Слайд 2
Олонхо - древнейшее эпическое искусство якутов (саха).
Наиболее яркой
страницей устного народного творчества саха является древний героический эпос
олонхо, состоящий из множества больших сказаний. С олонхо начинается якутская философия – жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту. Благодаря архаичности сюжета олонхо отражает древние космогонические, тотемические и культовые представления народа.
Слайд 3
Истории, составляющие основу сюжета якутского олонхо происходят на
фоне фантастического мира, который делится на три яруса: верхний
(небо), средний (земля) и нижний (преисподняя).
Слайд 4
Верхний мир — это небеса. Они состоят из
нескольких «ярусов» (восемь, девять), каждый из которых является как
бы отдельным небом. На небе живут божества аййы, — добрые и злые. Главную часть неба, его верхние ярусы, занимают добрые божества во главе с Юрюнг Аар Тойоном
Слайд 5
Айыы́ — божества традиционных верований якутов. Согласно мифологии,
айыы — жители Верхнего мира, прародители народа саха. Айыы
не принимают кровавых жертвоприношений, и поэтому им преподносят жертвы растительного происхождения и молочные продукты.
Слайд 6
«Юрюнг Аар Тойон»
На широком нижнем кругу
Восьмислойных,
огненно-белых небес,
На
вершине
трехярусных светлых небес,
В обители полуденных лучей,
Где воздух ласково
голубой,
На престоле, что вырублен целиком
Из молочно-белой скалы…
Говорят – восседает он,
Говорят – управляет он,
Белый Юрюнг Аар Тойон.
Слайд 7
Средний мир — страна человеческого племени айыы аймага.
В Среднем мире живет также множество иччи и мелких
духов. Средний ярус в олонхо рисуется в виде плоского круга, края которого изогнуты, как носы охотничьей лыжи. Посредине среднего яруса растет вечнозеленое восьмиствольное священное дерево Аал Кудук Маас, в котором обитает дух Хозяйки Земли – Аан Алахчын – хотун.
Слайд 8
Н В Нижнем мире (Утугэт терде — преисподняя)
живут абаасы. Их глава — Арсан Дуолай. Это во
всех отношениях антипод Юрюнг Аар Тойона. ижний ярус находится за горами, на севере, где лежит ледовитое море и где вечно пасмурное небо. Там живут исконные враги людей среднего яруса. Богатыри нижнего яруса хитры, коварны и неуловимы.
Слайд 9
Абасы (якут. Абааһы) — у якутов злые духи
верхнего, среднего и нижнего миров.
Согласно некоторым мифам абасы имеют
облик человека ростом с лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища. Всё вредное и гадкое — растения и животные созданы абасами. Они искушают людей, подбивая их на преступления, насылают на них бедствия и болезни, многие из абасов могут лишить людей рассудка. Они питаются душами людей и животных. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву абасам животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой угрожают абасы.
Слайд 10
«Нижний мир»
По ущелью обширный лег перевал,
А за перевалом
– провал…
Там крутыми уступами горный путь
Опускается в Нижний мир.
Слайд 11
Сюжеты
Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой
— это богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная
их функция — борьба за создание семьи и защита интересов племени. Противоборствующей силой в олонхо является племя Абаасы. Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов семьи и племени. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи:
Боги и Богини.
Слайд 12
Основная тема
Основная тема олонхо — это судьба эпического
племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем
мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы. Отверженные потомки божеств Айыы, изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями
Слайд 13
Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках
Средней земли. Главный герой обычно носит имя Эр Соготох
(букв. Муж Одинокий). Это имя имеет эпитет «эрэйдээх-буруйдаах», т.е. многострадальный, познавший много бед. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха. Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абаасы — враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену. И таким образом он становится родоначальником племени ураангхай саха.
Слайд 14
Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы
от разрушительных действий Абаасы. В некоторых сказаниях богатыря, призванного
стать защитником племени, божества Верхнего мира спускают с неба, в других же олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.
Слайд 15
Олонхосут
В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый
репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо.
Олонхосут – человек
с особым даром. Он помнит наизусть до двадцати тысяч стихотворных строк, может несколько суток подряд рассказывать богатырский эпос. Чтобы овладеть искусством олонхосута, требуется не только хорошая память и не только богатый разнообразными регистрами голос певца, но и выразительная мимика, способность перевоплощения, владение традиционной манерой пения.
Слайд 17
Исполнение
Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся
разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие
сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением.
Мелодии выполняют важную функцию в создании образа. Каждый персонаж наделен соответствующей его характеру и
деяниям традиционной мелодией
Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абаасы.
Слайд 18
Вывод:
Олонхо как жанр устного народного творчества восходит к
дописьменной культуре. Оно развивалось повсеместно, стихийно, аккумулируя и воспроизводя
духовные ценности, базовые представления об окружающем мире, отражающем социальный опыт народа, тем самым выполняя одну из важных функций бытования нематериальной духовной культуры. В то время исполнитель и создатель олонхо выступал в одном лице, представляя собой одаренную, неординарную личность.
Слайд 19
Вопросы:
Все, что вы знаете про мифологическое устройство мира
олонхо.
Кто пел олонхо?