Слайд 2
Результат вашего проекта
создайте
модель понятия «классицизм»
Слайд 3
Предположите, что окажется важным для создания модели понятия
«классицизм»?
Определите основные компоненты модели этого понятия
Слайд 4
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:
Для создания модели понятия «классицизм» окажется необходимым
понять:
Концепцию человека в восприятии художников-классицистов;
Картину мира, отраженную в произведениях
классицистов;
Основные эстетические принципы классицизма, то есть концепцию прекрасного.
Слайд 5
Почему век классицизма называют «золотым»?
Ответить на этот вопрос
вам помогут разные виды искусства:
Живопись (какова концепция человека, отраженная
в живописи классицизма?);
Архитектура (как отразился в архитектуре классицизма античный идеал гармонии?);
Скульптура (какое художественное воплощение нашли основные принципы классицизма в скульптуре?)
Садово-парковое искусство (в чем истоки прелести и пышной красоты садов и парков классицизма?)
Слайд 6
Эпоха возникновения классицизма как литературного направления
Классицизм (в переводе
с латинского classicus – образцовый, изучаемый в классе) возник
во Франции в 17 веке. Это была эпоха укрепления абсолютной монархии, утверждения дворянской государственности. Однако ей предшествовали общественная смута, исторический хаос: после смерти короля Людовика тринадцатого его сыну – будущему «королю-солнце» Людовику четырнадцатому - не было и пяти лет, а потому фактически страной правил фаворит королевы итальянец кардинал Мазарини. Национальная гордость французов была настолько уязвлена, что все социальные слои приняли участие в гражданской войне против власти кардинала.
Слайд 7
Людовик четырнадцатый – «король-солнце»
Власть пришла к Людовику четырнадцатому
только после смерти кардинала Мазарини. Именно в эту эпоху,
продлившуюся более полувека, Франция стала процветающей и сильной державой. Царствование Людовика четырнадцатого является классическим примером абсолютизма: конечно, Людовик был далек от идеального монарха, однако вошел в историю как король-строитель и просветитель. В его царствование Франция пережила расцвет культуры классицизма, связанный с именами Мольера, Корнеля, Расина, Буало, Пуссена, Вольтера.
Слайд 8
Возникновение классицизма в России
В Россию классицизм пришел
почти на век позже и связан прежде всего с
именем Петра Великого. Реформы Петра превратили Россию из страны, истерзанной безвластием, произволом «смутного» 17 века, в сильную державу, совершившую стремительный рывок в европейскую культуру.
Похоже, не правда ли, на ситуацию во Франции: хаос и гармония, разрушение и расцвет.
Слайд 9
Золотой век Екатерины
При Екатерине Второй, пришедшей к
власти после череды смутных, тревожных лет, классицизм пережил эпоху
наибольшего расцвета. Екатерина продолжила укрепление самодержавной государственности, усиление экономической и военной мощи России – страны, вошедшей на равных в европейскую цивилизацию.
Слайд 10
Как вы думаете, что эпоха укрепления абсолютизма
требовала от искусства?
Слайд 11
Проверьте свои предположения:
Искусство призвано прославлять монарха, служить укреплению
монархического абсолютистского государства;
Основной пафос искусства – служение обществу, утверждение
человека – деятеля, подчинившего чувства разуму, способного на самопожертвование во имя выполнения высшего долга;
Долг искусства – утверждать веру в то, что гармония противостоит хаосу – и внешнему (разобщенность и смута), и внутреннему (стихия страстей в человеке).
Слайд 12
Классицизм в живописи
Величайшим художником классицизма был французский живописец
Никола Пуссен (18 век). Господствующий в произведениях художника ясный
композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека.
Картина «Царство Флоры» создана на основе античной легенды: герои, погибающие в расцвете сил, превращаются после смерти в цветы и оказываются в царстве Флоры. Жизнь человека неразрывна с жизнью природы, всё подчиняется разумным законам мироздания.
Слайд 13
В основе сюжета картины «Танкред и Эрминия» лежит
легенда о том, как герой Танкред берет в плен
прекрасную волшебницу Эрминию, полюбившую его. Танкред сражается с мавром и, несмотря на победу, умирает от ран. На полотне Пуссена изображен момент, когда Эрминия отсекает мечом свои прекрасные волосы, обладающие волшебной силой, чтобы перевязать своему любимому раны и спасти его.
Слайд 14
Картина Пуссена «Аркадские пастухи» написана на античный сюжет.
По античному преданию, счастливые пастухи страны Аркадии не знали
зла и смерти. Но подпись на гробнице: «И я был в Аркадии», - повергает их в смущение и печаль. Оказывается, в мире есть смерть – открытие этого закона мироздания пришло к героям картины лишь сейчас.
Каков общий эмоциональный тон картины: ощущается в состоянии пастухов трагизм этого открытия или нет?
Слайд 15
«Человек и мироздание». Как решает Пуссен эту вечную
философскую тему: подчинен человек законам мироздания или противостоит им?
Слайд 16
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ КЛАССИЦИЗМА
МАСТЕР РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ ЭПОХИ
КЛАССИЦИЗМА - Антон Лосенко.
Картина «Владимир и Рогнеда» создана
на исторический сюжет: новгородский князь Владимир просил руки половецкой княжны Рогнеды, однако получил отказ. Гнев оскорбленного князя был разрушителен: он убил отца и двух братьев Рогнеды, взяв ее в жены против воли. Художник изобразил момент, когда Рогнеда узнает о коварном убийстве.
По законам классицистической эстетики художник помещает главные фигуры в центре, выделяя их цветом и светом. Страдание не может обезобразить благородные лики, и в горе герои сохраняют изящество и величие. Вся группа напоминает театральную сцену: уравновешенность композиции, скульптурная статика поз и жестов, чистый, почти без оттенков, цвет.
Слайд 17
Как вы думаете, почему художник изобразил Владимира не
жестоким убийцей, а влюбленным рыцарем? Как в этом отразилась
классицистическая концепция человека?
Слайд 18
Русский парадный портрет 18 века
Один из крупнейших портретистов
18 века – Дмитрий Левицкий.
Его творчество включает все виды
портрета – от монументально-парадного до камерного. Екатерина Великая изображена Левицким в виде законодательницы в храме богини Правосудия. Всё: поза, жест императрицы, выражение ее лица – обнаруживает величие защитницы справедливости и общественной гармонии.
Слайд 19
Перед вами два парадных портрета Екатерины Второй кисти
австрийского художника И.Б.Лампи, приглашенного в Россию Потёмкиным в качестве
придворного живописца. Как вы думаете, почему эти картины так схожи?
Слайд 20
Камерный портрет
Портреты Фёдора Рокотова отличает неповторимая, лишь ему
присущая живописная манера: лики словно выступают из мерцающего мрака,
черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотна Рокотова отличаются от традиционной классицистической живописи изысканностью и богатством цветовых сочетаний. Художника привлекает гармония внешней и внутренней красоты, одухотворенность человека. Рокотову особенно удавались женские образы, с их мягкостью и лирическим очарованием. Один из таких образов – портрет А.П.Струйской.
Слайд 21
Вступите в диалог с искусствоведами: прокомментируйте каждое из
следующих положений
Живопись классицизма отличает уравновешенность композиции: явно выделенный композиционный
центр, в котором размещены главные герои. Полотно часто напоминает театральную сцену.
Художники стремились подчеркнуть в человеке только возвышенное, прекрасное и совершенное, игнорируя при этом низменное, безобразное и уродливое. Даже страдание героев не искажает их лица: они остаются изящны и благородны, как прекрасные герои античных трагедий.
В колорите доминируют ясные, чистые цвета. Нет полутонов и оттенков, смешения и «буйства» красок.
Русский парадный портрет подчеркивает не столько индивидуальность человека, сколько его общественную роль: «монарх», «ученый», «поэт».
Слайд 22
Классицизм в архитектуре
Удивительна по своей гармонии архитектура классицизма.
Пожалуй, именно в архитектуре и садово-парковом искусстве традиции классицизма
сохранились дольше всего. Всемирной славой пользуются произведения российского зодчества 18-начала 19 веков, в первую очередь ансамбли Петербурга и его пригородов. Они придают «Северной Пальмире» неповторимый облик, который превратил ее в один из самых красивых городов мира.
Один из памятников раннего классицизма в Северной столице – Адмиралтейство, созданное по проекту А.Захарова. Здание украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. На шпиле – флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга.
Слайд 23
Градостроительство классицизма развивало концепцию «идеального города».Обратите внимание
на эти прямые линии улиц, симметрию и уравновешенность архитектурных
ансамблей. Как это обнаруживает классицистический идеал прекрасного?
Слайд 26
Перед вами Дом Пашкова в Москве, созданный архитектором
Василием Баженовым.
Какие черты классицизма вы видите?
Слайд 27
Русская дворянская усадьба
Удивительны русские дворянские усадебные ансамбли:
Архангельское, Останкино, Кусково и многие другие.
Искусство ансамбля в загородных
парковых усадьбах – крупный национальный вклад русского классицизма в мировую художественную культуру.
Слайд 28
Основной комплекс поместья обычно располагался на высоком берегу
реки или холме, а потому был виден издалека. Белые
колонны символизировали свет и чистоту, желтые стены здания – «золотой век», зеленые крыши вместе с окружающей зеленью садов и парков – надежду и вечную молодость, обширные поляны и лужайки – Елисейские поля.
Слайд 29
Русская дворянская усадьба не раз вдохновляла художников своей
нежной поэтичностью, легкой печалью, тонкой красотой
( картины С.Жуковского
и В.Борисова-Мусатова).
Слайд 30
Идеал античности в эстетике классицизма
Всмотритесь в эти архитектурные
произведения: Парфенон – храм Афины Парфенос в Греции, созданный
в середине 5 века до нашей эры; колоннада Казанского собора в Петербурге, Пантеон в Париже. Что общего вы в них находите? Что это обращение к идеалу античности открывает нам в классицистической концепции Прекрасного?
Слайд 32
Этьен Фальконе
«Медный всадник»
В середине 18 века Екатерина
Вторая задумала создать памятник основателю Санкт-Петербурга Петру Великому, для
чего был приглашен французский скульптор Этьен Фальконе. В духе просветительской философии 18 века Фальконе представил Петра как «созидателя, законодателя, благодетеля своей страны». Мощная бронзовая фигура всадника, осадившего и вздёрнувшего на дыбы скачущего коня, полна героического пафоса, стремительный порыв сочетается в ней с торжественным величием. Доставка цельного камня, прозванного «гром-камнем», на котором высится фигура Петра, заняла 9 месяцев: 400 человек с помощью специальных устройств сначала тащили камень по земле, а затем переправляли на барже по воде.
Слайд 33
Как вы думаете, что в скульптуре Петра Великого
символизируют:
Вздыбленный конь.
Россию, которую реформы Петра превратили в мощное
государство.
Цельный камень в виде огромной волны.
Память о том, что именно Петр Первый завоевал для России выход к морю.
Змея, которую попирает конь Петра.
Противники петровских реформ.
Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость.
Главные цели реформаторской деятельности Петра: просвещение, торговля и военная мощь.
Слайд 34
Обратите внимание на один из основных художественных приемов
классицистов – аллегоричность (отражение отвлеченного понятия через конкретный образ)
В
основе самого крупного петергофского фонтана – «Самсон, разрывающий пасть льва» - миф о герое ветхозаветных преданий силаче Самсоне. Победить льва ему помогает Бог. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы. Образ Самсона олицетворял Петра Первого и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых изображен лев.
Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию «Нимфы, несущие земную сферу»: скульптуры олицетворяют четыре времени года, четыре стихии, четыре главных направления ветра.
Слайд 35
Садово-парковое искусство классицизма
Замечательным образцом садово-паркового искусства классицизма является
Версаль – резиденция французских королей, возведенная при Людовике четырнадцатом.
Три проспекта, как три луча, стянуты к дворцовому комплексу.
Слайд 36
В парке, созданном по проекту А.Ленотра, природа
приняла рациональные, подчас геометрические формы, предписанные ей разумом человека.
Строгая симметрия аллей и прудов, ряды подстриженных цветников и деревьев, скульптуры античных богов и героев, среди которых также изваяния царственных особ французского двора, - таков парк Версаля.
Слайд 37
Версаль часто становился источником вдохновения для русских художников
– прежде всего Александра Бенуа
Слайд 38
Петергоф
Удивителен и ансамбль Петергофа. Хотя он и создавался
почти на столетие позже Версаля, в нем отразились многие
черты классицизма. Понаблюдайте и скажите – какие?
Слайд 39
Проверьте себя
Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного
ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные
фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающего своими просторами и чистотой пропорций.
В комплекс входят архитектурные павильоны, которые строгим благородством линий и колоннами напоминают античные сооружения;
Перед нами рукотворная красота, природа лишена ее естественного облика – всё подчинено разумной уравновешенности: строго продуманные дорожки и тропинки, симметрия, разумная правильность.
Слайд 40
Регулярный парк и картина мира в классицизме
Сады и
парки, подобные Версалю и Петергофу, называются регулярными: их удивительная
красота сотворена по законам гармонии, симметрии, уравновешенности и обнаруживает представление классицистов о мире, противостоящем стихии хаоса. Эта «украшенная природа» есть воплощение не столько естественности, сколько идеального образа мира, стройного и гармоничного целого.
Слайд 41
Обратите внимание на синтез архитектурных сооружений, скульптурных композиций,
природного окружения – это характерно для классицизма. Как вы
думаете – о чем говорит эта идея архитектурно-природного комплекса?
Слайд 42
Создайте модель понятия «классицизм», используя следующие параметры:
классицизм
концепция
человека
картина
мира
концепция
прекрасного