Слайд 2
Симфонический оркестр
Симфони́ческий орке́стр — большой коллектив музыкантов, исполняющих
симфонические музыкальные произведения. Симфонический оркестр включает три группы инструментов:
струнные, духовые и ударные. Большой симфонический оркестр может содержать четыре группы инструментов: струнные, духовые, ударные и одиночные.
Слайд 3
Скрипка-королева оркестра
Скрипка - 4-хструнный смычковый инструмент, самый
высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в
оркестре. Скрипка обладает таким сочетанием красоты и выразительности звука, как, пожалуй, ни один другой инструмент. А вот скрипачи зачастую имеют репутацию нервных и скандальных людей.
Слайд 4
Альт
Альт - по внешнему виду
копия скрипки, только чуть больших размеров, отчего звучит в
более низком регистре и играть на нем немного сложнее, чем на скрипке. По сложившейся традиции альту отводится вспомогательная роль в оркестре. Альтисты зачастую являются мишенью для шуток и анекдотов в музыкальной среде.
Было в семье три сына - два умных, а третий - альтист...
P.S. Некоторые считают, что альт это улучшенный вариант скрипки.
Слайд 5
Виолончель
Виолончель - большая скрипка, на которой играют сидя,
удерживая инструмент между коленями и упирая его шпилем в
пол. Виолончель имеет богатый низкий звук, широкие выразительные способности и детально проработанную технику исполнения. Исполнительские качества виолончели покорили сердца огромного числа поклонников.
Слайд 6
Контрабас
Контрабас - самый низкий по звучанию и самый
большой по размеру (до 2-х метров) среди семейства смычковых
струнных инструментов. Контрабасисты должны стоять или сидеть на высоком стуле, чтобы дотянуться до верха инструмента. Контрабас обладает густым, хриплым и несколько глуховатым тембром и является басовым фундаментом всего оркестра.
Слайд 7
Деревянные духовые инструменты.
Большая семья различных инструментов, не
обязательно сделанных из дерева. Звук порождается вибрацией воздуха, проходящего
по инструменту. Нажатие клавиш укорачивает/удлиняет воздушный столб и меняется высота звука. Каждый инструмент обычно имеет свою сольную линию, хотя исполнять её могут и несколько музыкантов.
Слайд 8
Флейта
Флейта - современные флейты очень редко бывают из
дерева, чаще из металла (в т.ч. драгоценных металлов), иногда
из пластика и стекла. Флейту держат горизонтально. Флейта - один из самых высоких по звучанию инструментов в оркестре. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых, благодаря этим её достоинствам ей часто поручается оркестровое соло.
Слайд 9
Гобой
Гобой - мелодичный инструмент с диапазоном ниже, чем
у флейты. По форме немного конический, гобой обладает певучим,
однако несколько гнусавым тембром, а в верхнем регистре даже резким. Он в основном используется как оркестровый сольный инструмент. Поскольку во время игры гобоисты должны перекашивать своё лицо, их иногда воспринимают как ненормальных людей.
Слайд 10
Кларнет
Кларнет - бывает нескольких размеров, в зависимости от
требуемой высоты звучания. Кларнет использует только один язычок (трость),
а не двойной как у флейты или фагота. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Проверьте себя: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Слайд 11
Фагот
Фагот - самый низкий по звучанию из деревянных
духовых инструментов, используется как для басовой линии, так в
качестве альтернативного инструмента мелодии. В оркестре обычно три-четыре фагота. Играть на фаготе в силу его размеров тяжелее, чем на остальных инструментах этого семейства.
Слайд 12
Медные духовые инструменты.
Самая громкая группа инструментов симфонического
оркестра, принцип извлечения звуков такой же, как и у
деревянных духовых инструментов - "нажимай да дуй". Каждый инструмент играет свою сольную линию - материала очень много. В разные эпохи своей истории симфонический оркестр менял группы инструментов в своём составе, некоторый спад интереса к духовым инструментам произошел в эпоху романтизма, в 20 веке открылись новые исполнительские возможности медных инструментов и значительно расширился их репертуар.
Слайд 13
Валторна
Валторна (рожок) - изначально произошла от охотничьего рожка,
валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и
скрипучей. Обычно в оркестре используется от 2 до 8 валторн в зависимости от произведения.
Слайд 14
Труба
Труба - инструмент с высоким чистым звуком, очень
подходит для фанфар. Как и кларнет, труба может быть
разных размеров, каждая со своим тембром. Отличаясь большой технической подвижностью, труба блестяще выполняет свою роль в оркестре, на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большой протяжённости мелодических фраз.
Слайд 15
Тромбон
Тромбон - исполняет больше басовую линию, чем мелодическую.
От других медных духовых инструментов отличается наличием особой передвижной
U-образной трубки - кулисы, двигая которую вперед и назад музыкант изменяет звучание инструмента.
Слайд 16
Ударные музыкальные инструменты.
Древнейшие и самые многочисленные среди
групп музыкальных инструментов. Часто ударные ласково называют "кухней" оркестра,
а исполнителей называют "мастером на все руки". С ударными инструментами музыканты обходятся довольно "жестко": бьют их палками, ударяют друг о друга, трясут - и все это для того, чтобы задать ритм оркестра, а также придать колорит и своеобразие музыке. Иногда к ударным добавляют автомобильный клаксон или устройство, имитирующее шум ветра (эолифон). Рассмотрим только два ударных инструмента:
Слайд 17
Литавры
Литавры - полусферический металлический корпус, обтянутый кожаной мембраной,
литавры могут звучать очень громко или, наоборот, мягко, как
далёкий раскат грома, для извлечения разных звуков используются палочки с головками из разных материалов: дерево, войлок, кожа. В оркестре обычно от двух до пяти литавр, очень интересно наблюдать за игрой на литаврах.