Слайд 3
Дом в Мохенджо-Даро. Реконструкция III тыс. до н.э.
В
глубокой древности на территории Индии существовала высокоразвитая цивилизация, названная
Хараппской по основному месту раскопок.
Слайд 4
Большая купальня III тыс. до н.э. из Мохенджо-Дар
В
долине Инда сохранились руины городов бронзового века (2500–1500 гг. до
н. э.) со строгой планировкой улиц, системой водоснабже-ния, дворцами и общественными зданиями.
Слайд 5
Богиня-мать
III тыс. до н.э. из Мохенджо-Даро
Терракота
индуизм
Слайд 6
Богиня реки
Ганг V в.
Северная Индия
Терракота
Слайд 7
Бог Брахма – (один из богов ариев)
создатель и правитель мира. Он дал людям законы
Отвечает за
вечный калейдоскоп природных форм.
Пантеон индуизма
Слайд 8
Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая
и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может
и спасти.
«Танцующий бог Шива».
Бронза. 11–12 вв.
Шива .VIII-IX вв. Штат Химачал-Прадеш, Индия
Латунь.
Слайд 9
Бог Вишну - хранитель спасает людей от разных
бедствий, например от потопа. Вишну неоднократно принимал земные воплощения,
аватары, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы.
Вишну VII в. Пакистан Бронза
Слайд 10
Храм - модель Вселенной.
Мистическим аналогом тела – жертвы
и горы служит индуистский храм, такой как храм Шивы
Кадарья Махадева в Кхаджурахо.
Слайд 11
Кхаджурахо в Центральной Индии – место, где расположен
огромный храмовый комплекс. Он
был построен в 950-1050 гг.
и включает свыше 80 сооружений. Храмы
(их сохранилось лишь 24) воздвигнуты по воле могущественных правителей династии Чанделла.
Слайд 12
В каждом храме в основании высокой, украшенной орнаментом
башни было устроено пещерообразное святилище, в недрах которого хранилось
изображение божества.
Слайд 13
Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии
при картографировании этой местности.
Всемирная известность пришла к храмам только
в 20-м веке.
Слайд 14
Храм Лакшмана (Lakshman Temple) - самый старый храм
западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году н.э.
Слайд 15
Основание храма лежит на массивной плите украшенной интересными барельефами,
повествующими о военных походах армии великой Чандельской династии.
Слайд 16
Барельефы храма
В центре барельефа изображен Вараха - одно из воплощений Бога
Вишну.
Слайд 17
Барельеф посвященный Ганешу
Ганеша, сын Шивы и Парвати, в индуизме, считается
богом мудрости и благополучия.
Обычно он изображается в виде полного человека с головой
слона и одним бивнем.
Слайд 18
Очень искусно выполненные, водостоки храма
Слайд 19
Внутри храма атмосфера волшебная. Из небольших окон храма струится
рассеянный свет. Он выхватывает из мрака прекрасно сохранившиеся фигуры небесных танцовщиц
и богов. Эти барельефы притягивают взгляды и завораживают посетителей этого священного места.
«Человек-лев» –
реинкарнация Вишну
Слайд 20
Перед храмом стоит каменный павильон, построенный между X
и XI в.в. Внутри статуя Вараха — воплощением Бога Вишну
в образе Вепря.
Вишну в аватаре Варахи, выполняя просьбу богов, спустился в океан, чтобы поднять Землю на своих клыках со дна. Это ему удалось после 1000 – летней битвы.
Слайд 21
Статуя выполнена из песчаника и тщательно отполирована. Тело Вепря украшено
барельефом из 674 фигур основных богов и богинь индуистского пантеона. Статуя
возвышается над змеем Шеша — тысячеголовым змеем, царем всех Нагов.
Слайд 22
Вепря когда-то обнимала Притхви, богиня Земли, от которой следы
на теле вепря: рука на шее кабана и пара ступней.
Потолок над статуей выполнен в виде резного изображения лотоса.
Слайд 23
Самой крупной и знаменитой постройкой является храм Кандарья-Махадева,
посвященный Шиве – одному из трех верховных богов .
Построен он был в XI в. 31-м в высоту храм Шивы олицетворяет священную гору Меру, окруженную колоннами-шпилями (всего 84). В святилище находится особое изображение бога – Шива-Линга, сделанное из мрамора.
Слайд 25
Архитектура храма
Святилище венчает самая высокая башня,
олицетворяющая гору
Меру.
Огромная золотая гора считается центром земли и Вселенной;
на
ней живут высшие боги (Индра, Брахма, Вишну, Шива и другие).Это космическая вертикаль, соединяющая небо и землю.
В Кхаджурахо есть шиваистские, вишнуитские и джайнские храмы.
Слайд 26
Главная шикхара – возвышается над землей на 35,6
метров. Небольшие храмы-святилища пониже, тоже производят впечатление величественных сооружений.
Высота цоколя, на котором стоят шикхара и святилища, составляет 4 метра.
Главную башню окружают 85 маленьких, повторяющих ее силуэт.
Слайд 27
Скульптурный декор нарастает вверх по объёму(«набухающая форма) очень
правдиво передаёт форму, фигуры кажутся живыми, эффект усиливает резьба.
Украшения располагаются в определённой последовательности: полосы из цветов и растений, животные, птицы, духи природы.
Слайд 28
Слоны – наиболее вocтpeбованный образ, поскольку их массивные
туши визуально созвучны мощной пластике здания и, кажется, служат
ему надежной опорой.
Слайд 29
Рельеф нижней зоны органично перерастает в барельеф, изображающий
Шиву, Вишну и прочих божеств индуистского пантеона, помещенных в
ажурные ниши. Но нaстоящим пиршеством для глаз является гoрельеф на колоннах.
Слайд 30
Высота большинства статуй – 75-90 см; они представляют
многообразные картины земной и небесной жизни, изваянные с великолепным
чувством пластики тела и тончайшей проработкой деталей.
Слайд 31
Любовные сцены связаны с тантрийскими верованиями, в основе
которых лежат представления о животворящей силе единения женского и
мужского начал. На стенах храмовых построек они символизировали благополучие и плодородие. Откровенные эротические изображения, живые и утонченные, шокировали английских археологов в начале XX века.
Слайд 33
Над входом в храм изгибается, вырезанная из единого куска камня,
гирлянда. . С обеих сторон портика вырезаны крокодилы, глядящие
друг на друга с небольших колонны. Скульптуры соединены мелкими фигурками, богато украшенными тонкой резьбой.
Слайд 34
При возведении блоки из песчаника вытачивали и собирали
на земле, а затем поднимали и осторожно устанавливали. Камень
украшали резьбой как на земле, так и после установки.
На камень наносился ярко paскpaшенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без тoгo выразительную и динамичную пластику храма.
Слайд 35
От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение
божества на землю, к людям. В обратном направлении –
как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Декор же внутри храма с преобладанием в нем гeoмeтрических форм указывает на связь с миром божественным.
Размещено на http://www.nashashcola.ru/