Слайд 2
Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии,
где оно выразило себя с наибольшей силой, также Нидерланды,
Германию, Францию, Испанию. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Под ним подразумевают «не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии»
Слайд 3
Реформация (от лат. reformatio — преобразование) представляла собой
такое же мощное религиозное движение, каким ныне является, к
примеру, фундаментализм в исламских странах. Оба они выступали за возвращение к изначальным ценностям веры (к ее фундаменту) и требовали серьезных изменений (реформации) существующей религиозной практики.
Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера (1483—1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Идеологи Реформации отрицали необходимость католической Церкви с ее иерархией и духовенства вообще, права Церкви на земельные богатства, отвергая католическое Священное предание в целом. Под идейным знаменем Реформации проходили крестьянские войны 1524—1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных преобразований в его духе).
Слайд 4
Немецкое Возрождение стало завершением духовного (лютеранская реформа) и
социального (возвышение крестьянства) кризиса, который длился полвека и сильно
изменил средневековую Германию. С творчеством трех художников — Грюневальда (между 1470 и 1475—1528), Дюрера (1471—1528) и Гольбейна Младшего (1497 или 1498—1543) — связан «золотой век» немецкой живописи. Не обладая цельностью итальянского Ренессанса, немецкое Возрождение развивалось в хронологически короткий период и не имело своего логического продолжения.
Слайд 5
Альбрехт Дюрер – немецкий живописец и график. Основоположник
Возрождения в Германии. В напряженно – экспрессивных формах, фантастических
образах воплотил ожидание всемирно – исторических перемен, выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства. Создал полные силы и энергии образы человека реформационной эпохи, людей из народа. Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик. Теоретик искусства.
Слайд 11
Портрет молодого человека, Бернхарта ван Рестена. Дюрер
Слайд 14
Современниками Дюрера были крупные мастера живописи Ганс Гольбейн
Младший, Грюневальд и Лукас Кранах Старший (1472—1553).
Точным, четким
по характеристике портретам (живопись и рисунок) Гольбейна Младшего, его картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мертвый Христос», 1521). Грюневальд, жизнь которого еще мало изучена, представляет другое направление немецкого Возрождения: чувства для него господствуют над разумом, a субъективность — над объективным анализом. Гений художника воплотился в главном произведении — «Изенгеймском алтаре» (1512—1515), где мистические образы соседствуют с гуманистическими, просветленными. Его творчество, связанное с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматической силы, напряжения, динамизма.
Слайд 15
Грюневальд (Матис Нитхардт) – немецкий живописец эпохи Возрождения.
С 17 в., его называли Грюневальд. Его творчество, связанное
с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматической силы, напряжения, динамизма. Мистические образы соседствуют с гуманистическими просветленными. Готические традиции выразились в трагических образах, в экспрессии линий, мощных аккордах цвета.
Слайд 20
АНГЛИЙСКИЙ Ренессанс прославился не столько живописью и архитектурой,
сколько театром. Его расцвет пришелся на конец XVI —
начало XVII века, достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616). Конец XVI века — период небывалого оживления театральной жизни в Англии, время экономического подъема и превращения страны в мировую державу. Его именуют еще «елизаветинской эпохой». Вырос престиж театра; актеров, ранее презираемых бродячих комедиантов, окружали всеобщим вниманием, они пользовались покровительством меценатов-вельмож. В 1576 году в Лондоне открылся первый общедоступный театр, к середине 80-х годов таких театров было уже несколько. Труппа Шекспира, получившая в 1589 году статус королевской, сменила не одну сцену, пока наконец в 1598—1599 гг. для нее не было построено постоянное помещение, названное Театр «Глобус». Драматург Шекспир стал совладельцем театра. Пьесы Шекспира (всего их насчитывается 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи.
Слайд 21
Босх (ван Акен) – нидерландский художник, один из
крупнейших мастеров Северного Возрождения. Философская насыщенность образов, созданных Босхом,
ставят их на один уровень с произведениями Леонардо да Винчи и Дюрера. Подготовив своими бытовыми и пейзажными наблюдениями реализм голландской живописи17 в., он в то же время оказался дальним предтечей модернитско – авангардной поэтики абсурда.
Слайд 26
Брейгель – нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал
уроки итальянской живописи 16 в. Создал глубоко национальное искусство,
опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания.
Слайд 28
Битва поста и масленицы. Брейгель