Слайд 2
Василий
Васильевич
Андреев
1861-1918 гг.
Слайд 3
Выдающийся русский музыкальный просветитель, создатель
первого Великорусского оркестра
Василий
Васильевич Андреев.
1861-1918 гг.
Слайд 4
В.В.Андреев родился
3 января 1861 г. в Бежецке,
уездном городе Тверской губернии.
Его отец, Василий Андреевич, был
- купцом первой гильдии, почетным гражданином Бежецка, попечителем городской больницы.
Мать Софья Михайловна была из обедневшей дворянской семьи, она прекрасно говорила по - французски, играла на рояле, пела, знала литературу.
Маленький Вася с ранних лет соприкоснулся с фольклорной стихией и на всю жизнь запомнил сотни поговорок и прибауток, частушек, загадок и рифмованных детских моральных историй.
Слайд 5
В 1864 г Софья Михайловна вышла замуж за
отставного военного инженера штабс-капитана Нила Николаевича Сеславина.
Вскоре мать
купила имение Андреевское в сельце Марьине Лугининской волости Вышневолоцкого уезда (ныне Удомельский район Калининской области).
Мальчик частенько находился в людской, слушал русскую народную песню и восторженно наблюдал пляску.
« А как плясали русскую! Сначала осторожно, плавно, а потом – душа нараспашку, показывай, кто на что горазд, чтобы все косточки заходили, чтобы все суставчики забродили».
Слайд 6
В 1872 семья переехала в столицу. А 1875
году неожиданно умер отчим, и мать решила посвятить себя
сыну.
В гимназии Вася учился средне. Однако много читал, больше занимался музыкой.
Три года занимался с преподавателем-скрипачом Н.В.Галкиным.
В 14 лет владел 12 инструментами, «не зная ни одной ноты».
В старших классах гимназии увлекся театром.
Слайд 7
Лето 1883г. Василий проводил в Марьино.
В наступившей тишине
зазвучала мелодия «Вдоль по Питерской». Василий увидел работника Антипа
Васильева, игравшего на балалайке.
«Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами может давать столько звуков!»
Балалайка была неказистая, с небольшим корпусом и длинным грифом, с передвижными ладами. Василий попробовал сыграть несколько зачинов. Струны звучали негромко, но бойко и приятно.
В тот вечер он принял решение:
«Играть самому и довести игру
на балалайке до совершенства!».
Слайд 8
В 1884 году на основе старинных образцов бежецкий
мастер Антонов смастерил В.Андрееву первую его балалайку.
Василий быстро
освоил ее и решил сделать концертным инструментом. А для этого требовалось усиление звучности.
Необходимо увеличить корпус инструмента, заменить передвижные перевязки постоянными ладами, чтобы рука не прыгала при игре.
Андреев пришел к мастеру. Иванов заказ принял и уже к весне 1885 года, первая концертная балалайка была готова. На настоящей сцене в зале Благородного собрания в Петербурге Андреев появился лишь в 1886году.
Слайд 9
Андреев решил распространить усовершенствованную балалайку по всей
России, сделать ее любимым инструментом.
Пятиладовая балалайка стала весьма популярна
в Петербурге.
6 марта 1887 года газета «Новое время» сообщила о появлении семиладовой балалайки. А вскоре появилась двенадцатиладовая балалайка, так называемая хроматическая. Ее сделал придворный мастер Ф.С.Пасербский.
Любителей балалайки становилось все больше.
Слайд 10
В России издавна существовали ансамбли народных инструментов –
гусляров, гудошников, лирников. В 70-х гг. 19 века европейскую
известность получил хор владимирских рожечников, а десять лет спустя В.В. Андреев, музыкант, виртуоз игры на балалайке, создал первый в России оркестр русских народных инструментов, завоевавший мировое признание. При этом Андреев не просто собрал исполнителей – по его инициативе и при активном участии были усовершенствованы народные инструменты, обогащено их звучание, открыты новые художественные и технические возможности. Оркестр Василия Андреева часто назывался его современниками "Русский симфонический”.
Слайд 11
Андреев решает создать образцовый оркестр, который мог бы
соперничать с любым другим ансамблем.
Он к осени 1887
г. изготовил маленькую балалайку- пикало, альт, и балалайку-бас. Отобрал лучших учеников на каждый инструмент, и начал репетиции, организовал «Кружок любителей игры на балалайке» ( 8 музыкантов).
Наконец Андреев объявил,
что оркестр «звучит».
Слайд 12
20 марта 1888 г.в зале Городского Кредитного общества
в Петербурге состоялся концерт.
Этот день стал днем рождения
национального оркестра. Оркестр выступал без дирижера, Андреев был исполнителем на балалайке- приме. После триумфа Василий Васильевич стал стремительно готовиться к поездке по городам центральной России.
Слайд 13
Музыканты отправились в Тверь, Москву, Орел, Курск. Только
журнал «Баян» в №19 опубликовал несколько строчек: «Тверь. 2
мая состоялся здесь концерт известного виртуоза на балалайке г.Андреева, игравшего с громадным успехом».
По сообщению местной печати зал был полон. Может быть, потому, что многие интересовались успехами своего земляка?
Каждый номер публика воспринимала горячо, особенно понравилась ей исполнение «Камаринской».
Слайд 14
В 1888 году 25 сентября оркестр дал концерт
в Вышнем-Волочке, уездном центре Тверской губернии, кружок играл песни,
намеченные для зарубежный гастролей.
«В руках г. Андреева балалайка размашисто трещит, гремит в переборах и перекатах удалой «Барыни» и оглашает всю огромную залу».
Слайд 15
Весь сентябрь 1889 г. оркестр гастролировал в Париже.
Парижанам понравился безукоризненно одетый, с безупречными манерами, вежливый, остроумный
Андреев.
Его виртуозная игра на балалайке вызывала восхищение, а исполнение вальсов на маленькой гармонике «черепашке» просто ошеломляло. Понравились и русские мелодии.
Слайд 16
Андреев отлично овладел свирелью, занимается реконструкцией домры.
Мастер
Семен Иванович Налимов изготовил по чертежам В.В.Андреева
домру -
пикало, домру- альт, домру-бас.
В 1896 году домра введена в оркестр.
Слайд 17
В этом же году «Кружок любителей» был назван
Великорусским оркестром. Андреев дал название оркестру по составу инструментов,
принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии, или древнему государству Московскому.
Слайд 18
В 1898 году завершился отбор инструментов для оркестра.
В оркестр введены жалейка, свирель, бубен, накры- род глиняных
литавр, медные оркестровые литавры, звончатые гусли, ложки. Последним приобретением были редкостные прямоугольные гусли (17-18 век) в виде стола.
Слово «гусли» свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово «гусли» выражает совокупность струн. «Гусль» (гусли) в смысле «струны» происходит, очевидно, от старославянского «гYctu» («гудеть»). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн.
Слайд 19
18 декабря музыканты дали концерт в Твери, в
здании Дворянского собрания
( ныне Тверской гарнизонный
Дом офицеров).
«…Публика отбила себе ладони.» Рецензент отметил «высокое мастерство, замечательную сыгранность оркестра».
Состав оркестра 22-24 музыканта.
Слайд 20
В 1899 г Андреев и Насонов выпустили
«Самоучитель для балалайки по цифровой системе с приложением объяснения
вновь принятого строя с пьесами для оркестра балалаек» и « Маленькую школу самоучитель». Появилась первая граммофонная пластинка с записью игры Андреева.
Слайд 21
С 1900 года Андреев гастролирует в Париже,
Лондоне, Германии. На Всемирной выставке в Париже В.В.Андреев был
награжден
Орденом Почетного легиона и
Большой золотой медалью Выставки.
Слайд 22
Великорусский оркестр В.В. Андреева в Париже
Слайд 23
В 1907 году стараниями Андреева в Марьино открылась
школа и он стал ее попечителем. В Марьино Андреев
оборудовал мастерскую для изготовления концертных инструментов( домры и балалайки), которые мастерил по своим чертежам С.И.Налимов.
Слайд 24
С. И. Налимов (1857 – 1916),
Музыкальный мастер -
самородок
С. И. Налимов — «балалаечный Страдивари» в коллективе Андреева.
Он создал непревзойденные и по сей день образцы русских народных щипковых инструментов.
Слайд 25
В конце 1910- начале 1911 коллектив гастролировал в
Америке, побывал Нью – Йорке, Филадельфии, Вашингтоне, Балтиморе, Бостоне,
Чикаго и других городах.
Заголовки статей в газетах свидетельствовали о восхищении рецензентов: «Русский балалаечный оркестр чарует», « Нежная музыка причудливых балалаек», «Наконец нечто новое в музыке» и т.д.
Слайд 26
Всемирная выставка в Париже.
Русский павильон.
В.В. Андреев был избран
почетным членом Французской
академии изящных искусств за введение нового элемента
в музыку.
Слайд 27
Осенью 1912 г. Андреев проехал с оркестром по
западной, южной и центральной России.
Слайд 28
Из России тысячами импортировались балалайки и домры. Великорусский
оркестр был призван явлением международного значения.
Слайд 29
В Америке в 1911 году выпустили грампластинку
с
записью Великорусского оркестра. В 1913 году Андрееву пожаловали титул
надворного советника, а в 1914 году – звание «Солиста его императорского Величества».
Слайд 30
«Народу надо дать доступную музыку, музыку
национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими
национальными инструментами», − писал В.В. Андреев.
Слайд 31
Это трудно сегодня
представить, но Андреев добился, чтобы в армии было введено
обучение игре на балалайке. Тысячи и тысячи мужчин, возвращались из армии домой, научившись хорошо играть на этом инструменте. Андреев считал, что «музыка была до сих пор привилегией образованного общества, между тем значение ее в народе несомненно. Народ тоже имеет свои духовные запросы, и вот эти-то запросы оставались неудовлетворенными.
В.В. Андреев –
неутомимый пропагандист русского музыкального искусства.
Слайд 32
Обучение людей в армии Андреев считал очень удобным,
очень организованным. Научился — демобилизовался — теперь и сам
играй и других учи, пусть все облагораживаются. А музыка облагораживает.
Андреев добился учреждения в войсках штата преподавателей игры на балалайке, а сам он был возведен в должность «заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии».
Слайд 33
В ночь с 24 на 25 декабря 1918
г В.В.Андреев после продолжительной болезни умер. Похоронили его на
Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).
Слайд 34
Василий Васильевич
любил Тверской край,
старался,
чтобы земляки его
владели балалайками и домрами,
помогал организовать ансамбли народных инструментов. Постоянно поддерживал коллектив в Бологом (оркестр, сформировавшийся еще 1898 году). Откликнулся Андреев на просьбу тверского земства, принявшего решение о введении в школах преподавания народной музыки. ( 1913г)
Слайд 35
В 1923 году Великорусскому оркестру было присвоено имя
В.В.Андреева. Насчитывается около 40 произведений В.В.Андреева для балалайки и
фортепиано. Благодаря В.В.Андрееву в настоящее время имеется балалайка от тона контрабаса до пикало.
Слайд 36
В 2002 году в Твери был создан ансамбль
«Губерния».
В 2011 году АРНИ «Губерния» награждён дипломом Лауреата I
степени премии Губернатора Тверской области в сфере культуры и искусства в номинации «За достижения в области музыкального искусства». Основой творческого кредо участники коллектива считают оригинальность .
Слайд 37
В Твери традиции, основанные
В.В. Андреевым в обучении на народных музыкальных инструментах,
продолжают музыкальные школы, музыкальное училище им.М.П. Мусоргского, культпросвет училище им. Л.Н.Львова, Университет.
23 сентября 2011 г.
в Бежецке установлен памятник балалайке.
Главную часть памятника – саму балалайку – вырезал из дерева Алексей Гриднев, резчик из Тутаева Ярославской области.
Слайд 38
«Дорогой Василий Васильевич!
Ты пригрел у
своего доброго сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви
она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой
весь мир»
Ф. Шаляпин
Слайд 39
В.В.Андреев – выдающийся
энтузиаст возрождения русских народных инструментов, основоположник оркестра русских народных
инструментов, блестящий мастер
игры на балалайке,
композитор и
дирижёр.
Слайд 40
Главной идеей Андреева было «соединить фрак с балалайкой»
создать оркестр, построенный по принципу симфонического, в основу которого
легли бы народные русские инструменты. Таким образом, этот коллектив был и по сей день остается явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре.