Слайд 2
ГЛИНКА
Михаил Иванович (1804 – 1857)
Слайд 3
Михаил Иванович Глинка и его творения
Михаил Иванович Глинка
— русский композитор, родоначальник русской классической музыки.
Автор опер
«Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине.
Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма.
Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации (1991—2000). Учреждены Глинкинские премии (Митрофаном Петровичем Беляевым; 1884—1917), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965—1990); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960).
Слайд 4
ДУНАЕВСКИЙ
Исаак Осипович (1900 – 1955)
Слайд 5
Исаак Осипович Дунаевский и его творения
Исаак Осипович
Дунаевский — советский композитор, народный артист России.
Песни Исаака Дунаевского:
«Песня о Родине» (1936), «Марш энтузиастов» (1940), «Летите, голуби» (1951), «Школьный вальс» (1952) и др. Один из создателей советской оперетты: «Золотая долина» (1937), «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955). Музыка к фильмам: «Веселые ребята» (1934), «Вратарь», «Цирк», «Дети капитана Гранта» (все три — 1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Кубанские казаки» (1949). Государственные премии СССР (1941, 1951).
Уникальные музыкальные способности Исаак Дунаевский начал проявлять еще в раннем детстве. В четыре с половиной года подбирал по слуху на рояле мелодии вальсов и маршей, которые он слышал в небольшом оркестре, игравшем по воскресеньям в городском саду.
Исаак Осипович Дунаевский - отец композитора Максима Исааковича Дунаевского (музыка к фильмам: к фильмам «Д'Артаньян и три мушкетера», «Ах, водевиль, водевиль...», «Карнавал» (1981), «Мэри Поппинс, до свиданья!» и др.
Слайд 6
ЛЯДОВ
Анатолий
Константинович (1855-1914)
Слайд 7
Анатолий Константинович Лядов и его творения
Анатолий Константинович Лядов
- русский композитор, дирижер, педагог.
К ученикам Лядова принадлежали
многие советские композиторы: Б. Асафьев, В. Дешевов, С. Майкапар, Н. Мясковский, С. Прокофьев, В. Щербачев и другие.
По складу дарования композитор был выдающимся мастером симфонической миниатюры.
В музыке Лядова огромную роль играет русская народная песня. Он не только обработал более 150 народных мелодий, но и творил свои собственные мелодии на интонациях народной песни.
Лядов сочинил много пьес для фортепиано.
Шутливая пьеска "Музыкальная табакерка" воссоздает звучание музыкальной игрушки.
Лядов развивал в своих произведениях другую линию творчества своего учителя Римского-Корсакова. Он создал ряд маленьких сказочных картинок для оркестра: "Баба-Яга" (1904), "Кикимора" (1910), "Волшебное озеро" (1909). В них проявился замечательный талант художника, способного рисовать музыкой яркие и оригинальные образы, создавать портреты сказочных персонажей, фантастические пейзажи.
Слайд 8
МУСОРГСКИЙ
Модест Петрович (1839 – 1881)
Слайд 9
Модест Петрович Мусоргский и его творения
Модест Мусоргский родился
в богатой семье, любившей музыку, в 1839 году. Тем
не менее, его воспитывали для последующей карьеры солдата, поэтому Модест только на любительском уровне играл на фортепиано и пел.
В последующем он познакомился с композитором Римским-Корсаковым, который стал одним из его ближайших друзей. Вместе с такими композиторами как Балакирев, Кюи, Римский-Корсаков и Бородин Мусоргский вошел в состав "Могучей кучки". Целью этого союза было создание своего русского стиля, отличного от немецкого влияния.
За это время он создал свои лучшие произведения, включая "Ночь на лысой горе", которое он написал за 12 дней. Это было его единственным произведением для оркестра и, кстати, так и не исполненное при жизни.
Далее у композитора была работа над произведением искусства своей жизни - оперой "Борис Годунов" по мотивам пьесы Пушкина.
Другие его СОЧИНЕНИЯ: "Иванова ночь на Лысой горе" (1876); Опера "Борис Годунов" (1896); "Поражение Сеннахериба" (1867); Песни "Блоха", Семинарист", "Гопак", "Козел", "Светик Савишна" (1879); Опера "Хованщина", K 488 (1886); "Песни и пляски смерти" (1877)
"Иисус Навин" (1877)
Без солнца (1874)
Картинки с выставки (1874)
Опера "саламбо (неокончена) (1863-66)
Соната для фортепиано (1860)
Опера Сорочинская ярмарка (1913), окончена Ц. Кюи (1916)
Опера Женитьба (1868) окончена М. Ипполитовым-Ивановым (1931)
Слайд 10
ПРОКОФЬЕВ
Сергей Сергеевич (1891 – 1953)
Слайд 11
Сергей Сергеевич Прокофьев и его творения
Сергей Прокофьев родился
в семье крестьянина на Украине. Его мать научила игре
на фортепиано, и с раннего детства Сергей проявлял недюжинные музыкальные способности. Музыкой Сергей увлекся с детского возраста. В 5 лет он начал играть на пианино, а чуть позже – сочинять первые пьесы. Он написал партитуру к опере "Великан" уже в возрасте 9 лет.
Окончил Санкт-Петербургскую Консерваторию. Композиторы Римский-Корсаков и Анатолий Лиадов обучали его композиции.
Прокофьев давал туры по России, его концерты хорошо принимались в Москве и Санкт-Петербурге. Он сочинял и играл в Европе и Америке. Он принес огромный опыт в российское кино, которого набрался в Голливуде. Его музыка была использована в фильмах Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" и "Иван Грозный".
Во время войны Прокофьев вел очень активную музыкальную деятельность: великолепная Пятая Симфония, балеты "Ромео и Джульета" и «Золушка».
Среди известных сочинений композитора: оперы «Повесть о настоящем человеке», «Маддалена», «Игрок», «Огненный ангел», «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка».
Слайд 12
РАХМАНИНОВ
Сергей Васильевич (1873 – 1943)
Слайд 13
Николай Андреевич Рахманинов и его произведения
Сергей Васильевич Рахманинов
– композитор, пианист.
Еще с детства проявилось увлечение музыкой. Поэтому
уже в 9 лет он стал обучаться на фортепианном отделении консерватории Петербурга. Также Сергей Рахманинов учился в Московской консерватории.
Он был одним из лучших учеников и получал стипендию имени Н. Г. Рубинштейна. На заключительном экзамене по гармонии П. И. Чайковскому так понравились сочинённые Рахманиновым прелюдии, что он поставил пятёрку, окружённую четырьмя плюсами.
Наиболее значительное из ранних произведений — одноактная опера «Алеко» на сюжет А. С. Пушкина. Она была закончена в небывало короткий срок — чуть больше двух недель. Комиссия поставила Рахманинову высшую оценку, ему была присуждена Большая золотая медаль. Премьера «Алеко» в Большом театре имела огромный успех.
Всего Рахманинов написал около 80 романсов.
Рахманинов неоднократно выступал в ансамбле с русским певцом Федором Ивановичем Шаляпиным.
Слайд 14
СТРАВИНСКИЙ
Игорь Федорович (1882 – 1971)
Слайд 15
Игорь Федорович Стравинский и его творчество
Стравинский родился в
семье русского певца-баса, солиста Мариинского театра Фёдора Стравинского. С
девяти лет начал частным образом брать уроки фортепиано.
Яркие и более ранние музыкальные впечатления Стравинского были связаны с его жизнью летом в деревне. «Я часто вспоминаю, — писал композитор, — пение баб из соседней деревни. Их было много, и они пели в унисон каждый вечер, возвращаясь с работы. И сейчас еще я помню точно этот напев и их манеру петь. Когда дома, подражая им, я напевал эту песню, взрослые хвалили мой слух. Помнится, эти похвалы доставляли мне большое удовольствие».
Эти впечатления, безусловно, питали творческую фантазию композитора. В результате мы можем наслаждаться целой серией его обработок русских народных песен, созданных в 1913–1919 гг., еще до отъезда композитора за границу. Это «Воспоминания о моем детстве» (1913), «Прибаутки» (1914), «Четыре русские песни» (1918–1919).
Стравинский написал три балета, принесших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). Среди сочинений Стравинского — оперы «Соловей» (по сказке Андерсена, 1914) и «История солдата» («сказка о беглом солдате и чёрте, читаемая, играемая и танцуемая»; 1918).
Слайд 16
ЧАЙКОВСКИЙ
Петр Ильич (1840 – 1893)
Слайд 17
Петр Ильич Чайковский и его творчество
Пётр Ильич Чайковский
- русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.
Тонкий психолог, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии).
Его Оперы: «Евгений Онегин» (1878), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891).
Новатор в области балета - «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892). К мировым шедеврам Петра Ильича Чайковского принадлежат 6 симфоний (1866-1893), симфония «Манфред» (1885), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1866-1893), фантазия «Франческа да Римини» (1876), «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-1893); концерт для скрипки с оркестром, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882), романсы.
Профессор Московской консерватории (1866-1878).
Считается одним из величайших композиторов в истории музыки.
Слайд 18
ШОСТАКОВИЧ
Дмитрий Дмитриевич (1906 – 1975)