Слайд 2
Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года.
Отец
будущего художника был сыном крестьянина из южной части Литвы
- Дзукии. Свое будущее отец мальчика связал с искусством, а именно с музыкой, играл на органе.
Мать будущего художника Адель родом из немецкой семьи евангелистов, покинувших Германию из-за религиозных преследований.
Слайд 3
Спустя 3 года после рождения Микалоюса семья переселилась
в Друскининкай.
Заметив у мальчика прекрасный слух и неординарные музыкальные
способности, отец начал обучать его музыке.
Слайд 4
С 1889 по 1893 год Чюрленис занимался в
оркестровой школе М. Огиньского в Плунге. Здесь он учился
играть на флейте и пытался сочинять музыку.
Слайд 6
Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи,
с которой он был не в силах совладать. Отныне
музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве.
Слайд 7
Чюрленис упорно трудился, пополняя свои альбомы все новыми
набросками, эскизами, этюдами с натуры, усердно работал над гипсовыми
масками. Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса».
Слайд 8
В 1904 году в Варшаве он поступает в
Школу изящных искусств. В школе он увлеченно занимается астрономией,
космогонией, индийской философией и особенно творчеством великого поэта и мудреца Индии Рабиндраната Тагора.
В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году в Вильнюсе открылась Первая Литовская художественная выставка. Неповторимые картины Чюрлениса завораживали тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба - циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.
Слайд 9
Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит
зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей»,
фантастических видений, мистики – «Сотворение мира», «Знаки Зодиака», народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты», сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд».
В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург.
Слайд 10
В Петербурге у них не было ни работы,
ни денег, ни друзей. Не смотря на все трудности,
что-то необъяснимое держало художника в этом городе. Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыку и написал свои лучшие картины. К сожалению, он не смог удержать жену, не привыкшую к такому образу жизни. Она вернулась домой.
В Петербурге Чюрленис познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как Мстислав Добужинский, Лев Бакст, Рерих, Лансере, Константин Сомов, что существенно облегчило его существование в Петербурге. Они дали ему возможность зарабатывать и участвовать в выставках.
Слайд 11
В Петербурге у него завязался надежный контакт с
кружкомАлександра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился
в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги».
В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах.
Слайд 13
Начиная с 1909 года художник все чаще и
чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание,
невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние.
В 1909 году Чюрленис написал картину, которая называлась «Баллада о черном солнце». Над миром восходит черное солнце, его черные лучи пересекают небо и гасят его краски. Сквозь мрак вырастает башня, кладбищенские колокольни и крест. Все это отражается в темной воде, плещущейся у подножья башни. И над всем этим, простерев черные крылья, реет зловещая птица, вестник беды и несчастья.
Слайд 14
Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться
с друзьями и знакомыми. Жена перевозит его домой в
Друскининкай.
В 1909 году врачи обнаружили у него душевную болезнь. В начале 1910 года его помещают в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Ему запретили рисовать и заниматься музыкой. Это еще больше обостряет его тяжелое состояние. Позднее он сбегает из больницы в лес. Кружа по лесу, не в состоянии найти дорогу на волю, он возвращается в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг. 10 апреля 1911 года художника не стало.