Слайд 2
Музыкальное искусство Западной Европы особенно активно начало развиваться
в XI веке в связи с изобретением нотной письменности.
Запись нотного текста, а не заучивание музыкальных произведений наизусть позволило композиторам оставлять свои имена в истории.
Слайд 3
Вообще, слово "барокко" в переводе с итальянского означает
"причудливый", "странный". Как художественное направление барокко было распространено во
всех видах искусства – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе и, конечно, в музыке XVII-XVIII веков.
Слайд 4
Одним из таких ярких рассветов в музыкальном искусстве
стала эпоха барокко.
Слайд 5
Музыка – тот вид искусства, который "пострадал" от
украшений и перегруженности ими меньше всего, и все же
они имели место быть, это было особенностью музыки барокко: всевозможные трели, мелизмы и прочие мелодические украшения. Музыка узнаваема, например, яркие концерты Антонио Вивальди – "Времена года".
Слайд 6
Одним из показателей стиля барокко был поиск нового
в музыке. Еще не был сформирован полноценный оркестр, исканиями
композиторов были сочетания самых различных тембров. Еще не были установлены правила и нормы гармонии (это заслуга более позднего периода – венского классицизма). Еще не были созданы и отточены известные ныне жанры, для некоторых из них эпоха барокко стала зарей существования.
Слайд 7
Какие же появились в музыке барокко жанры? Одним
из таких появившихся в эпоху барокко жанров стала опера.
Изначально опера планировалась как возрождение античной трагедии. Инициатором создания стали музыканты, входившие во Флорентийскую камерату. Одним из самых известных представителей камераты стал Якопо Пери, написавший первую дошедшую до нас оперу "Эвридика".
Слайд 8
В результате развития оперы в Италии начали возникать
различные школы, наиболее яркими из них были римская, флорентийская
и неаполитанская, в последней родилось удивительно красивое искусство пения bel canto, которое и по сей день считается эталоном вокального исполнения в музыке.
Слайд 9
Одним из значимых инструментов эпохи был орган. В
Западной Европе он был тесно связан с религией –
католическая церковь использует этот музыкальный инструмент во время служб.
Слайд 10
В эпоху барокко исполнение на этом инструменте приобретает
концертный характер. Появляются выдающиеся исполнители, которых люди просто приходят
послушать.
Слайд 11
Особенно это было выражено в Германии – там
сформировалось 2 противоположных школы органной игры: северная и южная,
известным представителем школы был Пахельбель. Полифония была особым показателем стиля барокко в музыке. В более поздние эпохи она не будет выражена столь ярко. Северная же отличалась куда большей свободой и виртуозностью исполнения, известных представителей было больше: Букстехуде, Рейнкин, Бем.
Слайд 12
Как ни странно, еще одним музыкальным инструментом, вышедшим
на концертный уровень, стал клавесин. Возможности этого музыкального инструмента
были ограничены: инструмент, ставший предшественником фортепиано, имел иное устройство. Было невозможно добиться долгого звучания звуков. При этом из инструмента нельзя было извлечь звуки различной громкости, что не давало разнообразить музыку динамическими оттенками.
Слайд 13
Значительными достижения были и в скрипичной и ансамблевой
музыке эпохи барокко. Скрипка приобрела свой внешний облик лишь
в XVI веке. За столетие инструмент достиг невиданной популярности. С одной стороны, скрипка и подобные струнно-смычковые инструменты обладали удивительными ансамблевыми свойствами, гармонично сочетаясь друг с другом.
Слайд 14
Ярким представителем эпохи барокко, писавшим в жанре concerto
grosso – "большой концерт" , был Арканджело Корелли. Концерт –
соревновательный жанр, в "большом концерте" группы инструментов соревновались между собой.
Арканджéло Коре́лли
итал. Arcangelo Corelli
17 февраля 1653,
Фузиньяно, —
8 января 1713, Рим
выдающийся
итальянский скрипач,
композитор.
Слайд 15
Самыми известными представителями эпохи Барокко стали Иоганн Себастьян
Бах и Георг Фридрих Гендель.
1685-1750
1685-1759
Слайд 16
Гендель много работал в жанре opera-seria, но неудачи,
связанные с недостатками самого жанра, заставили композитора обратиться к
иному крупному вокальному жанру – оратории.
В результате композитор написал несколько выдающихся ораторий, одной из который стала оратория "Самсон".
Слайд 17
Выдающийся немецкий композитор эпохи барокко. В отличие от
Генделя, Бах всю жизнь прожил в Германии. Иоганн Себастьян
был также выдающимся органистом, клавесинистом, педагогом. За свою жизнь композитор написал огромное количество произведений, творил во всех жанрах, кроме оперы.
Слайд 18
Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах.
Слайд 19
Влияние техник и приёмов барокко на современную музыку
ДЖАЗ
Так
как многое в музыке барокко стало основой музыкального образования,
влияние барочного стиля сохранилось и после ухода барокко как исполнительского и композиторского стиля.
Слайд 20
МУЗЫКА БАРОККО И ДЖАЗ
Музыка барокко и джаз имеют
некоторые точки соприкосновения. Музыка барокко в основном написана для
небольших ансамблей (в то время не существовало реальной возможности собрать оркестр из сотни музыкантов), напоминающих джазовый квартет. Также произведения барокко оставляют широкое поле для исполнительской импровизации.
Слайд 21
В рамках стиля кул-джаз в 1950-е годы появилась тенденция проведения
параллелей в джазовых композициях с музыкой эпохи барокко. Обнаружив
общие гармонические и мелодические принципы в столь отдалённых музыкально и эстетически периодах, музыканты проявили интерес к инструментальной музыке И. С. Баха. Целый ряд музыкантов и ансамблей пошли по пути разработки этих идей. В их числе Дэйв Брубек, Билл Эванс, Джерри Маллиган, Жак Люсье, но в первую очередь это относится к «Модерн Джаз Квартету», возглавляемому пианистом Джоном Льюисом
Слайд 23
Культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIII вв. Его
проявление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием.
Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры.
Слайд 24
Барокко подготовило новую эпоху – эпоху просвещения и
следующего за ней классицизма. Искусство этого стиля живет, развивается
вплоть до наших дней (искусство рококо, «неоклассицизм», возрождающий, прежде всего барочные формы).
Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души!