Слайд 2
Барокко искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры
17-18 веков.
В разное время в термин "барокко"
вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину).
В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века.
От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.
Слайд 3
Искусству барокко свойственны:
грандиозность,
пышность и динамика,
патетическая приподнятость,
интенсивность
чувств,
пристрастие к эффектной зрелищности,
совмещению иллюзорного и реального,
сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Искусству барокко свойственны:
грандиозность,
пышность и динамика,
патетическая приподнятость,
интенсивность чувств,
пристрастие к эффектной зрелищности,
совмещению иллюзорного и реального,
сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Слайд 4
Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений:
вместо паломничеств — променад (прогулки в парке);
вместо рыцарских
турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры;
вместо мистерий — театр и бал-маскарады.
Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков).
В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Слайд 5
Человек эпохи барокко
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется
с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем
тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
Слайд 6
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle:
«мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и
бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.
Слайд 7
В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости,
вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature)
— это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.
Слайд 8
Для барокко характерна идея спящего Бога — деизм. Бог мыслится не
как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир
подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться.
Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии», а Карл Линней систематизирует биологию «Система природы» . Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.
Слайд 9
Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые
пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся
путешественники и искатели приключений: судовой врач Гулливер и барон Мюнхгаузен.
Слайд 10
Барокко в живописи
В живописи большое значение приобрели эмоциональное,
ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка.
Слайд 11
У истоков традиции барокко в живописи стоят два
великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие
самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.
Слайд 12
Барокко в архитектуре
На смену простым геометрическим формам, принятым
в эпоху Возрождения, приходят сложные композиции, пышная декоративность.
Слайд 13
Преобладающие модные цвета: приглушенные пастельные тона; красный, розовый,
белый, голубой с желтым акцентом.
Линии: причудливый выпукло
- вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.
Форма: сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры.
Характерные элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.
Конструкции: контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.
Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.
Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор
Слайд 14
Аккуратное равновесие частей здания заменяется построением сложных рисунков
из элементов фасада. Они прогибаются, завиваются и обволакивают друг
друга, взаимодействуя между собой и с окружающим пространством.
Слайд 15
В XVIII веке в правление Петра I получает развитие
в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко»
(более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.
Слайд 16
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире:
Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия).
Слайд 17
Барокко в скульптуре
Первым новшеством, привнесенным скульптурой барокко, стал
интерес к драматической сложности и многообразию мира.
Главное внимание
уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, изображавших определенный момент какого-то действия.
Скульпторы стремились к включению зрителей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены.
Слайд 18
Барокко в литературе
Писатели и поэты в эпоху барокко
воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания
часто сочетались с их аллегорическим изображением.
Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами.
Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
Слайд 19
Музыка барокко
Стиль Барокко в музыке отличает, с одной стороны, стремление
к глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и
синтезу искусств - (опера, оратория, кантата, пассионы), с другой - к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров)
Слайд 20
Барочная мода
При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал.
Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других
странах быстро переняли французскую моду.
Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме.
Европейские костюмы носили также и в России, до Петра I, некоторые аристократы, хотя не повсеместно.
Слайд 21
Женское платье было в отличие от платья предыдущего
периода, не на каркасе, а на подкладке из китового
уса. Оно было уже, плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф.
Слайд 22
В моду также вошли зонтики, у женщин — муфты,
веера.
Без меры использовалась косметика. Появились мушки, лица и
парики пудрили для белизны, а черная мушка создавала контраст.
Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках.
Как мужчины, так и женщины, носили трости.
Слайд 23
Барокко в интерьере
Декоративность фасадов находила продолжение внутри здания, в
интерьере. Сложные изгибы лестниц из камня вели в пышно украшенные залы,
созданные для праздничных торжеств и церемоний .