился в других странах после эпохи Ренессанса.
В центре конфликт «Бог- Человек-Природа»
Слайд 21
Началом нового стиля - строительство небольшой церкви
ордена иезуитов
— Иль Джезу в Риме, начатое в 1568 г.
по проекту
Джакомо Виньолы. Процесс рождения нового стиля можно наблюдать на
выходящем на небольшую площадь главном фасаде, выполненном в 1575 г. По
проекту Джакомо делла Порта: колонны и пилястры сдвигаются друг к
другу, группируются попарно, разрывается антаблемент, поверхность
фасада перегружается сильными ритмическими элементами.
Слайд 22
Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церкви
ордена
иезуитов — Иль Джезу в Риме, начатое в 1568
г. по проекту
Джакомо Виньолы. Процесс рождения нового стиля можно наблюдать на
выходящем на небольшую площадь главном фасаде, выполненном в 1575 г. По
проекту Джакомо делла Порта: колонны и пилястры сдвигаются друг к
другу, группируются попарно, разрывается антаблемент, поверхность
фасада перегружается сильными ритмическими элементами.
Слайд 23
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ
БАРОККО:
Пышность.
Вычурность.
Изогнутость форм.
Яркость красок.
Обилие позолоты.
Обилие витых колонн
и спиралей.
Слайд 24
Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность,
жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света
и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии.
Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела
Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.
Слайд 25
Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных
искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры,
живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко.
Версаль
Слайд 26
Во Франции, создан один из самых замечательных
Барочных дворцовых
ансамблей — Версаль (1668-
1689), ставший образцом для роскошных загородных
резиденций
европейских монархов, включая и русских.