Слайд 4
Ещё Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.) объяснял
зрительное ощущение воздействием попадающих в глаз атомов, которые испускает
светящееся тело. Вероятно первое описание строения человеческого глаза дано в работах Галена (130 – 200 гг.). Хотя это описание очень несовершенно, но в нем уже упоминается зрительный нерв, сетчатка, хрусталик.
Слайд 5
Восприятие цвета
Свет различается только длиной волны. Зрительная система
человека совершает с длиной волны нечто удивительное: она превращает
ее в цвет, причем из разных длин волн получаются различные цвета. Например, свет с короткой длиной волны (450-500 нанометров) выглядит синим; свет со средней длиной волны (примерно 500-570 нанометров) выглядит зеленым; а свет с большой длиной волны (620-700 нанометров) выглядит красным (рис. 4.15).
Слайд 6
Восприятие цвета
Как человек воспринимает цвета? Возьмем к примеру яблоко.
В полной темноте яблоко не имеет цвета. Для того, чтобы
получить восприятие цвета нам нужен источник света.
Говоря проще, отраженный от поверхности объекта свет попадает в глаза, информация о нем передается в мозг, который воспринимает цвет. Яблоко имеет красный цвет, потому что его поверхность отражает красную составляющую и поглощает остальную часть светового спектра. Потом отраженный свет попадает в глаз, а оттуда передается в мозг человека.
Слайд 7
Различие между цветами
Различные источники света
Вы когда-нибудь покупали
яблоки, выглядевшие красными и очень спелыми в бакалейной лавке
и гораздо менее привлекательными при флуоресцентном освещении дома?
Характеристики света от источников, таких как солнце, флюорисцентные лампы или лампы накаливания отличаются. Одно и тоже яблоко будет иметь различные оттенки под воздействием света от каждого из этих источников.
Слайд 8
Цветовые иллюзии восприятия
Слайд 19
Последовательный эффект контраста
Посмотрите на зеленый квадрат в течение
30 секунд, а затем – на точку в центре
квадрата справа. Вы должны увидеть красный квадратик. Красный и зеленый – комплиментарные цвета. Феномен восприятия цвета иным образом после созерцания другого цвета в течение определенного промежутка времени вызван остаточным изображением второго цвета.
Слайд 20
Эффект контраста цветности
Этот эффект имеет место, когда два
контрастирующие по яркости цвета помещаются рядом друг с другом.
Будучи помещенным на яркий фон, синий квадрат тускнеет, и, наоборот - выглядит ярким на более тусклом фоне. То же произошло бы и с любым другим цветом.
Слайд 21
Эффект контраста тона
Оранжевый цвет на фоне красного выглядит
несколько желтоватым, а на желтом фоне приобретает красноватый оттенок.
Это еще раз иллюстрирует влияние фона, на котором находится цвет на его восприятие.
Слайд 22
Эффект контраста яркости
Один и тот же серый квадрат
выглядит более ярким на темном фоне и соответственно темнее
– на светлом.
Слайд 25
Зелёный цвет – болеутоляющий, гипнотический. Он влияет на
нервную систему, снимая раздражительность. Бессонницу, усталость, понижает кровяное давление
и поднимает тонус.
Слайд 26
Голубой цвет – антисептический. Он эффективен при воспалениях
и нагноениях. Чувствительному человеку голубой помогает больше, чем зелёный,
но от его «передозировки» возникают некоторая усталость и угнетённость.
Слайд 27
Оранжевый цвет стимулирует чувства и ускоряет пульсацию крови,
не влияя при этом на кровяное давление. Он имеет
сильное стимулирующее действие, создаёт чувство благополучия и веселья, но может утомить.
Слайд 28
Жёлтый цвет оказывает стимулирующее воздействие на мозг и
поэтому эффективен при умственной недостаточности.
Слайд 29
Красный цвет обладает теплотой. Он стимулирует мозг, эффективен
при меланхолии, но в то же время легко оказывает
раздражающее воздействие.
Слайд 30
Фиолетовый цвет увеличивает выносливость ткани, воздействуя на сердце,
лёгкие и кровеносные сосуды.
Слайд 31
Интересна следующая классификация цветов по их психологическому воздействию
на человека.
1. Стимулирующие (тёплые) цвета, способствующие возбуждению и
действующие как раздражители:
* Красный – волевой, жизнеутверждающий;
* Оранжевый – тёплый, уютный;
* Жёлтый – контактирующий, лучезарный.
Слайд 32
2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:
* Фиолетовый –
углублённый, тяжёлый;
* Синий – подчёркивающий дистанцию;
* Светло-синий
– уводит в пространство, направляющий;
* Сине-зелёный – подчёркивает движение, изменчивость.
Слайд 33
3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:
* Розовый –
нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
* Лиловый – замкнутый,
изолированный;
* Пастельно-зелёный – ласковый, мягкий;
* Серовато-голубоватый – сдержанный.
Слайд 34
4. Статичные цвета, способные уравновесить, отвлечь от других
возбуждающих цветов:
* Чисто-зеленый – требовательный, освежающий;
* Оливковый –
успокаивающий, смягчающий;
* Желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий;
* Пурпурный – изысканный, претенциозный.
* Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражения (серые), гасят его (белые), помогают сосредоточиться (черный).
Слайд 35
5. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие
вяло, инертно:
* Охра – смягчает рост раздражения;
* Коричневый,
землистый – стабилизирующий;
* Темно-коричневый – смягчающий возбудимость.
Слайд 36
6. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:
*
Темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие.
Слайд 37
Следовательно, и физическое, и психическое воздействие цвета во
многом определяются личностными характеристиками воспринимающего человека. Индивидуальность восприятия цветовых
композиций позднее была обоснована в работах немецкого психолога М.Люшера, который доказал, что состояние (содержание сознания, эмоциональность) реципиента в момент контакта с объектом может влиять на его отношение к одному и тому же цвету.
Слайд 40
Психология восприятия цвета
Психология восприятия цвета
Психология восприятия цвета
Психология восприятия
цвета
Психология восприятия цвета
Слайд 42
Психология восприятия цвета - красный
Стимулирует, снабжает очень сильной,
но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию.
В больших
количествах может провоцировать ярость, гнев.
• Насыщенный красный — цвет, выражающий скорость, мощь, игру, опасность и страсть.
• Красный захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план.
• Красный создает ощущение тепла. Кофе кажется горячее в красной чашке, нежели в зеленой.
Предпочтение красного цвета означает уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях.
Отклонение красного цвета: страх переживаний, физическое и нервное истощение.
Слайд 44
Ключевые значения и символика:
• огонь,
• жара,
• жизнь,
•
энергия,
• активность,
• воля,
• борьба,
• страсть,
• агрессия,
• гнев.
Слайд 47
Психология восприятия цвета - желтый
Это яркий, радостный, стимулирующий
цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает
концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений.
Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма.
• Желтый цвет — самый счастливый цвет спектра, он олицетворяет тепло, оптимизм и радость.
• Желтый активно выступает в пространстве, и поэтому считается самым заметным цветом; его предпочитают для дорожных знаков и различного рода упаковок.
• Желтый цвет стимулирует ясное мышление.
• Желтый цвет активизирует другие цвета, делая горячие гаммы сияющими и оживляя прохладные цвета.
• Обилие желтого может утомить. Его приглушенные тона располагают к общению, а золотистые связаны с представлением о богатстве.
Предпочтение желтого цвета означает желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Иногда: самообольщение, самопринуждение, поверхностность, неуверенность в будущем.
Отклонение желтого цвета: разочарование, тревожное состояние, утомление от зрительных впечатлений.
Слайд 48
Ключевые значения и символика:
• солнце,
• день,
• свобода,
•
праздник,
• веселье,
• терпимость,
• упрямство,
• критичность,
• беспокойство,
• предательство
Слайд 51
Психология восприятия цвета - зеленый
Это жизнь, рост, гармония.
Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе
друг к другу.
• Бледно-зеленый — успокаивающий и расслабляющий цвет. Способствует улучшению зрения.
• Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости.
• Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом.
• Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах.
• Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежны и великодушны.
Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Иногда: сомнение в себе, низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.
Отклонение зеленого цвета: перенапряжение нервной системы, страдание от гнета или суровой ситуации.
Слайд 52
Ключевые значения и символика:
• природа,
• жизнь,
• вера,
•
гармония,
• экстравертность,
• естественность,
• доброта,
• мягкость,
• ипохондрия,
• эгоизм
Слайд 55
Психология восприятия цвета - голубой
Прежде всего, это успокаивающий
цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу
безопасности и доверия.
Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.
• Почти все наши ассоциации с голубым имеют положительный характер, что подтверждает его ободряющее и умиротворяющее воздействие.
• Цвет морской волны внушает уважение, выражает лояльность, доверие, надежность и целостность.
• Голубой может раздвигать пространство, и кажется, что время в его присутствии течет медленнее.
• Во многих культурах темно-синий отождествляется с богатством, а лидеров награждают «голубой лентой».
Предпочтение голубого цвета означает стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент.
Отклонение голубого цвета: бегство от разрядки и покоя, слабость, длительная депрессия, недостаток дружеских связей в коллективе, неудовлетворенное честолюбие, стремление к превосходству.
Слайд 56
Ключевые значения и символика:
• ветер,
• небо,
• холод,
•
лед,
• чистота,
• искренность,
• разговор,
• тактичность,
• замкнутость,
• равнодушие,
• манипулирование.
Слайд 60
Сдвиг эмоциональной чувствительности по Э.Т.Дорофеевой
Слайд 61
Функциональное состояние НС
Тип сдвига
1. Аффективное возбуждение (АВ): нетерпение,
гнев, ярость (характерно для дисфорий)
К
связанные с удовлетворением потребности, радость
К<З<С
3. Функциональное расслабление (ФР): спокойствие
З<К<С
4. Функциональное напряжение (ФН): настороженность
З<С<К
5. Функциональное торможение (ФТ): эмоции, связанные с неудовлетворение потребности, печаль
С<З<К
6. Аффективное торможение (АТ): «пассивные» аффекты — растерянность, дискомфорт, страх (характерно для глубоких депрессий)
С<К<З
Слайд 62
Положительное
Отрицательное
Нейтральное
Лабильное
Слайд 64
Аппликация из манки (Божья коровка)
Принцип тот же, что
и при "рисовании" картин рисом и горохом.
Слайд 65
”Волшебные платочки”.
Для выполнения одной работы отводится от
одного до четырёх занятий, здесь нельзя рассчитывать только на
умения ребёнка, его надо заинтересовать и помочь ему довести начатое дело до конца. Поэтому широко используются игровые приёмы и игры. В этой игре дети учатся составлять геометрические и растительные узоры, выкладывают из геометрических фигур различных животных и птиц, а иногда и целые сюжеты из их жизни. Учатся подбирать тёплые и холодные, родственные и контрастные цвета. Закрепляют понятия “ритм”, “повтор”, “симметрия” и т.д. Эти умения и знания дети применяют в оформлении работы различными орнаментами.
Слайд 75
Зоо- и антропоморфные орнаменты
Слайд 79
“Осенние листочки”, “Морозные узоры”, “Цветы для мамы”
Слайд 82
Есть такая детская игра - смотреть сквозь цветные
стекла