Слайд 2
Алимпий
(? - 1114)
Киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI века, ученик
греческих мастеров. По свидетельству современников, «добро извык хытрости (мастерства) церковной, иконы писать хитр бе зело».
*
Слайд 3
Согласно легендам из «Слова о
первом русском иконописце Алимпие» («Киево-Печерский патерик») , многие произведения
Алимпия были созданы при участии божественного промысла.
Слайд 4
Уже перед смертью,
из-за физической немощи, Алимпий не мог исполнить заказ. Тогда
к нему явился ангел и «в 3 часы икону написа». Алимпий же воспринял помощь свыше, как должное: «Добре сътворил еси. Богъ поможетъ тобе зело хытро написати сию икону, и ее съделалъ ю есть».
Слайд 5
Достоверные произведения Алимпия не сохранились.
Известно, что будучи иноком Киево-Печерского монастыря, Алимпий принимал участие
в росписи его Успенской церкви, разрушенной фашистами в 1941 г.
Слайд 6
Собор Успения Божьей матери до восстановления
Успенская церковь. Ноябрь
1941 года.
Слайд 7
Феофан Грек
(ок. 1337- п. 1405)
Феофан, "родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев
отменный живописец", расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле, где он прожил более тридцати лет.
Слайд 8
В Новгородской III летописи первая
работа Феофана упоминается под 1378 г. Здесь говорится о
росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве.
Слайд 9
Христос здесь исполнен яростно-могучей силы,
величия. Черными, полными всезнания глазами смотрит он сверху на
верующих справедливым судией. Он грозен, но милостлив. Об этом свидетельствует надпись, которую Феофан начертал вокруг Христа: «С небе призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников».
Спас Пантократор.
Роспись храма Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
Слайд 10
Андрей Рублев
(ок. 1370 – ок. 1430)
Сведения о Рублеве весьма скудны. В «Житии
Сергия Радонежского» о нем сказано: «Андрей иконописец преизрядный и всех превосходят в мудрости зелне...». Современники называли его также «мужем в добродетели съврьшенным».
Слайд 11
Впервые имя Рублева упоминается
в летописи под 1405 г., когда он вместе с
«Феофаном иконником гречином» и «Прохором старцем с Городца», «начаша подписывати» Благовещенский собор Московского Кремля.
Слайд 12
Самостоятельное творчество Рублева началось в
90-х годах XIV в. с росписи алтарных столбов Успенского
собора на Городке в Звенигороде, куда его пригласил вместе с другими троицкими иконниками князь Юрий Дмитриевич.
Слайд 13
Вместе с Даниилом Черным, дружба
с которым прошла через всю его жизнь, Рублев работал
над миниатюрами-иллюстрациями Евангелия Хитрово и Морозовского Евангелия из Успенского собора Московского Кремля.
Слайд 15
В 1408 г. Рублев и
Даниил Черный расписали Успенский собор во Владимире
Слайд 16
АндрейРублев
Успенский собор во Владимире
Слайд 17
Иконостас Успенского собора — самый
большой из русских иконостасов. Центральную икону успенского иконостаса —
«Спас в силах» и икону апостола Андрея написал Рублев.
Слайд 18
Андрей и его друг Даниил
умерли в 1427 г. от «морового поветрия» и погребены
в Спасо-Андрониковом монастыре. В 1988 г. Русская православная церковь канонизировала Рублева.
Слайд 19
Согласно «Сказанию о святых иконописцах»,
Никон Радонежский повелел Рублеву «написати образ пресвятыя Троицы в
похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу». И в 1411 г., в расцвете творческих сил, Рублев создал свой великий шедевр — «Троицу» (ГТГ).
Слайд 20
Образ «Троицы» — это воплощение
человеческой любви в самом высоком ее созидательном смысле, «побеждающей
ненавистную рознь мира сего».
Слайд 21
Дионисий
(ок. 1440 - до 1508)
Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и
1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Паф-нутьево-Боровском монастыре.
Слайд 22
В 1481 г. Дионисий получил
новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он
должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса).
Слайд 23
Деисус этот был "вельми чудесен"
и еще больше прославил имя Дионисия. Яркая праздничность и
парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета.
Слайд 24
Наиболее значительной работой Дионисия стали
монументальные росписи - фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
(1495-96). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями.
Слайд 25
Ушаков Симон Федорович
(1626-1686)
Усердие и
талант привели Ушакова в Оружейную палату Кремля, где к
тому времени собрались изографы со всех концов России. В Оружейной палате он трудился более двадцати лет. Его работоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты, делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода, Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря.
Ушаков возглавляет иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и последователей.
Слайд 28
Владимирская икона Богоматери
1668г
Слайд 29
Князь М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна.
Ок. 1630г