Слайд 2
ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение)
– это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки
и драмы, в котором действующие лица поют.
Слайд 3
Родиной оперы считается ИТАЛИЯ (16-17вв.),
её «отцом» -
композитор Клаудио МОНТЕВЕРДИ.
Но ещё в Древней Греции актёры исполняли
трагедии нараспев, чтобы усилить воздействие на зрителей, а хор под музыкальное сопровождение выражал основную идею произведения.
Слайд 4
Уже в начале XV века родился итальянский оперный
театр, где музыка и пение существовали в нерасторжимом единстве.
Композиторы
К. Монтеверди и
Д. Скарлатти создали особый жанр - оперу-сериа (серьезную оперу). В XV веке в Италии появляется комическая опера (опера-буффа).
Слайд 5
Родоначальником русской национальной оперы стал М. И. Глинка,
который в начале XIX века создал оперы "Жизнь за
царя" и "Руслан и Людмила".
Слайд 6
Крупнейшие оперные композиторы:
М. И. Глинка
А. Г. Рубинштейн
А. П. Бородин
М. П. Мусоргский
Н. А. Римский-Корсаков
П. И. Чайковский
В. И. Ребиков
С. В. Рахманинов
И. Ф. Стравинский
Слайд 7
Лучшие русские оперы
"Пиковая дама" Чайковского
"Борис Годунов" Мусорского
"Жизнь за царя" Глинки
"Князь Игорь" Бородина
"Леди Макбет Мценского
уезда" Шостаковича
"Каменный гость" Даргомыжского
"Золотой петушок" Римского-Корсакова
"Евгений Онегин" Чайковского
"Война и мир" Прокофьева
«Похождения повесы» Стравинского
Слайд 8
Разновидности оперы
Исторически сложились определённые формы оперной музыки.
При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её
компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно: большая опера полукомическая, комическая опера, романтическая опера, на романтический сюжет.
Слайд 9
СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРНОГО СПЕКТАКЛЯ РАСКРЫВАЕТСЯ ПРИ ПОМОЩИ МУЗЫКИ, СЦЕНИЧЕСКОГО
ДЕЙСТВИЯ, ДЕКОРАЦИЙ И ТАНЦА.
Слайд 10
Элементы оперы
В состав оперного коллектива входят: солист, хор,
оркестр, военный оркестр, орган
Оперные голоса: (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто;
мужские: контратенор, тенор, баритон, бас).
Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы;— эпилог.
Части оперного произведения;— речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли .
Из симфонических — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.
Слайд 12
Декорация – это оформление сцены и спектакля,
общий
вид места действия.
Слайд 14
Увертюра к опере
«Руслан и Людмила» М.И.Глинки
Увертюра –
это музыкальное вступление
к опере, балету или другому спектаклю
Слайд 15
Либретто— литературная основа большого вокального сочинения, светского или
духовного, например оперы, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла.
Слайд 17
АРИЯ
– занимает в опере главное место, исполняемая только
соло, она полно характеризует героя и раскрывает его мир
чувств и переживаний.
Слайд 18
Ансамблевые номера предназначены для нескольких исполнителей.
К ним относятся
дуэт, терцет (или трио), квартет, квинтет и т. д.
Названия
ансамблевых номеров – это латинские и итальянские термины, которые указывают количество певцов в ансамбле.
АНСАМБЛИ
Слайд 20
Хоровые номера – это номера для коллектива исполнителей.
Они различаются по составу хоров: мужской, женский, смешанный, детский,
хор мальчиков.
Слайд 21
ОРКЕСТР
«…дело оркестровки… дорисовать для слушателей те черты, которых
нет и не может быть в вокальной мелодии, всегда
несколько неопределённой в отношении драматического смысла: оркестр должен придать музыкальной мысли определённое движение и колорит – одним словом, придать ей характер, жизнь».
М.И.Глинка