Слайд 2
Литографский камень представляет собой плиту мелкозернистого плотного известняка.
Изображение на нём рисуют жирным литографским карандашом, потом обрабатывают
поверхность камня химическим составом и печатают оттиск на специальном печатном станке и на особой литографской бумаге. Такой оттиск называется литографией.
Слайд 3
Чарушин с азартом брался за камень, и
литографские оттиски хранят на себе явственные следы этой атаки:
мешанина штрихов, как бы беспорядочно пересекающихся друг с другом, дробное зерно карандаша, рассыпающегося на поверхности камня, удары кистью в самых плотных местах и вихрь царапин, которыми он испещрял всё изображение, ослабляя его там, где нужно, и ещё сильнее обогащая его и без того сложную фактуру. Эта мешанина удивительным образом превращалась в красивый и цельный оттиск клише.
Слайд 4
Чарушин выработал свой подход – чисто живописный
и, быть может, самый убедительный, во всяком случае, до
сих пор остающийся самым убедительным. Он рисует не контурно, необычайно искусно передавая фактуру шерсти или перьев.
Слайд 5
В 1929 году Чарушин издал две книги «Вольные
птицы» и «Разные звери». Эти книги являются книжками-картинками, где
весь текст состоит из подписей «Медведь», «Ворона», «Кабаны» и прочее.
Слайд 6
«Кабаны» - сходное движение двух фигур по диагонали,
но оно затруднено, утяжелено пластикой зверей да ещё перебито
мелкими пёстрыми фигурками поросят.
Кабаниха с кабанятами.
Иллюстрация к книжке Е.Чарушина «Разные звери» 1929г.
Слайд 7
«Медведь» - тяжёлая статичность: большая туша развёрнута симметрично
и фронтально (маленькие глазки упёрлись в зрителя) и плотно
сидит на странице – в состоянии задумчивости или сосредоточенности.
Слайд 8
«Ворона» - профильное, немного торжественное расположение очень серьёзной
нахохленной птицы заключает в себе мягкий комизм: ворона серьёзное
существо, она может быть смешной, но легкомысленной – никогда.
Слайд 9
В «Мохнатых ребятах» 1933 года появился смешной лисёнок,
недовольно шипящий на ёлочку.
Лисёнок. Эстамп. 1939г.
Слайд 10
В эстампе «Рысёнок» в зелени вокруг рысёнка затаились
мышки, «идёт он ночью на мышей охотиться».
Рысёнок. Эстамп 1939г.
Слайд 11
Чарушин часто возвращался к излюбленным темам и мотивам,
варьируя их – и даже, уже исполнив один из
лучших своих листов «Волчата», год или полтора спустя снова захотел немного по-иному нарисовать свернувшихся клубком волчат и вставил в свою книжку «Про сороку», хотя там они ему как писателю не были нужны.
Волчата. Эстамп. 1932г.
Слайд 12
«Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных
в своей беспомощности и интересных потому, что в них
угадывается уже взрослый зверь» - говорил Е.И.Чарушин.
Кабанята и волчонок. Иллюстрация к книжке Е.Чарушина «Мохнатые ребята».1929г.
Слайд 13
Ходил медвежонок по лесу и посматривал вокруг: не
растут ли где ягоды, которыми можно полакомиться? Нашёл ягоды
и давай лакомиться. А потом устал и сел. Мишка объелся, веточка с постылыми ягодами висит изо рта.
Слайд 14
С 1941 года Чарушин начинает иллюстрировать сказки.
Сказка начала его привлекать как своеобразный взгляд на мир,
как иные отношения художника с миром.
Самой первой проиллюстрированной сказкой стал
«Упрямый котёнок» И.Балышева.
Слайд 15
Чарушин принёс в сказку своё – глубокое понимание
и ощущение психологии животных. Он редко, только там где
без этого не обойтись, прибегает к приёмам прямого очеловечивания животных: ставит их на задние лапы, обряжает в человеческие костюмы. С каким опасливым, напряжённо-мучительным выражением Волк, смотрит на приближающегося Медведя: всё, конец – сейчас раздавит.
Слайд 16
В 1947 году Е.И.Чарушин проиллюстрировал большой сборник О.Капицы
«Русские сказки про зверей». Эти работы он выполнил тушью.
Слайд 17
В начале 50-х годов Чарушину пришлось оставить две
свои излюбленные техники выполнения рисунка: чёрно-белый рисунок тушью и
литографию, и перейти к живописи, так как его искусство подверглось критике.
Слайд 18
Источники изображений:
Интернет-ресурсы:
1. Фон «Листья» - Автор Смирнова О.В.
Папка «Лето» - http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/2568788/
2. Фон «Цветы» - Автор
Смирнова О.В. Папка «Лето» - http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/3410066/
3. Литографский камень- Автор О.Пилипенко «Рецепты доофсетных технологий» - http://www.compuart.ru/Archive/CA/2010/7/1/Ris_5.jpg
4.Портрет Чарушина - «Художник-анималист Евгений Чарушин» http://zhivris.ru/wp-content/uploads/2009/07/19503.jpg
5. Портрет Чарушина в молодости - Автор Д.Герасимова. «Волшебный мир зверей и птиц» http://bibliogid.ru/system/files/2881/original/i_charushin_1.jpg
6. Ворона – Автор Д.Герасимова. «Волшебный мир зверей и птиц» http://bibliogid.ru/system/files/2888/original/i_charushin3_2.jpg
7. Медведь - Автор Д.Герасимова. «Волшебный мир зверей и птиц» http://bibliogid.ru/system/files/2887/original/i_charushin5_3.jpg
8. Волчата - «Художник-анималист Евгений Чарушин» http://zhivris.ru/wp-content/uploads/2009/07/59821.jpg
10. «Упрямый котёнок» - Автор Д.Герасимова. «Волшебный мир зверей и птиц» http://bibliogid.ru/system/files/2898/original/i_charushin6_2.jpg ; «Художник-анималист Евгений Чарушин» http://zhivris.ru/wp-content/uploads/2009/07/87321.jpg
11. «Русские сказки про зверей» - «Художник-анималист Евгений Чарушин» - http://zhivris.ru/wp-content/uploads/2009/07/80908.jpg; http://zhivris.ru/wp-content/uploads/2009/07/79822.jpg ; http://img-fotki.yandex.ru/get/9326/23308995.27/0_88fe9_37e9aa32_XL.jpg ;
12. Кабаны - «Художник-анималист Евгений Чарушин» http://zhivris.ru/wp-content/uploads/2009/07/27888.jpg
13. Лисёнок - http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/298/297505/297505_html_m462f5d32.jpg
14. Рысёнок - http://stat11.privet.ru/lr/080e7dfaf128e70eb98c1b4d514da3a2
15. Медвежонок с ягодами. - http://s004.radikal.ru/i207/1206/7a/07651fc59caf.jpg
Сканированное изображение из книги:
Волчонок и кабанята – Кузнецов Э.Д. Звери и птицы Евгения Чарушина – М.: Советский художник, 1983